Найти в Дзене
Мысли деда

МОЙ ДЕД И ЛЮБОВЬ

Family. Picture by Kandinsky 2.2.
Family. Picture by Kandinsky 2.2.

У братьев Стругацких понедельник начинался в субботу. Наше с дедом утро началось в обед.

Сон никак не заканчивался, и я едва выкарабкивалась из его лабиринтов. Вчера мы разошлись так поздно, что правильнее будет сказать рано - накануне дед отмечал восьмидесятилетие, без размаха, но с разговорами, от которых впадаешь во временную кому и приходишь в себя спустя пять часов, не понимая, в какой момент началось обсуждение закона больших чисел.

Я, свернутая под пледом в клубок, прислушивалась к звукам извне - дома было очень тихо, если не сказать подозрительно тихо. Сосед сверху громко вздыхал и переключал телеканалы, часы отстукивали секунды, стиральная машинка вкрадчиво крутила барабан, но все это меня мало интересовало. Притаившись в одеяльной засаде я ждала шумовых помех иного толка.

Мое терпение вознаградилось звонким звуком падения столового прибора на кафельную плитку. А это могло значить только одно, дед находился на кухне.

Торжествуя и с грациозностью, достойной королевского пингвина, я кралась по коридору, преследуя одну единственную зубоскальную цель - подсмотреть и утвердиться в своей правоте. Ввалившись в кухню я обнаружила облаченного в темно-синий халат деда, с упоением лепившего фирменные котлеты.

Деду, старому солдату, не знавшему слов любви, бежать было некуда, поэтому не моргнув глазом он поставил чайник, взглянул на мою взлохмаченную голову и сказал,- О, как я счастлив Вашему любезному появлению. Обед будет готов через 20 минут.

Ах, как это чудесно, складывается впечатление, что мы не чужие люди,- хихикнула я и лицемерно безропотно плюхнулась на стул. Понять же мое ехидство можно только в одном случае- узнав контекст.

***

Вчерашние посиделки перешли в положение цугцванга задолго до того, как я начала резать торт, но ни гости, ни сам виновник торжества этого не понимали. Распаленная азартной беседой компания журналистов, юристов, физиков, инженеров и моего деда, паритетно лавирующего во всех представленных ипостасях, скрестила шпаги в бессмысленной и беспощадной схватке с кодовым названием «Что же такое эта ваша любовь».

До того момента, как мы все оказались на незапланированной для нас, но весьма может даже и запланированной для деда лекции по общей теории систем, спор протекал в двух направлениях, где любовь выступала либо активной заинтересованностью в жизни и развитии объекта любви, либо представляла собой жертву.

После очередных доводов сторон, дед и без того закатывающий глаза каждые три минуты, заявил, что любви не существует.

Прямо так и сказал, возмущенно сотрясая воздух.

Более того, никто из вас, дорогие мои друзья, не сможет дать четкого определения любви, - остановить деда теперь не мог бы и спор о существовании бога,- я же позволю себе предположить, что каждый человек представляет собой высокоорганизованную систему. Поэтому предлагаю гипотезы общей теории систем переложить на человеческие взаимоотношения, ничего не усложнять и рассчитать математически. А взаимодействующие системы я для упрощения назову парой людей.

Дед, окутанный дьявольским сиянием торшера и превратившийся в Воланда, продолжал,- О чем нам говорит, скажем, гипотеза семиотической непрерывности? Итак, люди в паре не только отражают некоторые свойства друг друга, но и непрерывно воздействуют на своё окружение. Это вам номер раз, господа и дамы. Изменение пары одновременно измененит и её окружение.

Принцип обратной связи? Это вообще проще простого, если действия в паре имеют круговой характер, значит, что в ней имеется обратная связь. А то тут некоторые битый час рассуждают про бесконечную работу над отношениями. И это я ещё молчу о принципе организованной непрерывности!

Дед любит выражаться фигурально, потому что замолкать он и не собирался,- любая пара обнаруживает бесконечные «различия» на своих внутренних границах, и, как следствие, принципиально разомкнута относительно своего внутреннего состава. Если одна из личностей не развивается, другой это в скором времени попросту надоест.

-Друзья, позволю себе остановиться ещё на двух занятных совпадениях.

Принцип совместимости фиксирует, что взаимодействие в паре изначально должно начинаться только в случае наличия у субъектов относительного свойства совместимости. Так называемой качественной и организационной однородности. Проще говоря мезальянсы никогда не бывают счастливы в длительном взаимодействии.

Принцип же взаимно-дополнительных соотношений приводит нас к тому, что пара должна постоянно подвергаться развитию. Устойчивость пары сводится к обменной связи и повышается тем, что обе части системы усваивают друг от друга.

Получается, что любовь это всего лишь разновидность синергии- взаимодействия двух человекообразующих систем, результат от совместного действия которых существенно превосходит простую сумму действий каждого по отдельности.

Все, сказанное вчерашней ночью, было логично выверено и сложено в идеальное, прекрасное математическое уравнение, в котором каждый нашел свой Х и свой У.

Как Вы уже поняли, мой дед не имеет ни малейшего понятия, что такое любовь. Поэтому ему ничего другого не остаётся, как слепить мне 27 (впрок) куриных котлеток, с кусочком маасдама внутри. Внесу и свою посильную лепту в нашу синергию- мое умение есть дедовы котлеты совершенно бесподобно.