Говоря о Пришествии Христа во славе, стоит отчетливо осознавать, что речь идет прежде всего о качественном исполнении этих слов, где под славой и силой подразумевается обладание божественным авторитетом и властью, которые Иисус получил не по "праву рождения" (если так можно выразиться), ни благодаря Своим изначальным свойствам (Ин.17: 5), а исключительно по праву крестной смерти, о чем Новый Завет неоднократно высказывается. Наиболее яркий пример подобных взглядов содержится в послании к Евреям:
"Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех." (Евр. 2:9)
Не стоит искать точных значений всех нюансов природы Сына Божьего. Как человек, Он был зависим и испытал все превратности человеческой немощи, как Бог - Он остается непостижим, так что тут лучше смириться и просто верить в восхитительную весть, даруемую всем людям.
Стоит, думаю напомнить об одном эпизоде, еще раз подтверждающим мысль о значении Силы в древнееврейской мысли. Когда в Синедрионе собравшиеся судить Спасителя старейшины и книжники лихорадочно искали повода к осуждению, вопрос первосвященника заставил многих испытать благоговейный страх от ответа Христа.
"Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!" (Мф. 26:63-65)
Одесную Силы - по правую сторону Бога - место самое высокое, которым Иисус обладал всегда, не являясь первым творением, как заявляют некоторые, особо одаренные человеки, совершенно не понимая ветхозаветных аллюзий, образом и смыслов, но как Бог. Такова таинственная природа Сына. Он - Бог, и человек во всей полноте. Причем для того, чтобы стать человеком, Христос "уничижил Себя Самого" Флп. 2:7, где под словом "уничижил" (стар. слав, - умалил) буквально передается идея опустошения и полного отказа от всех прерогатив божественной природы. Кстати сказать, мысль об уничижении по всей видимости проистекает из идеи, озвученной еще пророком Исаией, в знаменитой 53-главе. "Предал душу Свою на смерть" - буквально, "опустошил", "обнажил". Вот такие тесно связанные между собой реалии выявляются, когда начинаешь скрупулезно изучать библейский текст, в свою очередь гармоничный и целостный.
Идея пришествия в силе и славе целиком восходит к хорошо знакомым слушателям проповедей Христа ветхозаветным аналогиям. Сам образ Пришествия также восходит своими корнями к истории израильского народа, который был спасен в тот момент, когда казалось, что надежды более нет. Если вспомнить эпизод перехода через Красное море, наиболее яркого во всей истории Исхода, то становится понятными аналогии с избавлением, как в древней истории, так и в будущей.
"Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках." (Втор. 33:26)
Думаю, когда Иисус говорил ученикам и остальным слушателям о Своем возвращении, в мыслях присутствующих возникали хорошо знакомые образы из библейской истории, которую они знали с самого детства. Небеса, облака, слава - эти составляющие также упоминается в контексте слов Христа о втором пришествии. "Се, грядет с облаками", "увидите Сына Человеческого на облаках небесных" и так далее. Библия удивительно целостное произведение, и чаще всего в ней обнаруживаются внутренние связи.
"Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими" (Мф. 16:27)
Христос приходит во славе Отца, получив право судить живых и мертвых, обладая божественным авторитетом и власть, которую Он подтвердил Своей смертью на кресте и абсолютно, во всех отношениях имеет право теперь привести земную историю к своему славному завершению. Это невыразимая тема, к которой мы вновь и вновь возвращаемся.
Ну а что касается сил зла и прихода Антихриста, о котором заявляет апостол Павел, мы обсудим в третьей части данного исследования. Не думал, что получиться столь объёмное произведение, рассчитывая уместить все в одной части, так что продолжение следует.
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243