Новая модель стала доступна для предзаказа. За 7 тысяч рублей разработчики проекта предлагают предзаказать авто без какой-либо конкретики: четких характеристик авто нет, как нет и примерной цены. Разработчики «Атома» говорят, что целью предзаказа является проверка заинтересованности публики в продукте. О том, кто встал в очередь за машиной и есть ли у этого проекта будущее, в материале «Вечерней Казани».
«Атом», как заявляют разработчики, - это абсолютно новый электромобиль, созданный российской компанией с татарстанскими корнями совместно с партнерами. Причем полностью собственной разработкой в компании называют лишь платформу и софт. И не случайно, поскольку исполнительный директор стартапа Харальд Грюбель в видеоролике на официальном канале проекта поделился, что дизайн авто разрабатывался в Италии, а электромотор машины поставляется из Китая - от производителя, который делает их для «Теслы».
Грюбель также рассказал, что для изготовления машины требуется собрать воедино порядка 1800 элементов - с заводом, выполняющим штамповку 350 деталей, компания определилась. К их сварке, по словам исполнительного директора, компания приступит, как только получит необходимое оборудование. В телеграм-канале проекта, где авторы активно отвечают на комментарии, фото с производства подписчикам обещали показать «позже».
На данный момент производственную площадку «Атома» еще не выбрали.
КТО ПРИДУМАЛ «АТОМ»?
Разработкой «Атома» занимается компания «Кама», основанная главой КАМАЗа Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном - последний выступает в качестве инвестора.
Команда разработчиков самого «Атома» насчитывает более 500 человек. Это опытные специалисты, за спиной которых уже есть успешные кейсы мирового уровня - как в создании программного обеспечения, так и в производстве авто.
Например, исполнительный директор компании Грюбель до работы в «Каме» был заместителем руководителя АвтоВАЗа - там его план по унификации платформы нескольких автопроизводителей не поддержали, из-за чего АвтоВАЗ в конечном счете потерпел колоссальные убытки из-за санкций. А производство так и осталось низколокализованным.
Но вот уровень локализации производства «Атома» пока остается неясным - электромоторы поставляют из Китая, а батареи для авто планируют выпускать в Калининграде только к 2025 году. Под эти нужды Росатом уже строит завод на территории Балтийской АЭС.
Но зато у «Атома» есть собственная платформа и софт - последним занимается Дмитрий Агеев, IT-директор стартапа. По его словам, готовый «Атом» будет иметь открытый исходный код, что позволит сторонним разработчикам создавать собственные приложения для автомобиля. На сайте «Атома» также упоминается цифровой магазин, в котором пользователи смогут приобретать нужные приложения.
При этом Агеев говорит, что, несмотря на open-source-платформу, «Атом» станет безопасным проектом - над этим в компании работают совместно со специалистами из «Лаборатории Касперского».
С 2025 года планируется выпуск 15 тысяч моделей российского электромобиля - эта партия станет первой версией авто. Во второй, как говорит Агеев, уже будет реализован автопилот.
ГЛАВНЫМ ВОПРОСОМ ОСТАЕТСЯ ЦЕНА
На сайте говорится, что о стоимости будущие владельцы узнают ближе к релизу. Разработчики обещают, что цена будет не выше, чем на электромобиль аналогичного класса. При этом класс «Атома» не назван - создатели стремятся уйти от традиционного понятия «класс». «Атом», по их словам, вобрал в себя все лучшее от каждого: компактный - как B-класс, динамичный - как С, просторный - как Е. Не уточняется лишь, от какого именно класса «Атом» вберет цену.
В комментариях в группе проекта в соцсети «ВКонтакте» говорится, что в стоимость авто будет включена общая цена владения, эксплуатации, нулевой транспортный налог, бесплатные парковки, бесплатное движение по магистралям, а также субсидии.
Но что обеспечивает эту «стоимость»? На данный момент нет даже производства, а завод для батарей только строится. Как предположил мастер по ремонту электроавтомобилей Антон Матюнькин, прототип собрали из китайских компонентов - об этом говорит характерный зарядный порт на видео с канала «Атома».
- На видео мелькает китайский зарядный порт GB/T так называемый. Как-то не очень складывается: у нас, например, все автомобили, которые производятся для российского рынка, укомплектовываются европейским портом CCS Combo 2 или type 2, - делится Матюнькин.
При этом собеседник отмечает, что на видео с демонстрацией автоматической парковки «Атома» изображена другая машина - Toyota Prius, в нее просто установили руль от «Атома». Матюнькин также сказал, что не увидел в проекте новых технологий, кроме открытого кода и батареи, способной восполнять запас хода в 400 километров за пять минут.
Именно такую технологию в видео анонсировал Харальд Грюбель. В предзаказе информация поменялась - теперь заряд батареи, как уверяют разработчики, можно будет восполнить за восемь минут на 100 километров.
- Большинство технологий уже известны, но что они собираются за пять минут сделать полную зарядку - это интересно. И на каких элементах будет эта батарея, с какой емкостью? - задается вопросом эксперт.
Также Матюнькин сказал, что старт продаж в 2025 году может сильно отбросить «Атом» назад.
- В плане батареи они отстанут точно - запас хода в 500 километров уже есть сейчас, а они обещают только через полтора года. К этому времени китайцы, я думаю, уже планету перевернут со своими технологиями и опциями, - подчеркнул собеседник.
ЛЮДИ ВЕРЯТ В ПРОЕКТ
Руководитель АНО «Рестарт» Рустем Галимзянов рассказал, что в первый же день доступа забронировал место в очереди на покупку «Атома». Этот поступок он объясняет верой в проект и личным знакомством с командой, создающей российский электрокар.
- Я знаком и с руководством, и с самой командой «Атома» и вижу, как все вовлечены в процесс, - не может у них не получиться хороший продукт. Я вижу, как много внимания они уделяют опросам, изучению потребностей клиентов. Они хотят создать (и я думаю, создадут) удобный продукт, который удовлетворял бы всем современным потребностям человека, - подчеркивает Галимзянов.
Также АНО «Рестарт» вместе с командой «Атома» создали рабочую группу по упрощению процедуры установки зарядных станций в многоквартирных домах.
- Я понимаю, что люди глубоко в теме, что они понимают боль, понимают проблемы электромобилистов и над ними работают, - делится собеседник.
Галимзянов также отмечает, что при первом же знакомстве был впечатлен энергичностью команды, их подходом к делу и объемом инвестиций. Он, по собственным словам, просто не мог не поддержать проект.
В списке характерных черт проекта можно также отметить программируемую проекцию лобового стекла и двери, открывающиеся нараспашку, - их не разделяет стойка. Также двери абсолютно автономны - для открывания задней не нужно открывать переднюю. Это, по словам исполнительного директора компании, редкость, поскольку даже в «Роллс-Ройсе» необходимо открыть сначала переднюю дверь.
СЛИШКОМ ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ
Большинство экспертов сходятся в том, что ключевым фактором спроса на новый российский электрокар станет цена. И, как заявляют производители, стоимость авто будет сравнима со средней по рынку. Но что, собственно, будет с этим рынком к 2025 году? Как утверждает исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов, к концу 2023 года цены на авто вырастут до 30%.
- Только из-за утильсбора ожидается повышение цены на 10%. Также девальвация рубля неизбежно будет влиять на рост стоимости авто до 20%: опять же, по опыту 2015 года мы знаем, что цены росли в течение всего года, - заявляет Жигалов.
Постепенный рост стоимости, по словам эксперта, связан с истощением запасов дилеров: цена растет - падает спрос. Поскольку, как утверждает Жигалов, цены сейчас и без того очень высокие, то любое повышение будет сильно влиять на спрос.
- К концу года мы ожидаем снижение спроса на авто до 20%, - заявил собеседник.
Также, по словам главы АНО «Рестарт» Рустема Галимзянова, многое будет зависеть от итоговой стоимости представленного продукта. Любое новшество, считает собеседник, встречается с недоверием, но он готов взять на себя роль первопроходца.