Найти тему
записки зубного детектива

История любви вождей к автомобилям марки Rolls-Royce

Почитателям Владимира Ильича Ленина читать эту статью, возможно, будет не слишком благостно, но из песни слова не выкинешь! Так все и было на самом деле.

В 1913 году в Санкт-Петербурге английская фирма открыла представительство, расположив отделение «Ролльсройсъ-Петроградъ» на Английской же набережной, 62, в самом центре имперской столицы. Петербургские аристократы и буржуа охотно покупали «торпедо» и «ландо» с Серебряной леди на капоте.

Николай Второй владел самым большим личным гаражом среди европейских монархов, был у него, конечно, и лимузин Роллс Ройс. В феврале 1917 года весь царский автопарк перешел в пользование министров Временного правительства, а в октябре того же года — к вождям революции.

Rolls-Royce Silver Ghost (Фото компании Rolls-Royce)
Rolls-Royce Silver Ghost (Фото компании Rolls-Royce)

По сей день многие уверены, что революция совершилась с единственной целью, чтобы не было различий между бедными и богатыми и чтобы богатые не рассекали на Роллс Ройсах в то время, как бедные доедают последний кукиш без масла. По крайней мере, мне так говорили.

Однако как-то так получилось, что бедные после революции еще долгие годы диету не улучшали (а многие еще и ухудшили), а вот новое руководство страны с первого же дня с огромным удовольствием пересело на лимузины, с которых уже никогда не слезало.

В распоряжение самого главного вождя революции попали лучшие автомобили: Turcat-Mery 28, Delaunay Belleville 45 и лимузин Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost, который когда-то особенно любила императрица Александра Федоровна.

Автомобиль Turcat-Mery 28, 1915 года выпуска, был сделан французскими мастерами вручную. Шикарный темно-зеленый автомобиль имел закрытый кузов, а его четырехцилиндровый мотор выдавал 50 лошадиных сил. Однако пользоваться комфортным пространством заднего салона Ленин не стал, и ездил рядом с шофером. Почему он поступал так – неясно. Может, хотел подчеркнуть свою демократичность, а может просто любил смотреть на дорогу. (Фото пользователя snortonx с сайта drive2.ru)
Автомобиль Turcat-Mery 28, 1915 года выпуска, был сделан французскими мастерами вручную. Шикарный темно-зеленый автомобиль имел закрытый кузов, а его четырехцилиндровый мотор выдавал 50 лошадиных сил. Однако пользоваться комфортным пространством заднего салона Ленин не стал, и ездил рядом с шофером. Почему он поступал так – неясно. Может, хотел подчеркнуть свою демократичность, а может просто любил смотреть на дорогу. (Фото пользователя snortonx с сайта drive2.ru)

В 1919 году в распоряжении автобазы Совнаркома были два Rolls-Royce: один закреплен за Лениным, другой — за Троцким. Но со временем «тяжелое наследие царского режима» обветшало и пришло в негодность. Тогда решили закупить для гаража новые автомобили в Англии — единственной, кстати, европейской стране, с которой у правительства большевиков к тому времени почему-то были налажены хорошие дипломатические отношения.

Delaunay Belleville 45 в одном из автомобильных музеев Франции. (Фото с сайта motor.ru)
Delaunay Belleville 45 в одном из автомобильных музеев Франции. (Фото с сайта motor.ru)

В начале 1921 года советская торговая делегация во главе с Леонидом Красиным смоталась в Лондон и заключила сделку века – подписала договор о покупке 70 автомобилей Rolls-Royce. Почему это называли «сделкой века»? А просто еще никто и никогда не закупал единовременно столько автомобилей этой марки.

Однако в охваченной голодом России им мягко намекнули, что тратить в такое время миллионы на табун из люксовых автомобилей неприлично. Поэтому сделку пересмотрели, а часть из освободившихся денег даже отправили на закупку продовольствия, за что им честь и хвала.

Так и получилось, что к концу года в гараже Совнаркома оказалось «всего» 13 автомобилей Rolls-Royce, двумя из которых пользовался сам Владимир Ильич.

Первый – Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost Alpine Eagle c кузовом «торпедо» фирмы Barker, второй – Silver Ghost Continental c полугусеничным движителем Кегресса. Эти автосани (так тогда называли полугусеничные автомобили) служили Ленину для зимних поездок, а открытым Rolls-Royce вождь пользовался в теплое время года.

Своей начинкой автосани Ленина обязаны трудам Адольфа Кегресса (личного шофера Николая II и начальника царского гаража), который еще в 1909 году предложил подобную конструкцию. Экспериментируя с царским «Непиром», ему в голову пришла гениальная мысль – поставить автомобиль на лыжи, снабдив его мощными гусеницами вместо колес, чтобы иметь возможность спокойно передвигаться даже в самые снежные зимы. (Фото с сайта retro-brend.ru)
Своей начинкой автосани Ленина обязаны трудам Адольфа Кегресса (личного шофера Николая II и начальника царского гаража), который еще в 1909 году предложил подобную конструкцию. Экспериментируя с царским «Непиром», ему в голову пришла гениальная мысль – поставить автомобиль на лыжи, снабдив его мощными гусеницами вместо колес, чтобы иметь возможность спокойно передвигаться даже в самые снежные зимы. (Фото с сайта retro-brend.ru)

В советское время было обязательным считать, что все эти машины достались правительству в наследство в 1917 году, когда были экспроприированы у буржуев возмущенной общественностью. Рассказывать о закупках десятков королевских автомобилей в тяжелое для страны время было как-то не комильфо и могло повредить светлому образу небожителей.

Правда всплыла только во время перестройки. Корреспондент итальянского журнала Ruoteclassiche Джузеппе Дикорато нагло и пристально осмотрел оба ленинских Rolls-Royce из музеев и провел собственное расследование. Пытливый итальянец выяснил, что автомобили изготовлены в 1920-1922 годах и куплены советскими представителями в Лондоне. Некрасиво было с его стороны, конечно, так подставлять вождя, но вот такие они, журналисты.

Владимир Ильич с супругой. Горки, 1923 год (Фото с сайта autobuy.ru). Правда, меня на этом снимке куда больше впечатлило лицо и взгляд водителя.
Владимир Ильич с супругой. Горки, 1923 год (Фото с сайта autobuy.ru). Правда, меня на этом снимке куда больше впечатлило лицо и взгляд водителя.

Заветам Ильича следовали и другие вожди. После смерти своего главного почитателя, автомобили Rolls Royce были в распоряжении Сталина, Молотова, Буденного и Ворошилова. Правда, Сталину машина не очень понравилась, он предпочитал мощный 12-цилиндровый Packard. Но следующий Ильич, который Леонид и который, как и Николай Второй, по странному совпадению тоже имел один из самых больших автопарков среди монархов (по разным источникам от 49 до 324 штук) с удовольствием заказал себе Rolls-Royce Silver Shadow.

Подлинник любимого автомобиля Ленина в 2004 году участвовал в открытии экспозиции Rolls-Royce в здании Государственного исторического музея. «Если “Роллс-Ройс” подошел Ленину, он подойдет и гражданам России», — прямо в точку провозгласил прессе представитель фирмы.

"Гусеничный" Rolls-Royce сохранился до наших дней. Увидеть этот необычный автомобиль можно в доме-музее Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские», что под Москвой. Фото с сайта retrocars.su
"Гусеничный" Rolls-Royce сохранился до наших дней. Увидеть этот необычный автомобиль можно в доме-музее Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские», что под Москвой. Фото с сайта retrocars.su

А мы вернемся на минуту к первому, слишком близкому, знакомству Ленина с автомобилем этой марки. Произошло оно еще в 1910 году, когда Владимир Ильич катался на велосипеде по Парижу. «Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката... Надеюсь выиграть», — писал он в письме сестре Маняше.

Виконт был побежден, о чем Ленин радостно писал в следующем письме: «Погода стоит такая хорошая, что я собираюсь взяться снова за велосипед, благо процесс я выиграл и скоро должен получить деньги с хозяина автомобиля».

Кто знает, как повернулась бы судьба страны, если один сорокалетний мужчина не успел бы соскочить с велосипеда, попавшего под Rolls-Royce?!

Впрочем, история не знает сослагательного наклонения! Что вышло — то вышло!

Записки зубного детектива