Найти тему

ПОСТРОЕНИЕ ОТДЕЛА ПРОДАЖ

Системные продажи позволяют бизнесу держаться на плаву, оплачивать свои обременения и зарабатывать. Отдел продаж в этой цепочки является неотъемлемой составляющей.

На тему работы отдела продаж написано немало книг и существует огромное количество курсов, но проблема все равно остается актуальной.

Как правильно построить отдела продаж, который будет системно приносить прибыль?

В любой системе есть свои составляющие, которые отвечают за успех. В отделе продаж этими составляющими являются:

  1. трафик
  2. прозрачная мотивация для отдела продаж
  3. понятная воронка продаж
  4. качественные точки контакта
  5. обученные менеджеры отдела продаж

Разберем по порядку каждый критерий.

Трафик:

лидогенерация позволяет загрузить отдел продаж. Чем больше качественных лидов, тем больше продаж. Трафик, как правило, обеспечивает отдел маркетинга через:

  • продвижение сайта
  • продвижение социальных сетей и каналов
  • работа с разными рекламными площадками (типа “Авито”)
  • PR и evets

Также лидогенерация может проходить по исходящему потоку - через холодные обзвоны по предоставленной базе.

Соответственно чем больше системности в процессе лидогенерации, тем больше обращений обрабатывает отдел продаж.

Для холодных обзвонов последнее время используем интеграцию 2ГИС с Битрикс24 (там лиды автоматически выгружаются в crm - систему).

Кейс: для увеличения скорости обзвонов по холодной базе я одному своему клиенту подключила роботизированные обзвоны. Рост конверсии лида в сделку  был космический: +23% против 4% до внедрения роботизированных обзвонов. Менеджеры тратили свое время только на тех клиентов, которым действительно интересен товар компании.

Прозрачная мотивация отдела продаж:

настоящий хищник всегда должен быть голодный. Поэтому никогда не “сажайте” отдел продаж на одну фиксированную оплату. Всегда должна быть мотивация и возможность финансового роста. Лучше всего делить оплату на 3 части:

  • фиксированный оклад
  • оклад, который выплачивается при выполнении плана продаж
  • бонусы, премии, награды

Также очень важна прозрачность начисления мотивационных. Не более минуты менеджер должен потратить, для того, чтобы рассчитать свой заработок на текущий месяц.

Понятная воронка продаж:

менеджер должен четко понимать по каким этапам он проводит клиента. Верхушкой воронки продаж будет заниматься маркетинг, а вот со средними и последними уровнями работают менеджеры отдела продаж.

Все этапы должны быть рабочими, то есть воронка продаж должна быть не той какую хотелось бы видеть собственнику, а протестированной на рынке с удалением и заменой нерабочих этапов.

Вторая составляющая часть воронки продаж - это ее пропускная способность. То есть каждый этап должен оцифрован, для того чтобы вы в цифрах понимали количество сделок на выходе воронки (а с ней примерный оборот компании).

-2

В процессе работы над воронкой продаж вы должны держать фокус на нескольких моментах:

  • увеличение пропускной способности вороник - чем больше лидов, тем больше сделок
  • улучшение конверсии каждого этапа воронки
  • подробная сегментация: тратьте время менеджеров только на наиболее перспективных клиентов

Не стоит мельчить этапы воронки продаж. Избегайте этапов “клиент думает”, “сделка в процессе” и прочее. Этапы должны быть четкими: запрос, переговоры, КП, договор, оплата. Если у вас этапы четко прописаны, значит вы сможете влиять на конверсию каждого этапа.

Для того, чтобы воронка продаж работала системно необходимо подключить любую crm- систему. Она позволит наглядно визуализировать всю воронку продаж и поможет избежать потери клиентов. Не стоит экономить на этой программе. Сейчас много отделов продаж работают удаленно. Вы не видите своих сотрудников физически, а в crm-системе вы видите их работу, слушаете разговоры и анализируете их работу в понятном интерфейсе.

На данный момент на рынке есть несколько crm-систем, которые закрывают большую часть всех задач контроля отдела продаж:

  • Битрикс24
  • AMOcrm
  • 1C

Кейс: я, как интегратор Битрикс24, могу констатировать рост количества успешных сделок как минимум на 15% после внедрения Битрикс24. Благодаря crm мы снижаем уровень человеческого фактора и если система настроена корректно, то часть сделок она закрывает успешно автоматически.

Качественные точки контакта:

это совершенно все способы коммуникации и взаимодействия с вашим клиентом.

-3

Список точек касания с клиентом из книги Игоря Манна, Дмитрия Турусина «Точки контакта»

Игорь Манн структурно описал все виды точек контакта в своей одноименной книге. Нельзя ими пренебрегать. Ваш менеджер отдела продаж может блестяще заключить сделку, но смс-напоминание о дате встречи\заключения договора не пришла клиенту и он забыл. Сделка провалилась. Или ваш сайт не вызывает совершенно никакого доверия в глазах потенциального покупателя. Менеджер может все правильно говорить, но посещение сайта “посеет сомнения” в том, что ваша компания серьезная.

Крупные компании, которые пришли к нам из-за рубежа приучили потребителя к идеальным точкам контакта. Они должны не просто продавать, а превышать ожидания клиента. Каждая точка должна быть четко откалибрована под задачи бизнеса. Они должны не отпугивать, а усиливать желание клиента купить именно у вас.

Я не буду вдаваться в структуру работы с точками контакта. Есть много доступных материалов по этой теме. Главное не забудьте проработать их тоже.

Обученные менеджеры отдела продаж:

персонал компании это ваши амбассадоры. Как они себя ведут, что говорят и как работают важно для принятия решения о покупке.

Если менеджер отдела продаж путается в товаре, не структурно ведет переговоры, постоянно бегает к старшим товарищам за консультацией - значит ваш МОП абсолютно неработоспособен.

Независимо от того, какой оборот вашего бизнеса у менеджеров должны быть на руках:

  • четкие описания продуктов: они должны великолепно ориентироваться в том, что продают
  • карта рабочего дня: они четко должны знать в какое время и чем они занимаются
  • регламенты ведения лидов \ сделок \ договоров \ счетов : менеджеры не должны ничего спрашивать, они должны, как солдаты, четко выполнять свою работу согласно регламентам
  • правила работы с возражениями: пропишите вместе с отделом маркетинга все возражения клиентов и ответы на них. Возражения будут дополняться, не забывайте обновлять документ, чтобы у МОПов была всегда актуальная информация
  • научите менеджеров навыкам ведения переговоров: если вы не сильны в этом сами - заплатите специалисту. Чем лучше менеджеры умеют вести переговоры, тем больше ваша компания заработает
  • подготовьте скрипты разговоров для каждого предложения: менеджеру не обязательно его зачитывать, но уловить суть скрипта он должен и пусть своими словами, но уверенно донести мысль до клиента
  • составьте понятный план продаж, то есть реализуемый
  • создайте систему отчетности: ежедневная, еженедельная, ежемесячная. Контролируйте реперные точки (количество отправленных КП, количество договоров, количество счетов).

Именно из таких критериев выглядит отдел продаж, который ведет системные продажи. По срокам запуск отдела продаж с нуля занимает 2-3 месяца. Пока вы протестируете все воронки продаж, пока проведете необходимые обучения и разработаете все вышеперечисленные документы.

Результат от такой кропотливой работы не заставит себя долго ждать. С помощью такого подхода вы не только сможете быстро начать зарабатывать, но и сохраните постоянный штат продаванов, компетенции, которых будут только расти вместе с прибылью фирмы. Ведь отлаженная система создает комфортные и понятные условия пребывания сотрудника, которому незачем искать себе новое место.

Трафика, заявок и продаж вашей компании!