Найти в Дзене
Задача выжить

Серьёзное подкрепление - ВКС получат свыше сотни боевых самолётов в ближайшее время.

Оглавление

За последние полтора года в нашей оборонке отчётливо фиксируются "тектонические" сдвиги по ряду направлений, особенно в плане модернизации. Танки, БМП, самолёты и даже корабли подвергаются тотальной переделке из-за тех условий, которые возникли в мире и вокруг нашей страны - потенциал нужно выжать максимальный, по понятным причинам. И в этой ситуации стало известно о том, что такая незаметная для публики машинка, как Як-130, вскоре получит литеру "М", в корне меняющую её сущность.

Источник: Викимедиа.
Источник: Викимедиа.

Приветствую на канале!

Мало кто знает, но примерно в начале нулевых в отечественные ВКС стала поступать совершенно новая машина - Як-130, являющаяся ничем иным, как учебно-боевым самолётом взамен давно устаревшему L-39. Встретили её весьма тепло, но какого-то особого медийного интереса она не получила. И действительно, что может быть интересно в "летающей парте" для лётчиков с практически нулевым боевым потенциалом? Но на самом деле есть что обсудить. Начнём с того, что самолёт очень лёгкий и простой - его вес не превышает 5 тонн, вместе с топливом и вооружением чуть более 10. Боевая нагрузка при этом весьма приличная - около 3 тонн в пике, что совсем неплохо для столь скромных габаритов. Кстати об этом. Безусловно, самолёт не проектировался с учётом технологий снижения заметности, но из-за того, что он маленький сам по себе, противник вполне может столкнутся с проблемами при его обнаружении, особенно если полёт проходит на малой высоте. А если его покрывать специальными составами, наподобие тех, что перед вылетом наносят на Су-57? Но это скорее домыслы, нежели правда. Но вот что действительно интересно в машине, так это её колоссальный ресурс. В открытых источниках сказано, что он составляет примерно 10 000 часов, что очень и очень много. У того же Су-30, например, он в 2-2,5 раза ниже по планеру. Двигатели не проблема, их и заменить можно. И поначалу идея заключалась в том, чтобы таким образом обеспечить нашим лётчикам достаточное количество часов налёта, разбавляя полёты на их основных машинах, сохраняя ресурс для боевой работы. В принципе, так оно и работало.

Источник: russianplanes.net.
Источник: russianplanes.net.

Но "внезапно" выяснилось, что прямо сейчас наша авиация очень активно этот свой ресурс тратит, что в конечном итоге может сказаться на количестве боеготовых единиц в случае столкновения с более серьезным противником. Хорошим примером выступает НАТО, как бы это странно не звучало, а точнее немецкие и американские ВВС в частности - у них ситуация настолько критическая, что проходили сообщения о неготовности к бою практически половины всей истребительной авиации, про бомбардировщики и говорить нечего. И причина в том, что нет активного перевооружения ВВС, но есть колоссальный налёт в достаточно большом количестве конфликтов, где успели себя показать западные "партнёры". И нам сейчас светит тоже самое, если не найти обходной путь. И путь этот найден - модернизация "летающих парт" до уровня Як-130М, о чём недавно было объявлено ПАО "Яковлев". В самой новости довольно сухо сказано, что машину приспособят к выполнению различных специальных задач, но уже это наводит на определённые размышления. Во-первых, скорее всего, заменят всю электронную "начинку" самолёта, так как ей придётся работать с достаточно большим объёмом вооружений, используемых ВКС прямо сейчас. А во-вторых, установят лёгкую и недорогую РЛС, ведь в обычном Як-130 она отсутствует.

Источник: wallpaper.mob.org.
Источник: wallpaper.mob.org.

Теперь поговорим о том, какие такие специальные задачи в обновлённом виде сможет решать Як-130М. Скорее всего они будут сводиться к тому, чтобы выйти в заданный район и осуществить пуск тех или иных дальнобойных боеприпасов, у которых нет какой-то особой привязки или требований к носителю. Например, авиабомбы, оснащённые универсальным модулем планирования и коррекции, частота применения которых растёт с каждым днём. Обычно пуски осуществляются парой, дабы нивелировать риск промаха, но только вот под это дело приходится гонять дорогущий Су-34. Расстояние пуска приличное - это десятки километров в относительно безопасных зонах, где риск применения ПВО минимален. Так что Як-130М под эту задачу подошёл бы прекрасно, учитывая боевую нагрузку в 3 тонны и потолок в 12 километров. Здесь же неподалёку располагаются задачи по пуску самых разных ракет - начиная от Х-25, Х-29 и заканчивая современными модификациями "Оводов". Конечно, Х-59МК2 для Як-130М уже перебор, под это дело лучше подходит Су-57, о чём мы буквально на днях рассказывали, но вот какой-нибудь Х-59М вполне себе интересный вариант. Это позволит учебно-боевому самолёту выводить из строя объекты на расстоянии свыше ста километров. И таких ракет он может поднять сразу две - нагрузка позволяет. А когда машин несколько? К слову, в рядах ВКС сейчас свыше сотни Як-130, что в теории позволяет создать мощнейший ударный кулак, который способен как разгрузить нашу основную часть авиации, так и серьёзнейшим образом её усилить.

Источник: mosppror.ru.
Источник: mosppror.ru.

В качестве итога хотелось бы отметить, что мы расписали лишь очень малую часть того, что могут сделать с нашим учебно-боевым самолётом. Например, пару-тройку лет назад, по опыту сирийской кампании, обсуждался вопрос создания лёгкого и чрезвычайно выносливого штурмовика на базе Як-130, но от этой идеи вроде бы как отказались. Вполне возможно, что ряд нововведений перекочует в версию "М", но нужно ждать какой-то более точной конкретики. А так, пока что, вырисовывается средство, способное разгрузить ВКС, но без особых излишеств. И, как нам кажется, это очень хороший вариант, который позволит всё реализовать в кратчайшие сроки.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас почти 77 000. Спасибо каждому!