Каждому исполнителю, наверное, приходилось иметь дело с недобросовестными заказчиками. Работы сданы вовремя или услуги полностью оказаны, все сроки для оплаты давно прошли, а денег все нет. Как быть в такой ситуации? Давайте вместе поищем варианты решения этой проблемы.
1. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА, ЧТОБЫ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕЖАТЬ СИТУАЦИЙ С НЕОПЛАТОЙ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ?
Проблему всегда легче предотвратить, чем решать, когда она уже появится, поэтому при заключении договора с контрагентом нужно быть особенно внимательным и тщательно продумать процесс оплаты.
Возможно несколько вариантов:
- предоплата или частичная предоплата работ (услуг, товара);
- оплата после приемки работ (услуг), получения товара.
Во всех случаях важно четко указать сроки предполагаемой оплаты, привязав их к определенному моменту. Например, прописать, что деньги должны быть перечислены в течение 5 календарных дней после подписания договора, или в течение 5 рабочих дней после подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ. Другими словами, в договоре не должно быть неопределенности.
Стоит также уделить внимание тому, в какой момент обязанность по оплате работ, услуг будет считаться исполненной. Здесь тоже могут быть варианты. Чаще всего момент исполнения совпадает с моментом списания денежных средств со счета заказчика или с момента поступления денег на счет исполнителя (второй вариант для исполнителя предпочтительнее).
Кроме того, в качестве превентивной меры можно порекомендовать заблаговременно, до заключения договора проверять платежеспособность контрагента. Для этого стоит уточнить, нет ли у него долгов перед другими компаниями или физическими лицами, изучив сайт Федеральной службы судебных приставов, не является ли он ответчиком по делам о взыскании задолженности (это можно выяснить, если провести проверку контрагента на благонадежность, используя специальные сервисы).
2. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СРОКИ ПРОШЛИ, ЗАКАЗЧИК ПРИНЯЛ РАБОТЫ, УСЛУГИ, А ДЕНЕГ НЕ ПЕРЕЧИСЛЯЕТ?
Если несмотря на все предпринятые меры заказчик все же тянет время и не оплачивает принятые работы (услуги, товар), стоит поторопить его посредством направления претензии.
В претензии нужно указать:
- номер договора и дату его заключения;
- наименования сторон;
- когда были произведены работы (оказаны услуги, поставлен товар). Тут нужно учитывать, что даже если работы по каким-либо причинам выполнены не полностью (услуги оказаны только частично или товар поставлен не весь), то оплату за исполненную часть обязательства все равно можно требовать;
- в течение какого времени должна была быть совершена оплата, на сколько дней заказчик ее просрочил к моменту составления претензии, а также указать реквизиты для перечисления денежных средств. Если в договоре условие о сроке оплаты указать забыли, то в соответствии со ст. 314 ГК РФ оплата должна быть произведена в течение 7 дней с момента, когда исполнитель предъявил требование об этом;
- свои требования, например, "произвести оплату выполненных работ.
Нужно иметь в виду, что помимо взыскания суммы основного долга, исполнитель в случае просрочки заказчиком оплаты вправе потребовать также взыскания неустойки. Размер неустойки может быть установлен договором (обычно в процентном соотношении от общей суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки). Если в договоре о неустойке ни слова не сказано, можно взыскать с заказчика законную неустойку (рассчитать ее можно, воспользовавшись специальными калькуляторами в Интернете).
3. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИНИМАТЬ РАБОТЫ (УСЛУГИ), ССЫЛАЯСЬ НА ИХ НЕКАЧЕСТВЕННОСТЬ?
Это более сложная ситуация, чем, когда работы, услуги или товар приняты.
В этом случае исполнитель тоже, конечно, может настаивать на своем - направлять претензию, требовать через суд принятия работ (услуг) и оплаты, однако есть вероятность того, что в удовлетворении иска ему откажут. Так, к примеру, Арбитражный суд Поволжского округа в 2022 году в рамках рассмотрения дела №А57-23982/2021 пришел к выводу, что у заказчика были основания не оплачивать работы в связи с тем, что они были выполнены некачественно.
4. КАК НАПРАВИТЬ ПРЕТЕНЗИЮ?
Направить заказчику претензию можно одним из следующих способов:
- по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения по адресу заказчика, указанному в договоре, либо в выписке из ЕГРЮЛ, либо по последнему известному адресу, о котором контрагент извещал.
- передать лично в руки представителю заказчика, имеющему на то соответствующие полномочия, либо самому заказчику-физическому лицу;
- по электронному адресу, но только в том случае, если договором предусмотрено такое условие.
5. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ НАПРАВЛЯТЬ ПРЕТЕНЗИЮ?
Если обе стороны договора - юридические лица, то направление претензии является обязательным этапом досудебного урегулирования спора. Пренебрегая этим этапом, исполнитель рискует получить отказное решение суда. Например, в 2017 году Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отказал в иске только потому, что истцом не был соблюден претензионный порядок, необходимый для дел такой категории (дело №А32-2136/2017).
Если же хотя бы одной стороной по договору является физическое лицо, то направление претензии в большинстве случаев не обязательно, хотя все же лучше не полениться и написать ее, так как в ряде случаев этого бывает достаточно, чтобы заказчик оплатил стоимость оказанных услуг (выплненных работ).
6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК ВСЕ РАВНО НЕ ПЛАТИТ И ПОСЛЕ ПРЕТЕНЗИИ?
Результатом направления претензии может стать произведение оплаты, отказ оплачивать выполненные работы (оказанные услуги, поставленный товар) или молчание.
Во втором и третьем случаях исполнителю стоит обращаться в суд. Для этого нужно собрать доказательства, подтверждающие факт исполнения обязательства, то есть работ и услуг (это могут быть акты выполненных работ, оказанных услуг, выставленные счета т.д.), и подготовить исковое заявление (в Интернете легко найти множество шаблонов подобных документов).
Читайте: КОНТРАГЕНТ ИГНОРИРУЕТ ПРЕТЕНЗИЮ. КАК ОБЕРНУТЬ ЕГО МОЛЧАНИЕ В СВОЮ ПОЛЬЗУ?
Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит»
Наши контактные данные:
- Телефон: 8 (499) 444 0000
- WhatsApp: +7( 929) 197-25-50
- E-mail: sale@rosco.su
- Сайт: https://rosco.su/
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ СОЦ СЕТИ
- Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/
- Instagram - https://www.instagram.com/rosco_consulting/
- Telegram - https://t.me/roscoaudit