Приветствую!
Фантастике (в нашем сегодняшнем ее понимании) от роду приблизительно полтора столетия. Можно спорить, кто был «истинным» первым фантастом — Мэри Шелли, Сирано де Бержерак, Кеплер или вовсе Платон, но как популярный массовый жанр литературы фантастика стала развиваться именно с конца девянадцатого века, и расцвела в первой половине двадцатого.
Большинство тех, кто исследует историю фантастической литературы, как правило, концентрируются исключительно на текстах, и мне это кается немного несправедливым, учитывая какой огромный вклад в популяризацию жанра сделали художники-иллюстраторы, особенно в самом начале пути фантастики в мировую Литературу.
Вирджил Финлей — один их таких иллюстраторов. Рисовать он начал еще с детства, а первые его иллюстрации были опубликованы в журнале Weird Tales в 1935 году, когда ему был всего 21 год. Он быстро завоевал популярность как иллюстратор и его работы стали появляться в различных изданиях, как на обложках, так и в виде внутренних иллюстраций.
Во время Второй Мировой войны в карьере Финлея наступил перерыв, поскольку он воевал в армии США на Тихоокеанском театре военных действий, в частности, участвовал в боях на Окинаве (как тут не вспомнить другого легендарного иллюстратора-фронтовика, Юрия Макарова, который тоже служил на Тихом Океане). Сразу же после демобилизации Финлей возвращается к работе, и его плодовитость вызывает восхищение: всего за тридцатипятилетнюю карьеру Финлей создал более 2600 работ, при том что преимущественно работал в весьма трудоемком стиле «скрэтчборд».
Все любители старых «ламповых» иллюстраций наверняка моментально узнают характерный стиль Финлея, пусть даже никогда прежде и не слышали его имя. Вполне заслуженно Финлей стал первым лауреатом премии «Хьюго» в категории «художник внутренних иллюстраций» (единственный год, когда обложки и иллюстрации награждались раздельно), а затем еще и получил ретроспективную премию за 1945 год. Из его работ совершенно очевидно, что, в отличие от распространенной моды конца двадцатого века (особенно в семидесятых-восьмидесятых годах на Западе и девяностых-нулевых в России) клепать обложки, никак не сообразуясь с текстом книги, Финлей читал и творчески преобразовывал все произведения, которые ему доводилось иллюстрировать. Для меня самый характерный пример — его иллюстрация к повести Кордвейнера Смита «Планета Шайол». Два великих мастера прошлого… Именем Смита даже названа ретроспективная премия для несправедливо забытых писателей-фантастов прошлого.
Однако, в отличие от него, Финлей забыт. В течении двадцати лет после его смерти было издано более двадцати альбомов его работ, да и сейчас поклонники старой фантастики помнят его хорошо. Собственно, я набрел на его имя (иллюстрации были мне знакомы и раньше) благодаря нескольким группам в соцсетях, где его творчество обсуждают очень активно, и подумал: я же не раз уже писал о различных художниках-фантастах более нового времени, так почему бы не вспомнить и подлинного классика?
Читайте также: