Об искусстве этого времени можно судить только по архиелогическим раскопкам.
Оно представлено в виде наскальных рисунков, украшений, а так же в виде религиозных поведений, например, погребение.
Территориально оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды.
Причины зарождения искусства весьма банальны – это потребность человека в красоте и творчестве.
Ученые до сих пор не могут прийти к общему мнению о периодах, а так же подлинности найденных артефактов.
Я три дня потратил в интернетах в поисках, как мне кажется, правды )))
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
КАМЕННЫЙ ВЕК (орудия труда изготовляли из камня, отсюда и название такое – каменный век):
- Древнекаменный век – «Палеолит». До 10 тыс. до н.э.
- Среднекаменный век – «Мезолит». 10 - 6 тыс. до н.э.
- Новокаменный век – «Неолит». 6 – 2 тыс. до н.э.
ЭПОХА БРОНЗЫ. 2 тыс. до н.э.
ЭПОХА ЖЕЛЕЗА. 1 тыс. до н.э.
В этой статье я поговорю про «Каменны век». А про «бронзовый и железный» можно почитать в следующей статье.
ПАЛЕОЛИТ (До 10 тыс. лет до н.э.)
ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА. ИСПАНИЯ.
Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему Палеолиту (35 – 10 тыс. до н.э.).
Они были обнаружены в конце 19 века (1879 год) испанским археологом графом Марселино де Саутуолой в пещере Альтамира.
Точнее, обнаружены они были не им, а его маленькой дочкой. Которая, увидев наскальные рисунки закричала «Быки-быки!».
Поначалу Марселино никто не поверил. И только спустя 20 лет, после того как произведения были обнаружены и в других местах, подлинность пещерной живописи была признана.
Всего на своде изображено 23 фигуры. Есть еще, но от них сохранились только контуры.
Не примитивизм, а прям высшая степень стилизации.
Когда их обнаружили, считали что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но сегодня люди утверждают, что это искусство.
А я считаю, что одно не мешает другому. И не может существовать друг без друга.
ПЕЩЕРА ФОН-ДЕ-ГОМ. Франция.
На стенах и сводах залов пещеры Фон-де-Гом нанесено около 80 рисунков. В основном бизоны.
Рога довольно таки искажены и изображены в перспективе.
Думаю это не случайно – олени в это время (15 тыс. лет до н.э.) притесняли других животных.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображение другим. Детализация. Забавное авторское решение изображения хвоста )))
Даже домики есть.
ПЕЩЕРА НИО. Франция.
Из примечательного – силуэт обведен черной краской, а внутри закрашен желтым. И, вероятно, это пони.
У барана даже шкура прорисована.
Из задницы оленя торчит голова пони )))
Больше всего в этой пещере бизонов. Некоторые из них нарисованы ранеными.
ПЕЩЕРА ЛАСКО. Франция.
Так получилось, что именно дети, причем случайно, нашли самые интересные росписи в Европе:
Вот так вот, в 1940 году, наверно в сентябре, в уютном уголке Франции под названием Монтиньяк, четверка юных авантюристов решила пошатать свои нервы в поисках исторических штуковин.
Нашли какую то дыру, на месте которой раньше было дерево.
Один парень кинул камешек в дырку и по шуму они поняли, что глубина большая.
Парниши пролезли в дырку, включили фонарики и офигели. Со стен пещеры смотрят морды зверюг, словно готовы в любой момент прыгнуть и загрызть.
Еще эту пещеру называют первобытной «Сикстинской капеллой». Состоит из нескольких помещений.
Раненый копьем бык, боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – вероятно, это его душа.
Здесь прям уже есть сюжет и символизм.
Пропорции сильно утрированы.
КАПОВА ПЕЩЕРА. Россия
Находится пещера на Урале, на реке Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина - около 3км.
Из рисунков – в основном живописные изображения мамонтов, шерстястых носорогов, лошадей и конечно бизонов.
Но что самое примечательное, здесь есть изображение двугорбого верблюда.
Размеры рисунков варьируются между 44 и 112 сантиметрами.
Открыл рисунки в 1959 году палеозоолог А.В.Рюмин.
Это открытие стало настоящей мировой сенсацией – ведь ученые того времени считали, что рисунки эпохи палеолита были только во Франции и Испании.
СКУЛЬПТУРА ПАЛЕОЛИТА
В это время скульптуру принято называть "искусство малых форм" или "мобильное искусство"
.
Выделяют три типа объекта:
1. Статуэтки вырезанные из мягкого камня, рогов, бивней мамонтов.
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефные изображения в пещерах, гротах.
Одной из первых находок, называемых «мелкой пластикой», была костяная пластина из пещеры Шаффо с изображениями двух ланей.
Кость была найдена в 1834 году, но в научный оборот ее ввели в 1887 году.
Ученые до 1901 года (после открытия рисунков в пещере Комбарель и живописи в пещере Фон-де-Гом) сомневались в подлинности находках. Причина – представление о людях каменного века как о примитивных существах, не способных к художественному творчеству.
Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17см.
Самым заметным их отличительным признаком является преувеличенные детородные органы – задница и сиськи.
Все статуэтки являются своего рода культовыми предметами, амулетами, идолами и т.д., которые отражают идею материнства и плодородия.
В Сибири и в Прибайкайле была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика.
Наряду с такими же, как и в Европе, грузными фигурками сисястых женщин, здесь есть статуэтки стройных дам. И, в отличии от европейских, многие изображены одетыми. Скорей всего, в меховые одежды, свидетельствующие о холодном климате.
МЕЗОЛИТ (10 – 6 тыс. лет до н.э.)
Мезолит является переходным периодом, охватывающий промежуток времени между палеолитом и неолитом.
После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека.
Люди начали использовать больше разнообразных ресурсов – морских, речных и лесных, что отразилось и в их искусстве.
Из-за более теплого климата, наскальные изображения перемещаются из пещер на открытые площадки – вертикальные скалы, отвесные стены.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его уже не интересует отдельный зверь или случайная находка злаков.
Благодаря активности людей, они находят целые стада зверей, поля и леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главную роль.
Задача не в правдоподобном изображении отдельных фигур, а в передачи действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты. Появляются сцены сбора меда. Культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. В основном используются красный и черные цвета.
В период мезолита появляются новые изображения под названием петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
На юге Украины, вблизи поселка Мирное (на момент написания статьи) есть каменистый холм. На его склонах обнаружены резные и поцарапанные изображения.
В основном это образы быков и козлов.
К югу от Баку расположена небольшая равнина Гобустан с возвышенностями в виде столовых гор. На скалах этих гор находится много разнообразных петроглифов. Большинство из них открыты в 1939 году.
Изображения женских и мужских фигур, быков, хищников, пресмыкающихся и насекомых. Некоторые изображения больше 1 метра.
В горах Узбекистана, на высоте около 2000м над уровнем моря находится грот Зараут-Камар.
Изображения в нем были обнаружены в 1939 году местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Рисунки представляют собой охоту на быка. Охотники окружили быка. Причем, изображения «охотников» представлены двух типов – фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков. И хвостатые фигуры с поднятыми вверх и натянутыми луками.
Скорей всего, эту сцену можно трактовать как охоту замаскированных охотников, и как миф.
НЕОЛИТ (6 - 2 тыс. лет до н.э.)
Этот период знаменуется как началом цивилизации.
После окончания Ледникового периода (10000 лет до н.э.), существование охотников-собирателей начало исчезать. Так как стада северных оленей и других животных ушло на север.
Пещерное искусство исчезло, когда люди начали вести оседлый образ жизни, основанный на сельском хозяйстве и выращивании одомашненных животных.
Как и во все эпохи, что происходило в повседневной жизни - оказало большое влияние на искусство.
В отличии от своих предков, человек неолита обнаружил, что заниматься фермерством гораздо безопаснее, чем ходить на охоту.
В течении 5000 лет население значительно увеличилось: с 8 миллионов до 65 миллионов.
Сообщества стали более осведомленными и более защищенными на своей территории. Они часто сливались с другими, создавая более крупные поселения и, в конечном итоге, в города.
Самым древним городом считается Иерихон (Палестина).
Стали появляться армии и профессиональные воины.
Глиняная посуда
Керамика до сих пор считается диагностическим артефактом неолита, несмотря на то, что японская керамика Джомон и китайские керамические изделия предшествует неолиту на несколько тысячелетий.
Керамическое искусство на ближнем востоке было наиболее прогрессивным и разделяется на четыре периода:
- период Хассуны (7000 – 6500 лет до н.э.). В этот период горшки с низким горлышком делались из камня, неокрашенного и неглазурованного.
- период Халафа (6500 – 5000 лет до н.э.). К эре Халафа изделия начали украшать замысловатыми рисунками, а также рисовать узоры и полировать.
- период Убайд (5000 – 4000 лет до н.э.). С изобретением гончарного круга керамическое производство пережило эволюцию. Что позволило мастерам удовлетворять растущий спрос на новые формы и типы сосудов.
Керамические изделия также встречаются на территории Индии, Европы и Африки.
Орнамент и переносные фигурки
Более оседлая жизнь создала огромный спрос на эстетическое оформление и украшения. В результате были разработаны ремесла, а также виды декоративно-прикладного искусства и дизайна.
В домах начали появляться фрески. Возникли маленькие статуи и узоры для керамики и текстиля.
По своей природе, древнее искусство оставалось функциональным, но уже требовало красоты.
Архитектура
По мере роста поселений, росла и потребность в правилах и социальных нормах. Это привело к развитию религиозных систем верований и поклонению божествам. В свою очередь, это привело к появлению религиозной архитектуры для святынь и гробниц.
Гобекли Тёпе - объект всемирного наследия ЮНЕСКО, имевший население около 10 000 человек.
Раскопки показали, что все комнаты тщательно содержались в чистоте, а мёртвых хоронили в ямах под полами и очагами.
Красочные фрески были нарисованы на внутренних и наружных стенах по всему поселению.
Около ста глиняных статуэток женщин были вылеплены из мрамора, голубого и коричневого известняка, алебастра, кальцита, базальта и терракоты.
Ещё 1900 статуэток были скульптурами животных.
Хотя ни одного храма не было обнаружено, сильно украшенные палаты могли быть святынями.
На фресках были изображены сцены охоты, зубры и олени, а также изображения мужчин с вертикальными членами.
Картина с изображением деревни на живописном фоне с изображением горных вершин Хасан Даг считается первым в мире примером пейзажной живописи.
Квадратно-прямоугольные объекты - это дома в поселке. Оранжевая штуковина - это извергающийся вулкан Хасан Даг.
Открыл это рисунок в 1963 году археолог Джеймс Меллаарт.
Но ученые Мелаарту не особо верят.
Говорят, что это просто абстракция. А оранжевая штука - это леопард.
Хз. Я больше верю товарищу Джеймсу.
В следующей статье разберем "эпохи Бронзы и Железа. И наконец закончим с первобытным искусством.