Найти тему
Русская жизнь

Прокуроры с адвокатами далёких времён

Уважаемые коллеги после бурной полемики о причинах, породивших пропагандистские стихи "Клеветникам России", понял, что пора писать статью, которая, надеюсь, вызовет дискуссию.

Мне очень помогают ваши критические замечания и советы, так что буду выкладывать ее, как говорится, "он-лайн", кусочками:

Клеветникам Пушкина

По отношению к героям культуры мы — посредственности — делимся на две, вроде бы взаимоисключающие, группы:

1) «Прокуроры» — сторонники набирающей в последние годы «культуры запрета» предлагают сбросить с корабля современности тех гениев, что совершали не только аморальные и криминальные поступки, но и допускали, говоря современным языком, неполиткорректные высказывания. Причем обвинители забывают, что закон обратной силы не имеет, и часто судят выдающихся деятелей прошлого на основании современных норм права и морали.

2) «Адвокаты» — те, кто считают, что защищают гениев, находя извиняющие объяснения их предосудительным поступкам и высказываниям.

Противоположность этих двух типов потребителей культуры обманчива. И «прокуроры» и «адвокаты» в одинаковой мере убеждены, что произведение неотделимо от его автора. Если автор «сплоховал» в поступках или на словах, то и его произведения не могут быть «хорошими» и должны быть исключены из «канона». Чем порожден этот «синкретизм»? Неужели пережитками первобытных представлений — «подобное подобным» — симпатической магии?

Пришло время объяснить «прокурорам», что в эпоху информационной цивилизации следует научиться отвлекаться от личности автора при оценке его произведений. Если они гениальны, т.е. содержат большой «шаг новизны», то никакие, в том числе и высшей мере предосудительные, поступки и высказывания не позволяют изгнать их творца из пантеона культуры.

Но и «адвокатам» следует понять, что сладенькая полуправда, якобы, во спасение, которой грешат многие исследователи, пораженные слепой любовью, к изучаемым ими творцам, против их воли выступает, по сути, превращенной формой клеветы на предметы их всепоглощающей страсти. Гении не нуждаются в нашем оправдании их подлых слов и гнусных поступков. Их несравненные произведения выступают индульгенцией тех предрассудков, которые были общи им и их заурядным современникам. Мы, как в том анекдоте, «любим их не за это».

Осмелюсь выдвинуть гипотезу, что гении открывают новые смыслы, благодаря способности играть не по принятым правилам культуры, и эту способность нарушать правила они невзначай переносят в обыденную жизнь, шокируя тем самым окружающих. Может в этом состоит бремя гения, та цена, которую он платит за свои прорывы за грань общеизвестных смыслов?

Сергей ЭРЛИХ