Некоторые читатели активно включились в обсуждение прошлогодней статьи и рассказали о других случаях "потеряшек".
Алексей М. Полет на предельную дистанцию
...Когда летчик перелетает на незнакомый аэродром, остаток топлива поджимает, а он видит полосу (даже чужую), его трудно свернуть даже с неверного пути. Как мне ещё в молодости говорил мой один уважаемый мной наставник: - "...Надо всегда учитывать коэффициент опи..енения лётчика в критической ситуации"... Я вспоминаю случай. Служил тогда в ГСВГ в ГДР. Аэродром Альтенбург и гражданский аэропорт Лейпциг не далеко друг от друга. Но полосы совершенно разные и по крокам аэродрома, и по посадочному курсу. Я уже не говорю о местности вокруг них (о ориентирах на местности).
Дело было так. Выполняли подыгрыш за цель для проверки ДС по ПВО в Чехословакию, ещё на "МиГ-21СМТ", составом трёх самолетов на пятиминутном интервале. Вроде так, если память не изменяет. Маршрут длинный, и на малой высоте. Не буду называть фамилии. Но случилось так, что один летчик потерял ориентировку, был он третьим на маршруте, но молчал как партизан до последнего, пытался сам все исправить.
Как оказалось, частоты ДПРМ были близки с Лейпцигом. Это потом устранили (после анализа ЧП руководством). Выскочил вместо Альтенбурга на Лейпциг. Благо на ВПП никого не было. Произвел посадку самостоятельно. На пробеге двигатель остановился по полной выработке топлива, срулил (по инерции) на свободную РД. Все живы и здоровы, но люлей огребли конечно по полной программе. Потом конечно самолет заправили и перегнали домой. Но вот так уж случилось. ВВС - страна чудес...
Александр Егоров
Сахалин, перегон сушки ПВО с АС СОКОЛ на АС Смирных ....
Где то 1975 г. Заходит на посадку ВПП передним... РП Смирных разрешает посадку и он садится на АС Леонидово (ВВС ВМФ). Поняв что не туда сел разворачивается и перелетает на Смирных. На Сахалине все ВПП с юга на север. (Моряки на Ту -16 , при посадке с маршрута с севера на юг, иногда визуально чуть не садились на Смирных.)
Комментарий автора канала:
Похоже, что Сахалин - вообще непуганная территория! Сел на чужой аэродром, покатался там, никто не обеспокоился... никого не встретил на встречном курсе... и без всякого разрешения выполнил взлет. А если все так летают (вон, Ту-16 часто норовили тоже покататься на свободной территории), очень удивительно,что обходилось без катастроф... Точно не пуганный заповедник!
Евгений Потапенко.
Пьяному не только море, но "седьмой океан" по колено!
Здравствуйте. Я работал на заводе Знамя Труда, моя мама, дед там работали, он вполне себе московский, находится у метро Динамо. У бывшего Центрального аэродрома. В Подмосковье его филиал в Луховицах и аэродром. Теперь заводу пришла хана. К сожалению.
А у нас на полосе как то с утра обнаружились два нетрезвых поляка с недопитым ящиком пива. Были страшные разборки с громами и молниями. Но так как аэродром охраняли три роты охраны, то самого крайнего найти не удалось, звездюлей получили всё, но не сильно.
Комментарий автора канала:
...звездюлей получили всё, но не сильно. Оно конечно, недопитый ящик импортного пива не каждый день на полосе находят... тем более в советское время - это не ЧП, а праздник!
Александр Часнык.
За ляп - благодарность!
Случай в ГСВГ реальный, сам там летал, пугали последствиями такого блуда. Хотя сам, ещё лейтенантом, чуть блуда не дал на МиГ-21.
На первом году службы дали нам задание на подыгрыш системе ПВО. Задания были довольно простые, но у меня "с загогулинкой"! Надо было лететь вдоль границы между Польшей и ГДР с выполнением более десятка отрезков по одной-две минуты с отворотами под девяносто то в лево, то в право. Короче, после десятого я засомневался в том, сколько я их сделал. А раз засомневался, то взял курс на родной Цербст и пошёл КУР ноль. Потом я понял, что за облаками не видел пролет над Берлином. У меня было семь тысяч, а ниже, кажется, пяти был категоричный запрет, но и за такой принт могли по голове не погладить.
В воздухе было одновременно более десятка самолётов на этой задаче только с нашей точки. После посадки выяснилось, что мой ляп вписался в общую картину сумятицы, нам объявили благодарность.
Комментарий автора канала:
"За ляп нам объявили благодарность"... Это частое явление в авиации и космонавтике 50-70-х годов: если нельзя, но очень хочется, то можно свою неудачу выдать за подвиг... и все получают награды. Ракетоноситель пошел в разнос и сработала система аварийного спасения - ТАСС заявляет, что "было проведено испытание системы аварийного спасения экипажа"... И все тоже награды...
Валентина Самонова.
Маяк - дело серьезное.
Так же от установленного заранее (диверсия!) ложного радиомаяка 18 сентября 1961 года в авиационной катастрофе в Северной Родезии погиб генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд, инициировавший международную миротворческую операцию в Конго и летевший на встречу с лидером сепаратистов Моизом Чомбе.
Летчики аналогично не сравнили курс на радиомаяк с обычным компасом, а расхождение по последующим оценкам было до 10...15 град. Ложный маяк - и привет на гору...
Крымский Кот.
Не военными едино...
В 10 км от аэропорта Симферополь военный аэродром в Гвардейском.
И курс почти такой же. Про военных не в курсе, а гражданские пару раз путали.
Комментарий:
В гражданской авиации часто встречаются бывшие военные летчики... Или вираж заложить, или по небу погулять... А на аэродромах, особенно удаленных, на запасной грунтовке часто много грибов бывает!
Дмитрий Агеев.
.. Полет задом наперед...
Это всё чепуха, а вот когда в начале 80-х Ту-22, взлетев из Моздока на Барановичи, в конечном итоге сёл в Мары, предварительно побывав над Тегераном, вот это ДА!
Комментарий:
Видимо, не только в Луховицах приземлились два пьяных поляка с ящиком пива...