Агнес Прингл - английская художница конца 19 века. Она была весьма популярна в свое время, участвовала в крупных выставках, выиграла множество призов, была арт-советников одного из самых популярных журналов "The Queen".
Увы, ныне её имя практически забыто. О ней мало знают даже на её родине, не говоря уже о любителях живописи других стран. Да, так бывает. И тем приятнее мне писать об этой художнице, о которой в русском интернете я ничего не нашла.
Родилась Агнес Прингл в 1853 году в небольшом городе Гейтсхеде, что находится в графстве Тайн-энд-Уир на северо-востоке Англии в семье агента по железнодорожным и морским перевозкам компании Hawks.
Агнес была третьей из пяти детей семьи. Семья была относительно обеспеченной. Имела свой дом и даже несколько слуг.
Талант к рисованию у Агнес проявился в возрасте шести лет. Дни напролет она рисовала. Изображения дома Прингл были так точны и детализированы, что мать считала рисунки девочки настоящими сокровищами, демонстрируя их своим знакомым.
К сожалению, ни один из них не сохранился. Как писали позже в одном из каталогов к выставке уже известной художницы, их съела собака.
Агнес посещала частные уроки рисования, когда ей было 8 лет. А дома девочка горько жаловалась, что старшим детям давали рисовать более сложные и интересные вещи, чем ей. А через 6 месяцев после этого она выиграла первый приз за свои рисунки.
Когда ей было 12 лет, она поступила в Государственную художественную школу под руководством Уильяма Козенса Уэя и Робинсона Эллиотта в Элсвике.
Затем Агнес продолжила свое образование в Королевской академии, поступив туда в январе 1882 года, как раз перед ее 30-летием. К концу первого года обучения она выиграла серебряную медаль и приз в виде книг за набор рисунков, а также премию в размере 10 фунтов стерлингов за лучший рисунок статуи Лаокоона.
А уже в 1884 году дебютировала на выставке Королевской академии, что было большим достижением для женщины того времени. И опять следует расстроиться, что той дебютной картины невозможно найти в интернете. Как, впрочем, и многих других. То ли они потерялись во времени, то ли находятся в закрытых частных коллекциях. Что для нас, простых смертных, равнозначно.
Сейчас можно только прочитать описания некоторых картин. Например о её чрезвычайно успешной картине "Рыцарство". На ней изображена сцена, свидетельницей которой была художница на Пикадилли. Мальчик, пересекающий дворник («довольно хулиганского порядка», согласно The Newcastle Chronicle) и уличный мальчишка дерутся из-за того, что дворник опрокинул корзину цветочницы.
Но все-таки некоторые из картин Агнес Прингл удалось обнаружить в интернете (спасибо сайтам аукционов). Например, вот такую картину с изображением довольно-таки сомнительных кошек, проданную на аукционе в апреле 2023 года.
Несколько картин можно увидеть в музеях Англии.
В Архивах Хаммерсмита и Фулхэма в Краеведческом центре
Лондона хранится картина Агнес Прингл "Сцена из «Коронационного шествие Эдуарда VI, 1547 г.» на Церковном театрализованном представлении в Бишопс-парке".
Это грандиозное полотно, размером 126 х 75 см, было подарено центру членами семьи художника в 1934 году.
В Ратуше Чизвика в Лондоне зрители могут увидеть картину Агнес Прингл "Гамлет и Офелия".
На картине изображена сцена из шекспировской пьесы, где Офелия возвращает подарки Гамлету. Согласитесь, Гамлет в темных одеждах представлен на полотне как "злой гений" в противовес светлому образу Офелии.
А залы Художественной галереи Лэнга в Ньюкасле украшает одна из самых красивых (для меня) картин художницы "Бегство Антония и Клеопатры после битвы при Акциуме", подаренная музею самой художницей.
На создание картины ушло несколько лет. Сообщения о ней начали появляться уже с 1894 года. Но никто не видел картины до её завершения, пока она не была выставлена на выставке Messrs Henry Graves & Co в Пэлл-Мэлл в Лондоне.
Это была сенсация. "Восхитительная цветовая гамма, которую больше всего выделяет мисс Прингл", — восторгалась одна газета. "Богатые цвета очаровывают глаз!" - вторила ей другая.
Как же хороша Клеопатра!
Как же печален и удручен Антоний!
После появления картины лондонская газета The West London Observer писала: "Мы искренне верим, что ее будущее может быть таким же ярким, как ее несомненные таланты оправдывают нас в ожидании".
Огромный успех! Но что же потом? Почему об Агнес Прингл так мало известно сегодня?
Увы, Агнес Прингл пришлось испытать то, что испытали многие женщины - художницы викторианской эпохи. Им не было места в "жестоком" мире искусства, где царили мужчины.
И Агнес Прингл, как и многие другие, занялась тем, что хоть как-то приносило доход - книжной иллюстрацией. Но разве могла удовлетворить амбиции такая работа, рисование милых картинок к детским книжкам?
А в 1913 году, после смерти матери, Агнес начала давать уроки. В своей студии на Саттон-Корт-роуд в Чизвике Агнес рекламировала себя "Медалист РА, член Северной Британской академии и т. д.", давала уроки "портретиста, масла и акварели". Позже она провела "Весенний курс рисования на открытом воздухе".
Агнес Прингл прожила долгую жизнь. Она умерла в 1934 году в возрасте 81 года. Но как же мало сохранилось от этой талантливой художницы.
Поэтому я рада, что своим небольшим рассказом о ней почтила её память. И познакомила с её творчеством, так незаслуженно забытым.