196,3K подписчиков

История без положительного героя

Нравятся ли вам истории, в которых нет положительных героев? Сейчас это популярная тема. Чаще всего получаются истории с серой моралью. Вроде диснеевских «Малефисенты» и «Круэллы», когда у персонажа отняли злодейскую харизму, но ничего не дали взамен.

Такое скучно смотреть, скучно читать, и о таком почти нечего сказать. Разве что, как тебе обидно за злодеев из твоего детства.
Я задумалась, а есть ли удачные примеры историй, в которых нет положительного героя?

И вспомнила «Вия». Повесть Гоголя многие читали. Экранизация с Леонидом Куравлёвым и Натальей Варлей уже давно стала классической.
Но есть ещё одна версия этой истории. Это мюзикл «Вий» 2020 года.

Можно ли рассказать классическую историю о вере и борьбе с собой так, чтобы она звучала свежо и не скатывалась в морализаторство? Можно. Можно ли сделать по-настоящему страшный спектакль с шутками, песнями, танцами? Да.

И да, здесь нет положительных героев.
В первую очередь потому, что «положительный» или «отрицательный» это слишком мало для живого человека. А здесь все герои живые и настоящие. Со своим характером, со своей болью. Ты им с первой секунды веришь.
Мне очень нравится, как выстроена эта вещь.

Начало первого акта. Лето. У бурсаков каникулы. Ярмарка, песни, танцы. Но Тёмная Сторона уже здесь. Мелькает в пёстром хороводе. Уже звучат рассказы про нечистую силу. Пока это просто байки, от которых можно отмахнуться. И Хома отмахивается. И даже бравирует своей смелостью. Очень люблю этот номер. Яркий и полный жизни.

Дорогой читатель, можно я не буду пересказывать тебе сюжет? Ты его знаешь, я уверена. Можно я просто расскажу, какие сцены мне особенно врезались в память?

Начало второго акта. Девушки, очень похожие на русалок, танцуют и поют серебряными голосами. Вот только ни поют очень страшную песню. О том, что на хуторе живёт нечисть, которая убивает мужчин.

Это красиво, но настолько неправильно, что даже жутко.
А ведь есть ещё сцены в заброшенной часовне. Тёмные и мрачные. Только пламя свечей и молитва…

В этих сценах я почему-то очень сочувствую Панночке. Особенно, когда она поёт:

«А не было у Панночки ни свадьбы, ни причастия.
Отдали её душеньку нечистому навек.
А была-то у Панночки жизнь долгая несчастная,
И ту забрал у Панночки трусливый человек…»

В этой сцене мне жаль её до слёз. Потому, что она говорит правду. Только Хома эту правду не слышит. Может быть, я плачу над чем-то в себе. Кто знает?

А ведь есть ещё ария Явтуха. И танец Хомы во втором акте. Он как-то жутко отзеркаливает первый акт, яркий, беззаботный и праздничный. Глядя на этот танец, хочется сбежать, куда глаза глядят. Только вот сбежать некуда.

А потом наступает третья ночь в часовне, и появляется Вий.
При первом просмотре это шок. На тебя обрушивается что-то огромное, страшное, но…закономерное?

Когда смотришь спектакль второй, третий, пятый раз, ты начинаешь замечать, как красиво тебя подводили именно к этому финалу. Сколько намёков и подсказок было в спектакле. Но ты, как Хома, смотрел в другую сторону...
***
Я редко смотрю этот спектакль. Сложная, глубокая вещь, над которой надо думать. У нас с ним особые отношения. Не любовь. Что-то другое, для чего я не могу подобрать слова. Такое со мной редко бывает.

Спектакль поставила креативная лаборатория STAIRWAY.
Спасибо за всё! За спектакль, за смелость, за сложные темы.
Успехов вам. Пусть хватит сил на самые смелые задумки.

P.S. Несколько отрывков из спектакля прилагаю.

Приятного просмотра.

Автор: natalya.lapshina

Источник: https://litclubbs.ru/posts/5904-istorija-bez-polozhitelnogo-geroja.html

Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!

Нравятся ли вам истории, в которых нет положительных героев? Сейчас это популярная тема. Чаще всего получаются истории с серой моралью.

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

Читайте также: