Он знал - будет офицером. Как отец, участник Великой Отечественной, как дед, сражавшийся в русско-японской и Первой мировой. Хотел быть летчиком, не прошел медкомиссию из-за искривления переносицы. Патологию Леонид приобрел, занимаясь боксом. Расстроился, но военврач подсказал крепкому, спортивному парню отличный выход - стать офицером ВДВ.
Однако Хабаров решил сначала отслужить в армии. После неудачного прыжка с парашютом его комиссовали с повреждённым позвоночником. Титаническими усилиями восстановил здоровье, поступил в Рязанское училище ВДВ. Потом - служба в Фергане, в 105-й гвардейской дивизии ВДВ, затем в Чирчике. Начал с должности командира разведроты. Быстро продвигался по службе, несколько раз получал внеочередные звания.
В 1977 году он уже был капитаном. Заслуженно - рота Хабарова дважды занимала 1 место в союзной спартакиаде ВДВ. В 1975 году Леонид Васильевич со своими подчинёнными десантировался на высокогорный ледник. В 1976 году - высадились на одной из вершин Памира, которую после назвали пиком 46-летия ВДВ.
В войсках о нем слагали легенды. Строгий, требовательный, бескомпромиссный офицер пользовался безграничным уважением у подчинённых и начальства. Солдаты называли его Батей, а он учил их воевать и выживать на войне. Сначала в теории, потом на практике. В декабре 1979 года 4-й десантно-штурмовой батальон капитана Хабарова, привычный к службе в горах, первым перешёл афганскую границу. Его включили во вновь создаваемую 56-ю отдельную десантно-штурмовую бригаду.
Перед капитаном поставили задачу - занять перевал Саланг, дорогу жизни для 40-й армии. По ней доставляли все: дрова, топливо для передвижных электростанций, продукты питания, вооружение, боеприпасы. Операция по захвату Саланга прошла без единого выстрела. 450 км от границы советские воины преодолели скрытно, под покровом ночи. Через сутки пришлось вступить в бой с бандитами, появились первые потери. Воины Хабарова удержали перевал.
В течение 4-х месяцев Леонид Васильевич был первым комендантом Саланга. Несмотря на стычки с душманами, дорога жизни протяженностью в 100 км работала как часы. В апреле батальон Хабарова получил новое задание. Вместе с 345 полком майора Цыганова насквозь пройти Панджшерское ущелье, разгромить банды и вернуться на начальные позиции. Задача казалась невыполнимой. В ущелье располагалась крупная банда Ахмат Шаха, до зубов оснащённая современным вооружением.
Хабарову помогла дезинформация - намеренное распространение слухов о предстоящем походе на Бамиан. Панджшер был тогда очищен, на обратном пути разведчики попали в засаду. Хабаров бросился на выручку, получил тяжёлое ранение. Ему грозила ампутация, в столичном госпитале им. Бурденко искалеченную правую руку спасли. Два года офицер выполнял специальные упражнения, восстанавливая утраченные функции конечности.
Окончил академию им. Фрунзе, в 1984 году добился возвращения в Афганистан. Мотивация была железной - передавать свой опыт молодежи, сохранять их жизни. За его голову душманы назначали в награду огромную сумму - 500 тыс. афгани. Через год подорвался на мине, получил несколько тяжёлых ранений. Вновь пострадала правая рука. В 1991 году полковник Хабаров ушел на пенсию. На гражданке его знаниям и опыту нашли достойное применение - долгое время занимал высокие должности сначала в УПИ, затем в Институте военно-технического образования и безопасности Уральского госуниверситета.
Такие офицеры, как Хабаров - гордость страны, костяк ее армии. Он очень тяжело переживал «реформы», проводимые в армии с 2007 года и открыто заявлял о своих сомнениях. В 2011 году он был арестован судом в Екатеринбурге за попытку мятежа и захвата власти в Свердловской области.
Сложно сказать, что произошло на самом деле. Возможно честного по натуре Хабарова могли ввести в заблуждение. Но все, кто его знал, не поверили в то, что Леонид Васильевич мог бы нарушить присягу и сделать что-то против своей Родины. Поэтому в его защиту проводились автопробеги, митинги «афганцев», концерты, писали письма в адрес президента Медведева.
Возможно поэтому справедливость всё-таки восторжествовала. Леонид Васильевич был освобождён и вернулся в Екатеринбург. Сейчас ему 76 лет. Его оба сына пошли по стопам отца - стали военными. Младший Дмитрий в войсках ВДВ, хотя и вынужден был уйти в запас по здоровью после ранения в Чечне. Отец воспитал достойную смену для защиты Родины.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.