Россию омывают полтора десятка морей, но самое известное и любимое для отдыха у нас всё-таки Черное.
Я бы, правда, хотела ещё Средиземное. Make Istanbul Tzargrad again. Шучу, конечно. Или нет. Да шучу, шучу.
Как только у людей в России вообще появилась идея о том, что можно путешествовать не только для войны, но и для удовольствия, наша знать сразу же начала возводить на берегах Черного моря свои сказочные дворцы. Вскоре оказалось, что место это не только приятное, но и полезное, а значит можно сюда привозить больных и слабых для оздоровления, и это решение оказалось таким удачным, что теперь мы пришли к тому, что каждый имеет право хоть на две недели в году вывезти своё бренное тело на Черноморское побережье.
И хотя сейчас уже поехать на Черное море (а не на Бали или хотя бы не в Турцию) считается чуть ли не дурным тоном в некоторых кругах, всё же это место просто рай для любителя древностей. В этом регионе всегда происходила такая бурная концентрация событий и перетасовка народов, что названий у моря накопилось больше трёх сотен - и это только зафиксированных письменно.
Хотя для водных источников большое количество названий вообще не редкость. У реки Кубань их было около двухсот, у Каспийского моря - примерно семьдесят (например, у разных народов оно было "Восточным", "Северным", "Западным", "Белым", "Синим" или "Красным"). Аральское море бывало "Синим", "Северным", "Горьким", "Соленым" и "Черным".
Такое многообразие не должно удивлять. Ведь именно на благодатных северных берегах Черного моря зародилась индоевропейская цивилизация, а на южных то тусовались хетты, то расцветала великая античность, то красовалась Византия, да и на нашей памяти земли, окружающие Черное море, переходят из рук в руки, а те, что не переходят - всё равно являются целью кого-то, кто на них претендует, не будем показывать пальцем.
Очевидно, что эта возня существовала и до праиндоевропейцев, просто потому что земли, действительно, отличные. Не слишком жарко, не слишком холодно. Без землетрясений и цунами (последние несколько тысяч лет, по крайней мере). А ещё полно мяса, рыбы и всяких вкусных растений, некоторые из которых отлично подходят для производства вина.
Немного предыстории
Когда-то (10-14 миллионов лет назад) Азовское, Черное, Аральское и Каспийское моря входили в одно большое море, которое условно называется Сарматским.
Это гигантское море было изолировано от мирового океана, в том числе от Средиземного моря, а по его берегам бродили слоны, мастодонты, жирафы, носороги, олени, свиньи и гиппарионы (прото-лошади). Из-за впадающих рек и отсутствия внешних связей Сарматское море было довольно пресным. В дальнейшем оно разделилось, чему, вероятно, поспособствовал подъём Кавказских гор, и та часть, которая стала Каспийским морем, так и осталась пресной.
По одной из гипотез считается, что примерно в 5600 году до нашей эры в этих местах произошло мощное землетрясение, которое привело к образованию Босфора, из-за чего воды Средиземного моря хлынули в Черное, и его уровень из-за этого катастрофически и стремительно поднялся. Босфор в то время мог представлять собой гигантский прекрасный и пугающий водопад, по которому потоки воды поступали в Черное море в течение примерно десяти месяцев. И некоторые ученые полагают, что именно это событие легло в основу легенды о Всемирном потопе. Если люди пережили такую катастрофу, неудивительно, что они, переселившись на новые места, ещё долго рассказывали о так сильно поразившем их событии.
И действительно, доказано, что Чёрное море в древности было пресноводным, но со временем туда хлынула соленая морская вода, из-за чего его уровень поднялся приблизительно на сто сорок метров. Смена водорослей и осадочных пород фиксируется геологами как раз примерно 7,5 тысяч лет назад. А к 2000 году были найдены и древние береговые линии с раковинами пресноводных улиток, а также остатки построек и инструментов на глубине 94 метров в двадцати километрах от берегов Турции. Радиоуглеродный анализ подтвердил возраст 7,5 тысяч лет.
Теперь о названии: скифы
Версий о том, почему море все-таки черное, очень много. Как называли его до и после потопа мы не знаем, поэтому более или менее приемлемые теории начинаются с эпохи скифов (они жили в Причерноморье с VIII века до н.э. по IV век н.э.). Якобы они называли море *Аxšaina, что означало "тёмный". Даже если это было так, то почему?
То ли во время непогоды воды темнели (но это у всех морей как будто происходит), то ли оно кажется черным, когда цветут водоросли (тут не поспоришь, не далее как этим летом сама прыгала через прибрежные залежи, чтобы как следует поплавать подальше).
Ещё версия: в связи с тем, что после того великого потопа вода затопила огромную территорию, погибли растения и животные, а скорее всего, и люди. Все останки скопились на дне, что привело к образованию сероводорода, из-за чего глубинные воды Черного моря до сих пор необитаемы. Из двух километров глубины живые организмы встречаются только в верхних двухстах метрах, ниже могут существовать лишь некоторые бактерии. И любой предмет, побывавший на глубине, становится черным (но тоже вопрос: а что такого скифы опускали на глубину больше двухсот метров, так, чтобы потом это ещё и достать?).
Потом пришли греки
Древние греки назвали море Аксинским, то есть Негостеприимным, и о причинах этого решения тоже есть разные версии.
Может быть, попали на шторм, а может, после Средиземного это море показалось им холодным, или же их там встретил кто-то негостеприимный. Иногда они называли его также Скифским, что вполне понятно, и может объяснить холодный прием. Так объяснял и Страбон в "Географии" (I век до н.э.):
В те времена это море было недоступно для плавания и называлось «Аксинским» из-за зимних бурь и дикости окрестных племен, особенно скифов, так как последние приносили в жертву чужестранцев, поедали их мясо, а черепа употребляли вместо кубков.
Да уж, вот так подплываешь к берегу, там какие-то симпатичные люди что-то празднуют на берегу, ты уже представляешь, как, наконец, поешь горячее, но тут присматриваешься, а у них там из черепов пьют...
Впрочем, может быть, греки действительно встретили скифов, но не ссорились с ними и не пугались, а просто переняли их иранское название моря *Axšaina, (мы помним, что это означало "темный" или "темно-синий"). Возможно, кстати, как заимствование из скифского в адыгейском сохранилось слово "ахъшам", что значит "сумерки", и слово "акшам", что в тюркских языках значит "вечер".
Если скифская теория верна, то получается, что греки переосмыслили иранское непривычное слово в греческое "негостеприимный" по методу народной этимологии.
Впрочем, название Азовского моря грекам ничто не помешало перенять у скифов в виде кальки: Temarunda со скифского переводится как "матерь моря" (как сообщает Плиний), а у греков оно превратилось в Μαιῶτῐς [Maiôtis] - Меотида, которое, вероятно, происходит от слова μαῖᾰ - ласкового обращения к матерям и пожилым женщинам.
Если название Азовского моря греки перевели, то почему не могли перевести и название Черного? Почему им понадобилось приспосабливать звучание другого моря под свой язык?
В любом случае, позднее они переименовали море в Эвксинское, то есть "гостеприимное". Это после того, как они стали его полностью контролировать, основав по берегам множество колоний, в том числе Херсонес в Крыму и Горгиппию в Анапе. Страбон пишет об этом:
Впоследствии, после основания ионянами городов на побережье, это море было названо «Евксинским».
Рассматривали о гостеприимности и другую версию, она заключается в том, что греки связывали это море с миром мертвых, который описывался эпитетами "вмещающий многих (мертвых)", "гостеприимный, посещаемый многими", "доступный для всех" (звучит как реклама курорта, так сказать, Аид Резорт & Спа).
Это подтверждается тем, что ранее VII века до нашей эры греки ещё ничего не знали о северных берегах Черного моря и полагали, что оно является частью окружающего мир вселенского океана. Соответственно, перебравшись через него, можно было попасть в "мир иной".
К тому же, мифическая страна Эя располагалась по ту сторону великого Северо-восточного моря, туда совершали свою экспедицию за золотым руном Аргонавты, и оттуда Гелиос начинал свое путешествие по небу. В древнейших сказаниях Эя выступает в качестве загробного мира (и, таким образом, путешествие Ясона в некотором роде оказывается путешествием на тот свет). Позднее, когда греки познакомилась с дальними берегами Черного моря, Эю переместили в Колхиду.
Впрочем, сейчас теорию эту рассматривать всерьёз никто уже не пытается, поскольку к моменту появления этих греческих названий Черного моря никто его краем мира уже не считал.
В первом веке нашей эры римский географ Помпоний Мела называет Черное море просто словом Понт:
Очертания Понта напоминают сильно изогнутый скифский лук. Море отличается малой глубиной, суровым нравом, туманами, крутыми непесчаными берегами. Заливы редко встречаются. Понт омывает страны, от которых дует северный ветер, и от ветра море волнуется и кипит...
Кстати, греческое слово "пόντος" ("море") происходит от праиндоевропейского *pent с семантикой "дорога", а у нас ему родственно слово "путь".
Потом пришли славяне
Славяне поначалу тоже использовали греческий вариант - Море Понетьское или Ексипонт. А византийцы наоборот стали называть его Русским. В «Повести временных лет» говорится:
А Дънепрь вътечеть в Понтьское море трьми жерелы, еже море словеть Руськое…
Но Средние Века принесли с собой на Русь нашествие Золотой Орды, и именно в тюркском исполнении впервые встречается, наконец, современное название: "Kara Deniz" ("Черное море"). Средиземное они, соответственно, называли Белым ("Ak Deniz"). И до сих пор называют. Здесь уже имеет место типичное разделение по сторонам света и цветам, пришедшее с востока: север черный, юг белый.
Любопытно, что на Руси было принято противоположное разделение: Белая Русь находилась на севере (Новгородские земли), а Черная - на юге (как раз от Понта до Московских и Тверских земель). Ещё была Червонная Русь (это, как правило, Украинские земли), но с 17 века она тоже становится частью Черной Руси. Впрочем, эти цветовые обозначения характерны не для русских, а для европейских карт. Однако, может быть, именно это совпадение с тюрками в этом вопросе - что и у них это место называлось черным - привело к тому, что за морем закрепилось такое название.
Источники:
- И. Ю. Шауб "Миф, культ и ритуал в Северном Причерноморье VII-IV вв. до н.э.
- М. Д. Бухарин "Красное и черное: цветовая символика в названиях морей в свете сравнительной мифологии"