Витя Уфимцев
При первом знакомстве, как и при втором, и третьем - мог нагнать шороху, как Проскурин В.М. Шукшина в “Калине красной” на тестя и тёщу. В общем-то беззлобно, но те кто его знал, наблюдали за спектаклем с улыбкой. В школе два раза оставался на второй год. А мне …
За камнями.
Витя Уфимцев, от кого-то узнал о проявлении цитринов и уже успел побывать там. “Я завалил яму, чтобы другие не добрались. Поехали”. Папа с комфортом довёз нас до места на машине. Сентябрь месяц на Урале. Мы разожгли огромный костёр под палатку, чтобы земля прогрелась. Когда костёр прогорел, очистили место, сидим в темноте, смотрим на осеннее небо с яркими звёздами. Вдруг появляется что-то непонятное, которое светится и движется, разрастаясь в размерах. Витя в панике. Всё, нас облучили, конец нам как мужикам. Так и уснули только в одних трусах. Утром Витя вышел из палатки в таком виде, а как раз уже поспела клюква и деревенские женщины проходили мимо. Можно представить их реакцию когда они видят полуголого мужика, который орёт на весь лес: “Ходют тут всякие, а потом одежда пропадает”. Цитринов мы набрали. Хорошего оранжевого цвета, настоящих адуйских, необлученных. Я использовал их в двух работах - гарнитуре “Хорошее настроение” и броши из серии “Рождение звёзд”.
С поездкой за камнями связана ещё одна история. Как то отдыхал на берегу Азовского моря в Жданове. У нашей профессии, оказалась одна интересная особенность. Возьми на карте любой город на побережье Чёрного или Азовского моря, там обязательно окажутся или твои сокурсники и знакомые ювелиры …
Гостиниц в городе вообще нет. Помогает армейская смекалка. С удовольствием девушка оформляет меня в гостинице "Дом моряка". Кругом греки, итальянцы. Толя Горлинский кухомовец, между прочим показывает мне полведра голубых опалов: “А это мы прошлым летом нарыли. Не знаю, что с ними делать”. Я - “Славе Жилину, его папа из нашего Алапаевска” - поехали. Я в отпуске, а у него суббота и воскресенье и на крайний случай один день отгула, поехали, хочу. Главный Вовчик Коломиец. У него девушка из греческой деревни, поблизости от закопушки с опалами. Но он сразу предупредил: “Ребята, я там накосячил. могут и морду набить”. Рассказывают, во время войны, один продвинутый немец, шарахнул большой фугас на этом месте. Так что мы копались уже в перелопаченном грунте. Село, кстати, называется Екатериновка, потому что Екатерина выслала всех неблагонадёжных греков за пределы Крыма. Я не ожидал увидеть осколки патриархальной, даже ортодоксально-христианской жизни во второе посещение Екатериновки, а тогда - идём три мужика. Набрали где-то литровую банку опалов. Парни всё отдали мне. Вовчик предложил не заниматься ерундой, а лучше покопать скифские курганчики. Тема была замята. Повторение ситуации: ночь, но только рядом с Крымом. 15 км до Комсомольское (это в Донецкой области, рядом с Дыбальцево). Идём какие-то кислые. Луна Куинджи, грушевые сады, ставки (это маленькие пруды), но не то. Вовчик в такт наших шагов начинает декламировать стихи. Это кто написал?-я. Не ври. Давай на наш сюжет. Пожалуйста. Как много потеряла Украина и Россия от сегодняшнего разделения на только украинский язык. С этими опалами я сделал работу гарнитур “Серебристый сон”, в собрании картинной галереи Оренбурга. Всесоюзная выставка “Молодость страны советов”. Чисто носимые по масштабу формы, но серьги: сознательные антагонисты по конструкции. В лучших традициях итальянского юв. искусства 70-х годов.
Вовчик Коломиец.
Про себя он говорил: “Я из мясников”. Спрашиваю: “А это что такое?”. “Мне нравится гравировать и получать за это деньги”.
Когда мы встретились в Жданове. после этой экспедиции, Володя удивил меня, когда выжал двухпудовую гирю с улыбкой 100 раз.
Валера Петров.
Самые удачные поездки были не на местонахождение, а к Валере - начальнику коллекционного участка в Новоалексеевке, подразделения Уралгеологии, которое комплектовало образцы для учебных заведений СССР разного уровня. Как потом оказалось, он был зятем у генерального директора “Уралкварцсамоцветов”. Дни рождения отмечались так, что мне бывало даже неудобно. Стоило мне похвалить вкусные пирожки из слоеного теста с ливером - на следующий раз Софья Львовна (его тёща) - “А вот Володе прошлый раз очень понравились мои пирожки”.
В 1975 году я ушёл с ювелирного завода, Валера говорит: “У тебя трудовая книжка на руках?” Да. Знаешь, я хоть и начальник, но вкалываю наравне с ребятами. Я тебя фиктивно оформлю рабочим полевого сезона, но тебе нужно приехать на погрузку машин в Первоуральск на ж/д станцию. Ладно, пообещал, приехал. Нагрузили полмешка с консервами рыбных деликатесов на экспорт. А мы всё равно едем во Владик-там тоже самое, только свежее+куртка с эмблемой “Уралгеология” и штаны. А кирзачи, говорит возьму себе. Одной пары на сезон мало. Как он сейчас живёт в Торонто-не знаю. Дай бог ему и его близким здоровья. Кстати, у начальника партии была прелестная фамилия - “Мардер”.