Давайте представим большой супермаркет в любой точке мира. На кассе есть очередь из 10 женщин разного возраста, покупающих каждая что-то своё. По статистике, примерно треть из них в разные возрастные периоды своей жизни в той или иной форме уже испытали на себе или испытают в будущем сексуальное насилие. Оно бывает разным – от харассмента (нежелательные приставания и домогательства на рабочем месте, вызванные дисбалансом власти в коллективе) до изнасилования/инцеста, тем не менее, сутью его остаются травмы, нанесённые человеку, ощущающему себя беспомощным, слабым и использованным.
Процент сексуального насилия в мире по статистике начинается от 6% и заканчивается 59% у женщин. И если в странах, где правовая культура хорошо развита и существуют законы о домашнем насилии этот процент значительно ниже, то в странах Африки этот процент экстремально высок. Россия находится примерно в середине этой статистики, а законов о домашнем насилии у нас попросту нет, ввиду духовных скреп и традиций, основанных на патриархальном мышлении.
При всём этом, важно понимать, что статистика формируется из тех, кто говорит об этом, но большинство жертв сексуального насилия… молчат... Для насильников это удобно, а для жертв такого абьюза – произошедшее становится секретом, отделяющим их от остального мира. Ведь те женщины из очереди супермаркета, испытавшие это на себе, скорее всего, не говорят об этом ни с кем и ощущают себя в «стеклянном гробу», незримо отделяющим их от остального мира. Это тот стыдный секрет, тяжёлым грузом, утягивающий на дно депрессии, может пройти через всю жизнь, так и не став раскрытым, а чувства – пережитыми.
Молчание. Боль, крик и слёзы, кипящие внутри, накрываются тяжёлой крышкой молчания, парализующего и продолжающего то оцепенение, которое когда-то испытывали на себе жертвы сексуального насилия. Молчание продлевает это насилие, а травма останавливает жизнь, будто нажимая на кнопку паузы.
Здесь же краеугольным камнем часто становится тема доверия, потому что насильниками чаще всего становятся те, кому жертва доверяет – отцы, ближайшее окружение семьи, сексуальные партнёры.
Наученные не доверять и одновременно с этим убедившиеся в собственном бессилии жертвы остаются в невидимом коконе одиночества, выбраться из которого довольно трудно, но всё-таки возможно.
Возможно потому - что внутри человека, который смог пережить ТАКОЕ и выжил - кроется огромная сила, которая держит и крышку молчания и все те тёмные чувства, которые заперты внутри, кажущиеся их хозяйке гипер-разрушительными. И эту силу нужно постепенно разворачивать изнутри наружу, направляя её в собственную жизнь, которая давно ждёт экспрессии.
Автор: Петр Кутузов
Специалист (психолог), Сексолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru