Самолеты или стоят на земле на аэродроме, или летают в небе. Но бывают случаи, о которых пойдет речь в этой статье: самолеты вроде бы есть, но их нет.
Случай первый.
Случай, который будет описан дальше, произошел 55 лет назад и чуть было не закончился печально.
3 февраля 1967 года - памятная дата в хрониках Группы советских войск в Германии. В этот день случилось ЧП, последствия которого могли быть весьма серьезными. На аэродроме Тегель во французской зоне оккупации Западного Берлина приземлился секретнейший на тот момент советский истребитель. Самолет был новенький - прямо с подмосковного завода "Знамя Труда". Пилотировал его капитан Федор Зиновьев.
Команду на приземление в Котбусе капитан Зиновьев получил уже в воздухе. Данный аэродром командиру звена был незнаком. В итоге произошло то, что в данном случае должно было произойти – ведущий потерял ориентировку. Разумеется, вместе с ним заблудилось и всё звено.
Нет, аэродром Зиновьев то нашёл. Но что это был за аэродром! Им оказался аэродром Тегель на территории Западного Берлина. На тот момент это была французская зона оккупации, а на аэродроме базировалась авиация НАТО. О своей ошибке капитан Зиновьев узнал несколько позже. Да и ошибка вполне обоснована, поскольку от Котбуса до Берлина по прямой менее 130 километров – для МиГ-21 это 10-15 минут полёта.
Обнаружив аэродром, Зиновьев попытался выйти на связь с землей. Вышка не отвечала. Натовские военные либо опешили от такой "наглости", либо не могли поверить своей удаче. К ним прямо в руки летит секретный русский самолёт. В итоге ведущий, решив, что на земле отказала радиостанция, распустил звено, а сам пошёл на посадку. Впоследствии ведомые самостоятельно нашли аэродром Котбус и благополучно приземлились на нём.
Первое, на что обращаешь внимание, что маршрут на незнакомый аэродром не был проработан штурманом полка. Скорее всего прорабатывался один маршрут, а резервный (в Котбусе) - нет. Скорее всего именно по этой причине ЧП впоследствии замяли – отвечать пришлось бы и командованию полка. Ну полетал где-то, прокатился, но ведь вернулся.
Что касается Зиновьева, то он мягко посадил свою машину и понял свою ошибку, когда обнаружил на стоянках самолёты чужих типов, на которые были нанесены опознавательные знаки ВВС США и Франции. Осознав свое положение, Зиновьев сбросил тормозной парашют и попытался развернуть самолёт для взлёта. Не тут-то было! Полоса уже была перекрыта автомобилями американской военной полиции с огромными белыми звездами на бортах.
Тогда Зиновьев, довернув самолёт, включил форсаж и разогнавшись по короткой и узкой рулёжке свечой взмыл в небо. Здесь выручили характеристики МиГ-21ПФМ, он, как и предыдущая модификация, был способен взлетать с грунтовых аэродромов. Таково было требование военных. Для этого на машине улучшили взлётно-посадочные характеристики.
Спустя некоторое время, Зиновьев сориентировался во воздухе и сумел посадить свой на аэродроме назначения. Ещё на пробеге у самолёта остановился двигатель – закончилось топливо.
Второй момент – это «слепой заход». Да, мог отказать радиомаяк и рация. Но в этом случае по инструкции надо сделать пролет над полосой для обозначения своего намерения на посадку. Заодно и рассмотреть сам аэродром и опознать его принадлежность – ведь рядом граница. По статьям, описывающим этот случай, получается, что летчик чуть ли не герой. Как показывает практика, героизм часто приходится проявлять из-за каких-то нарушений перед этим. Представьте, что, не получив разрешения на посадку, самолет заходит на полосу, а на ней – другой самолет. Это уже не ЧП, а катастрофа. Что это было со стороны пилота: бравада, самоуверенность или халатность?
Случай второй.
Совсем другой случай произошел в Таганроге, и слышал я его от трех свидетелей с разными подробностями. Здесь я соберу все три рассказа в один, но изложение поведу от трех лиц: летчика, руководителя полетов на аэродроме посадки и еще одного персонажа, о котором скажу позже.
В авиации часто бывает необходимо выполнять перелеты на новый аэродром. Если пилот ранее не был на этом аэродроме, то говорят, что это «неизвестный» аэродром. Штурман полка составляет маршрут, наносит его на карту, там же отмечаются ориентиры, курсы и т.д. То есть подготавливает перелет наподобие того, как мы готовимся к автомобильному путешествию.
Если автомобилист сегодня пользуется навигатором, то пилот в небе тем более. Только у летчика навигация строится по радиомаякам. Сейчас также возможно использование GPS, но радиокомпас самолета работает по радиомаяку.
С аэродрома вылета – в городе Кировабад (ныне Гянджа, Азербайджан), - пилот по проложенному курсу полетел через горы в сторону Черного моря, затем, визуально ориентируясь по береговой кромке, в Азовское море. Здесь, на берегу Таганрогского залива, ему предстояло приземлиться на авиабазе.
Погода стояла хорошая, видимость, как говорят в авиации, «миллион на миллион». Вот уже видна и ВВП ВПП.
Пилот («имена» и позывные выдуманы): «Авиабаза, я «Гость». Полосу вижу, разрешите посадку!»
Авиабаза: «Гость», посадку разрешаю!»
Самолет делает разворот над заливом, подворачивает курс на ВВП ВПП… снижается по глиссаде…
Пилот: «А что это у вас по взлетке коровы ходят?»
Авиабаза: «Не трепись, а то перелетишь полосу! Садись!»
Пилот пролетел над коровой и приземлился. Сбросил на середине полосы тормозной парашют и подрулил в самый ее конец. Тут стояло много Ту-95 и других самолетов.
Пилот: «Авиабаза! Посадку совершил, куда рулить?»
Авиабаза, после некоторого молчания: «Куда? Куда сел???»
В это время на авиабазе.
Руководитель полетов видел Су-17, который прошел вдоль берега залива и запросил посадку. Все было как обычно. Посадку он разрешил и стал ждать приземления. Когда пилот спросил про корову, руководитель полетов выругался на шутника и решил, что выговорит ему все после приземления.
Пилот: «Посадку произвел. Куда рулить» - прозвучало в наушниках… Но самолета на аэродроме не было! Вообще! Он куда-то пропал!
Руководитель полетов авиабазы выдавил из себя: ««Куда? Куда сел???»
В это время на аэродроме приземления
Растерянный пилот продолжал рассматривать самолеты вокруг, а все были с красными звездами, некоторые из них опознал, а некоторые он видел впервые.
Дед Максим (наш третий персонаж), служивший в охране, строил планы на выходные. Жил он в Новобессергеновке -это рядом с Таганрогом, на берегу залива. У него в теплице зрел урожай помидоров, и на выходные надо было его продать на рынке. Сейчас же он был на смене в охране. Вдруг его мысли прервал сигнал «тревога» и он увидел на ВВП ВПП боевой самолет. Никаких указаний, что кто-то должен прилететь, не было.
Дед Максим вынул из кобуры наган (именно наган!) и смело пошел навстречу незваному гостю: «стой, кто идет», - сказал он, так как в уставе была предусмотрена только такая команда. Су-17, клюнув носом и 30-мм пушкой в сторону деда Максима, удивленно остановился.
Так дед Максим впервые в своей жизни и единственный за время службы в охране задержал нарушителя пропускного режима.
А в это время...
Пилот по рации рассказал, как мог, что он видит и что происходит. На авиабазе облегченно вздохнули: не в Турции, и то хорошо! Приказали сидеть и не покидать самолет. А как он покинет – не прыгать же с трехметровой высоты на бетон. Так и просидел час, пока за ним не приехали.
А в чем соль? В том, что пилот отвлекся от радиокомпаса и сел «на глазок» - по визуальным ориентирам.
Что же произошло на самом деле?
Возле Таганрога в нескольких километрах друг от друга две почти равнозначных ВВП ВПП: авиабазы и авиазавода.
Ту-142 - это модификация «Ту-95» для поиска и уничтожения атомных подводных лодок. Не знаю, какой момент (дата) запечатлен на карте гугл, но похоже, что это самолеты, прибывшие на капитальный ремонт, т.к с 90-х годов их серийный выпуск (и модификаций) был прекращен. Видны и другие самолеты. Но не буду уточнять какие, может быть это все еще тайна: догадайтесь сами, погуглив с масштабом – карта в открытом доступе.
И вот, когда летчик пролетал вдоль кромки залива, первое, что ему попалось на глаза – ВВП ВПП завода. Согласитесь, ВВП ВПП1-го класса, на который могут приземляться все типы, вплоть до самых тяжелых самолетов (когда привозили двигатели, например), просто так на земле «не валяются». Вот и принял пилот это ВПП за авиабазу.
Да, деду Максиму за задержание нарушителя дали премию в размере половины оклада!
Этот случай скорее всего можно отнести к курьезам, так как все окончилось самым благоприятным образом: самолет дозаправили, собрали и установили тормозной парашют, и тот же пилот перелетел на авиабазу, уже с высоты еще раз удивившись такому роскошеству: два ВПП рядом!
Третий случай
Третий случай был описан в книжке. Я пытался отыскать ее в интернете, но безуспешно. Поэтому перескажу по памяти.
Он был в чем-то похож на случай в Германии, но не совсем.
Дело в том, что страны НАТО всегда вели против СССР негласную войну: ставили помехи в эфире, создавали ложные радиомаяки, по которым работал радиокомпас. Например, работает наш радиомаяк на определенной частоте, а на соседней – ложный маяк. Его специально делают более мощным, чтобы заглушить настоящий и сбить с курса.
В тот раз наш пилот выполнял полет над Черным морем. Появились помехи и компас стал «глючить». Пилот взялся подстроить частоту – получилось. Компас заработал уверенно. Задание было выполнено, и пилот доложил, получил разрешение на завершение задания и взял курс на аэродром.
При подлете как положено запросил посадку, получил разрешение и благополучно сел. И тут же оказался заблокирован на ВПП с двух сторон! Осмотревшись, пилот увидел турецкие опознавательные знаки… К нему спешили турецкие военнослужащие и показывали знаками съехать с ВПП на стоянку. И пилот принял отчаянное решение: свернул на рулежку, прокатился по ней, выпустил очередь из пушки по машинам, которые заграждали перед ним путь дальше, свернул с рулежки на грунт и на форсаже взлетел. Мог и не взлететь, если бы задел что-либо возле стоянки. Просто отчаянье и повезло.
Какие ошибки были здесь? То, что подстроил частоту, само по себе еще не ошибка. А вот то, что курс на посадку отличался от «своего», и пилот не обратил на это внимания – это ошибка. На которую и был расчет у противника.
Мне вот интересно, а как дикие птицы не путают "свои аэродромы"?
Подписывайтесь на канал, чтобы иметь возможность быть в курсе новых публикаций.
#история #Россия #СССР #авиация #НАТО