"Новым постановлением минимальная доля продажи бензина на бирже увеличена с нынешних 12% до 13%, в отношении дизеля – с 8,5% до 9,5%".
Напомню, что за первое полугодие через биржу было продано столько бензина, сколько по действующим нормативом должно быть продано за год. Так что можно было ставить не 13%, а 15% или даже 17%. На текущую ситуацию это никак не повлияет. Собственно, данная мера повысит не объём торгуемого на бирже бензина, а гарантированный объём торгуемого на бирже бензина. Существенная разница.
Да, к началу сентября, когда заработает норма о 13%, период пикового спроса на бензин завершится вместе с сезоном отпусков. В общем, обновлённый норматив вводится очень своевременно.
Но особенно мне понравилась эта часть сообщения на сайте Правительства:
"Продажа на бирже части топлива, производимого российскими нефтяниками, даёт независимым автозаправочным станциям возможность приобретать его по рыночным ценам. Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие участники топливного рынка обладают собственной сетью заправок".
В России крупные сети АЗС, принадлежащие вертикально интегрированным нефтяным компаниям, по договорённости с Правительством выступают в качестве регулятора рынка, который не допускает резкого роста цен, так как независимые заправки вынуждены подстраиваться под доминирующих игроков, каковыми и являются сети ВИНКов. Что происходит с ценами в регионах, где нет крупных сетей нефтяных компаний, можно посмотреть на примере Республики Крым и города Севастополя. На фоне этого невольно возникает вопрос: к чему эти предельно странные заклинания про "риски монопольного ценообразования"?
P.S. На будущий год надо будет пересмотреть нормативы запасов автобензинов на период плановых ремонтов НПЗ, совпадающий с периодом отпусков, а значит и повышенного спроса на моторное топливо. Необходимо делать дополнительные запасы конкретно АИ-95. И да, надо очень настойчиво попросить представителей минфина сократить свои выступления перед СМИ на период с апреля по август, чтобы сообщения об их смелых налоговых новациях (см. демпфер) не приводили к лёгкой панике на внутреннем рынке моторных топлив, как это было в текущем году.