Мир переживает бум шоу и концертов. После окончания пандемии коронавируса артисты собирают полные концертные залы, стадионы, парки, автодромы и даже пляжные комплексы. Кризис и социальное дистанцирование в прошлом, теперь публика утоляет жажду развлечений, драйва и живого общения, почти забытых за годы пандемии и финансовых проблем.
В США 2023 год назван годом «билетов за тысячу долларов». Известный американский сайт по продаже билетов на концерты SeatGeek сообщает, что средняя стоимость билета по результатам 2022 года повысилась более чем в два раза по сравнению с ценами предпандемического 2019-го – со 125 до 252 долларов. Крупнейший мировой билетный оператор Live Nation Entertainment отмечает рост выручки в текущем году почти на 27 процентов по сравнению с уровнем предыдущего года. Количество билетов, проданных компанией к концу второго квартала этого года, достигло небывалой отметки – 117 млн, а число посетителей увеличилось на 20 процентов. Конкурирующая с ней Ticketmaster заявляет о 151 млн проданных билетов и 22-процентном увеличении продаж.
Билеты на концерты раскупают за пару часов, а артисты вынуждены переносить выступления на автодромы, ипподромы и другие крупные площадки, чтобы удовлетворить растущий зрительский спрос.
Звёзды проводят свои выступления даже в парках (Вуди Аллен с его New Orleans Jazz Band) и на пляжах (итальянский певец Джованотти).
Итальянская ассоциация продюсеров концертов Assomusica к концу года рассчитывает на 50-процентное повышение доходов шоу-бизнеса. Билеты на концерт американской певицы и 12-кратного лауреата премии «Грэмми» Тейлор Свифт, который пройдёт в Италии в 2024 году, несмотря на дороговизну, разлетелись за считанные минуты. С той же скоростью были распроданы билеты на итальянские концерты Coldplay, Pinguini Tattici Nucleari, Васко Росси и Pooh Shiesty. Одни только Pinguini Tattici Nucleari собрали на итальянских гастролях более полумиллиона поклонников, а знаменитый Васко Росси в одиночку привлёк на свой последний тур по стране около 450 тысяч зрителей. В Великобритании на последнем выступлении певца Элтона Джона на фестивале в Гластонбери, как сообщает агентство Reuters, присутствовало более 150 тысяч зрителей, стоимость билета доходила до 400 евро.
Огромные очереди и взлетевшие цены перекупщиков стали отличительными знаками этого концертного сезона. В числе зрителей были не только миллениалы, но и их родители бумеры – они заполнили залы на концертах Depeche Mode, Мика Джаггера и Брюса Спрингстина.
Инфляция концертной лихорадки
Продюсеры и организаторы развлекательных мероприятий объясняют увеличение стоимости билетов не только подскочившим спросом, но и ростом цен вплоть до 30–35 процентов на первичные ресурсы – материалы, технику, электроэнергию и прочее.
Повышенный интерес к концертам в США и Европе повлёк за собой неизбежный подъём спроса на транспортные, гостиничные и ресторанные услуги в городах и регионах, где состоялись или в ближайшем будущем запланированы мероприятия. Гастролирующие певцы и музыкальные группы гарантировали мощный приток посетителей в местные отели, кафе и рестораны, обеспечив сверхприбыли также для железнодорожных, автобусных и авиакомпаний, не говоря уже о фирмах по аренде автомобилей. Мировая концертная лихорадка внесла свой вклад и в рост цен на бензин, достигших к июлю 2023 года 1,53 евро за литр.
В Швеции концертный тур певицы Бейонсе спровоцировал повышение инфляции на 0,2 процента, притом что годовая инфляция в стране сейчас находится на уровне 10 процентов.
Критики даже заговорили об «эффекте Бейонсе», или «бейфляции», сопоставляя случившееся с последствиями других мегаконцертов. Ещё один пример – раскупленные всего за несколько дней билеты на концерт певца Гарри Стайлса, спровоцировавшие подъём спроса на железнодорожные билеты в итальянский город Реджо-Эмилия, где проходило выступление. По подсчётам сайта Trainline, по этому направлению было продано в 880 раз больше билетов, чем обычно, тогда как само мероприятие посетило более 150 тысяч зрителей. В связи с летним концертом группы Blur, состоявшимся в тот же день в Лукке, железнодорожные компании получили лишь вдвое большую выручку, чем обычно.
Большие деньги
Благодаря концертным турам в города и регионы потекли деньги. Только что завершившееся турне Тейлор Свифт по США, по предположениям журнала Forbes, позволило городам заработать 4,6 млрд долларов. Совместный анализ Университета Феррары, городской администрации и союза промышленников Ascom Confcommercio говорит о притоке дополнительных 10,4 млн евро после концерта Брюса Спрингстина, где присутствовали 44 тысячи зрителей. Из этой суммы 2,5 млн евро приходятся на оплату проживания в гостиницах, 3 млн – на расходы на питание.
Продавцы билетов подсчитают свои доходы в конце года, сами они прогнозируют, что спрос будет высоким и в 2024-м. Live Nation Entertainment сообщает, что рост прибыли начался в четвёртом квартале 2022 года, всего за один квартал доходы компании увеличились с 500 млн до 1,1 млрд евро. Ко второму кварталу 2023 года её выручка повысилась вдвое.
Звёзды шоу-бизнеса тоже не остались внакладе. По информации Forbes, топ-10 исполнителей заработали на своих концертах в 2022 году 1,3 млрд долларов. Наибольшую прибыль за счёт продажи авторских прав получили британская рок-группа Genesis и певец Стинг – по 300 млн долларов. За ними следуют Тейлор Свифт (около 92 млн долларов) и пуэрто-риканский рэпер Бэд Банни (88 млн долларов).
🅾️Все материалы: octagon.media