Найти в Дзене
Нейроцыган Алешка

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО (до 10000 - 1000 лет до н.э.). ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Об искусстве этого времени можно судить только по архиелогическим раскопкам.
Оно представлено в виде наскальных рисунков, украшений, а так же в виде религиозных поведений, например, погребение.

Территориально оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды.

Причины зарождения искусства весьма банальны – это потребность человека в красоте и творчестве.

Ученые до сих пор не могут прийти к общему мнению о периодах, а так же подлинности найденных артефактов.
Я три дня потратил в интернетах в поисках, как мне кажется, правды )))



ПЕРИОДИЗАЦИЯ

КАМЕННЫЙ ВЕК (орудия труда изготовляли из камня, отсюда и название такое – каменный век):

  • Древнекаменный век – «Палеолит». До 10 тыс. до н.э.
  • Среднекаменный век – «Мезолит». 10 - 6 тыс. до н.э.
  • Новокаменный век – «Неолит». 6 – 2 тыс. до н.э.

ЭПОХА БРОНЗЫ. 2 тыс. до н.э.

ЭПОХА ЖЕЛЕЗА. 1 тыс. до н.э.

В этой статье я поговорю про «Каменны век». А про «бронзовый и железный» можно почитать в следующей статье.


ПАЛЕОЛИТ (До 10 тыс. лет до н.э.)

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА. ИСПАНИЯ.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему Палеолиту (35 – 10 тыс. до н.э.).
Они были обнаружены в конце 19 века (1879 год) испанским археологом графом Марселино де Саутуолой в пещере Альтамира.
Точнее, обнаружены они были не им, а его маленькой дочкой. Которая, увидев наскальные рисунки закричала «Быки-быки!».

Поначалу Марселино никто не поверил. И только спустя 20 лет, после того как произведения были обнаружены и в других местах, подлинность пещерной живописи была признана.

Панно бизонов. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит
Панно бизонов. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит

Всего на своде изображено 23 фигуры. Есть еще, но от них сохранились только контуры.
Не примитивизм, а прям высшая степень стилизации.

Когда их обнаружили, считали что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но сегодня люди утверждают, что это искусство.
А я считаю, что одно не мешает другому. И не может существовать друг без друга.


ПЕЩЕРА ФОН-ДЕ-ГОМ. Франция.


На стенах и сводах залов пещеры Фон-де-Гом нанесено около 80 рисунков. В основном бизоны.

Пасущийся олень. Пещера Фон-де-Гом. Франция. Поздний палеолит.
Пасущийся олень. Пещера Фон-де-Гом. Франция. Поздний палеолит.

Рога довольно таки искажены и изображены в перспективе.
Думаю это не случайно – олени в это время (15 тыс. лет до н.э.) притесняли других животных.

Фрагмент. Бизон. Пещера Фон-де-Гом. Франция. Поздний палеолит.
Фрагмент. Бизон. Пещера Фон-де-Гом. Франция. Поздний палеолит.

Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображение другим. Детализация. Забавное авторское решение изображения хвоста )))
Даже домики есть.

Волк. Пещера Фон-де-Гом. Франция. Поздний палеолит
Волк. Пещера Фон-де-Гом. Франция. Поздний палеолит


ПЕЩЕРА НИО. Франция.

Лошадь. Пещера Нио. Франция. Поздний палеолит
Лошадь. Пещера Нио. Франция. Поздний палеолит

Из примечательного – силуэт обведен черной краской, а внутри закрашен желтым. И, вероятно, это пони.

Каменный баран. Нио. Франция. Поздний палеолит.
Каменный баран. Нио. Франция. Поздний палеолит.

У барана даже шкура прорисована.

Олень. Пещера Нио. Франция. Поздний палеолит.
Олень. Пещера Нио. Франция. Поздний палеолит.

Из задницы оленя торчит голова пони )))

Бизон. Пещера Нио. Франция. Поздний палеолит.
Бизон. Пещера Нио. Франция. Поздний палеолит.

Больше всего в этой пещере бизонов. Некоторые из них нарисованы ранеными.


ПЕЩЕРА ЛАСКО. Франция.

Так получилось, что именно дети, причем случайно, нашли самые интересные росписи в Европе:

Вот так вот, в 1940 году, наверно в сентябре, в уютном уголке Франции под названием Монтиньяк, четверка юных авантюристов решила пошатать свои нервы в поисках исторических штуковин.
Нашли какую то дыру, на месте которой раньше было дерево.
Один парень кинул камешек в дырку и по шуму они поняли, что глубина большая.
Парниши пролезли в дырку, включили фонарики и офигели. Со стен пещеры смотрят морды зверюг, словно готовы в любой момент прыгнуть и загрызть.

Еще эту пещеру называют первобытной «Сикстинской капеллой». Состоит из нескольких помещений.

Сцена охоты. Пещера Ласко. Франция. Поздний палеолит.
Сцена охоты. Пещера Ласко. Франция. Поздний палеолит.

Раненый копьем бык, боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – вероятно, это его душа.
Здесь прям уже есть сюжет и символизм.
Пропорции сильно утрированы.

Бизон. Пещера Ласко. Франция. Поздний палеолит.
Бизон. Пещера Ласко. Франция. Поздний палеолит.

Лошадь. Пещера Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Лошадь. Пещера Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


КАПОВА ПЕЩЕРА. Россия

Находится пещера на Урале, на реке Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина - около 3км.
Из рисунков – в основном живописные изображения мамонтов, шерстястых носорогов, лошадей и конечно бизонов.
Но что самое примечательное, здесь есть изображение двугорбого верблюда.
Размеры рисунков варьируются между 44 и 112 сантиметрами.

Открыл рисунки в 1959 году палеозоолог А.В.Рюмин.

Это открытие стало настоящей мировой сенсацией – ведь ученые того времени считали, что рисунки эпохи палеолита были только во Франции и Испании.

Двугорбый верблюд. Капова пещера. Россия. Поздний палеолит.
Двугорбый верблюд. Капова пещера. Россия. Поздний палеолит.

СКУЛЬПТУРА ПАЛЕОЛИТА

В это время скульптуру принято называть "искусство малых форм" или "мобильное искусство"
.
Выделяют три типа объекта:
1. Статуэтки вырезанные из мягкого камня, рогов, бивней мамонтов.
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефные изображения в пещерах, гротах.

Гравировка на кости двух ланей. Пещера Шаффо. Франция. Поздний палеолит.
Гравировка на кости двух ланей. Пещера Шаффо. Франция. Поздний палеолит.

Одной из первых находок, называемых «мелкой пластикой», была костяная пластина из пещеры Шаффо с изображениями двух ланей.
Кость была найдена в 1834 году, но в научный оборот ее ввели в 1887 году.
Ученые до 1901 года (после открытия рисунков в пещере Комбарель и живописи в пещере Фон-де-Гом) сомневались в подлинности находках. Причина – представление о людях каменного века как о примитивных существах, не способных к художественному творчеству.

Венера Лоссельская. Музей Аквитании. Бордо. Франция. Поздний палеолит.
Венера Лоссельская. Музей Аквитании. Бордо. Франция. Поздний палеолит.

Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17см.
Самым заметным их отличительным признаком является преувеличенные детородные органы – задница и сиськи.

Венера Виллендорфская. Музей естественной истории. Вена. Австрия. Поздний палеолит.
Венера Виллендорфская. Музей естественной истории. Вена. Австрия. Поздний палеолит.

Все статуэтки являются своего рода культовыми предметами, амулетами, идолами и т.д., которые отражают идею материнства и плодородия.

Статуэтки на стоянках Малтьа и Бухреть. Прибайкайле. Россия. Поздний палеолит.
Статуэтки на стоянках Малтьа и Бухреть. Прибайкайле. Россия. Поздний палеолит.

В Сибири и в Прибайкайле была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика.
Наряду с такими же, как и в Европе, грузными фигурками сисястых женщин, здесь есть статуэтки стройных дам. И, в отличии от европейских, многие изображены одетыми. Скорей всего, в меховые одежды, свидетельствующие о холодном климате.

МЕЗОЛИТ (10 – 6 тыс. лет до н.э.)

Мезолит является переходным периодом, охватывающий промежуток времени между палеолитом и неолитом.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека.
Люди начали использовать больше разнообразных ресурсов – морских, речных и лесных, что отразилось и в их искусстве.

Из-за более теплого климата, наскальные изображения перемещаются из пещер на открытые площадки – вертикальные скалы, отвесные стены.

С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его уже не интересует отдельный зверь или случайная находка злаков.
Благодаря активности людей, они находят целые стада зверей, поля и леса богатые плодами.

Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главную роль.
Задача не в правдоподобном изображении отдельных фигур, а в передачи действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты. Появляются сцены сбора меда. Культовые танцы.

Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. В основном используются красный и черные цвета.

В период мезолита появляются новые изображения под названием петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.

На юге Украины, вблизи поселка Мирное (на момент написания статьи) есть каменистый холм. На его склонах обнаружены резные и поцарапанные изображения.
В основном это образы быков и козлов.

К югу от Баку расположена небольшая равнина Гобустан с возвышенностями в виде столовых гор. На скалах этих гор находится много разнообразных петроглифов. Большинство из них открыты в 1939 году.
Изображения женских и мужских фигур, быков, хищников, пресмыкающихся и насекомых. Некоторые изображения больше 1 метра.

Грот Зараут-Камар. Узбекистан. Мезолит.
Грот Зараут-Камар. Узбекистан. Мезолит.

В горах Узбекистана, на высоте около 2000м над уровнем моря находится грот Зараут-Камар.
Изображения в нем были обнаружены в 1939 году местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Рисунки представляют собой охоту на быка. Охотники окружили быка. Причем, изображения «охотников» представлены двух типов – фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков. И хвостатые фигуры с поднятыми вверх и натянутыми луками.
Скорей всего, эту сцену можно трактовать как охоту замаскированных охотников, и как миф.

НЕОЛИТ (6 - 2 тыс. лет до н.э.)

Этот период знаменуется как началом цивилизации.

После окончания Ледникового периода (10000 лет до н.э.), существование охотников-собирателей начало исчезать. Так как стада северных оленей и других животных ушло на север.

Пещерное искусство исчезло, когда люди начали вести оседлый образ жизни, основанный на сельском хозяйстве и выращивании одомашненных животных.

Как и во все эпохи, что происходило в повседневной жизни - оказало большое влияние на искусство.

В отличии от своих предков, человек неолита обнаружил, что заниматься фермерством гораздо безопаснее, чем ходить на охоту.

В течении 5000 лет население значительно увеличилось: с 8 миллионов до 65 миллионов.

Сообщества стали более осведомленными и более защищенными на своей территории. Они часто сливались с другими, создавая более крупные поселения и, в конечном итоге, в города.
Самым древним городом считается Иерихон (Палестина).

Стали появляться армии и профессиональные воины.

Глиняная посуда

Керамика до сих пор считается диагностическим артефактом неолита, несмотря на то, что японская керамика Джомон и китайские керамические изделия предшествует неолиту на несколько тысячелетий.

Керамическое искусство на ближнем востоке было наиболее прогрессивным и разделяется на четыре периода:
- период Хассуны (7000 – 6500 лет до н.э.). В этот период горшки с низким горлышком делались из камня, неокрашенного и неглазурованного.
- период Халафа (6500 – 5000 лет до н.э.). К эре Халафа изделия начали украшать замысловатыми рисунками, а также рисовать узоры и полировать.
- период Убайд (5000 – 4000 лет до н.э.). С изобретением гончарного круга керамическое производство пережило эволюцию. Что позволило мастерам удовлетворять растущий спрос на новые формы и типы сосудов.

Тарелки Саммары. Ближний восток. Неолит.
Тарелки Саммары. Ближний восток. Неолит.

Керамические изделия также встречаются на территории Индии, Европы и Африки.

Орнамент и переносные фигурки

Более оседлая жизнь создала огромный спрос на эстетическое оформление и украшения. В результате были разработаны ремесла, а также виды декоративно-прикладного искусства и дизайна.
В домах начали появляться фрески. Возникли маленькие статуи и узоры для керамики и текстиля.

Рыбный бог. Лепенски Вир. Сербия. Неолит.
Рыбный бог. Лепенски Вир. Сербия. Неолит.

По своей природе, древнее искусство оставалось функциональным, но уже требовало красоты.

Архитектура

По мере роста поселений, росла и потребность в правилах и социальных нормах. Это привело к развитию религиозных систем верований и поклонению божествам. В свою очередь, это привело к появлению религиозной архитектуры для святынь и гробниц.

Гобекли Тёпе - объект всемирного наследия ЮНЕСКО, имевший население около 10 000 человек.
Раскопки показали, что все комнаты тщательно содержались в чистоте, а мёртвых хоронили в ямах под полами и очагами.
Красочные фрески были нарисованы на внутренних и наружных стенах по всему поселению.
Около ста глиняных статуэток женщин были вылеплены из мрамора, голубого и коричневого известняка, алебастра, кальцита, базальта и терракоты.
Ещё 1900 статуэток были скульптурами животных.
Хотя ни одного храма не было обнаружено, сильно украшенные палаты могли быть святынями.
На фресках были изображены сцены охоты, зубры и олени, а также изображения мужчин с вертикальными членами.

Картина с изображением деревни на живописном фоне с изображением горных вершин Хасан Даг считается первым в мире примером пейзажной живописи.

Первая пейзажная живопись. Гобекли Тёпе. Турция. Неолит.
Первая пейзажная живопись. Гобекли Тёпе. Турция. Неолит.

Квадратно-прямоугольные объекты - это дома в поселке. Оранжевая штуковина - это извергающийся вулкан Хасан Даг.
Открыл это рисунок в 1963 году археолог Джеймс Меллаарт.
Но ученые Мелаарту не особо верят.
Говорят, что это просто абстракция. А оранжевая штука - это леопард.
Хз. Я больше верю товарищу Джеймсу.

В следующей статье разберем "эпохи Бронзы и Железа. И наконец закончим с первобытным искусством.