Найти тему

Не понимаю, он говорит или нет? О сознательных и неосознанных словах при алалии

Оглавление
Часто слышу от сына "дай", иногда "да", а когда он в саду, кричит у двери "мама". Но это всё звучит так непостоянно, то скажет, то нет. Вроде просит печенье, скажет своë "дай", а повторить не добиться. Не понимаю, что это, он говорит у меня или нет!?

Вот такой животрепещущий вопрос от мамы звучит с завидной постоянностью в моей логопедической практике. Так чаще всего описывают детей с сенсомоторной или моторной алалией при наличии у них выраженной оральной (артикуляционной) апраксии. Этим термином обозначают практически полное неподчинение мышц речевого аппарата произвольным усилиям ребёнка. Оральная диспраксия описывает ту же проблему, только в значительно меньшей степени.

Речь спонтанная-произвольная или неосознанная-осознанная. Есть ли разница?

Сразу выделю ключевые слова: осознанная речь и неосознанная. Это синонимы терминов "произвольное" и "спонтанное" произнесение звуков, слов и даже целых фраз. Так принято называть осознанные и неосознанные речевые проявления в научной дефектологии. Терминология сбивает с толку большую часть родителей. Поэтому обращусь к практическим примерам.

На видео Гоша (у него сенсомоторная алалия) никак не может сказать слово "дай" по нашей просьбе. При этом в спонтанном произнесении оно звучит по несколько раз в день. То есть моторно он в состоянии скомпоновать вместе данный набор звуков. Понимает, что именно от него ждут, когда ему хочется получить какой-либо предмет. Более того, Гоша может сказать это слово по просьбе в узкой, конкретной и привычной ситуации. Это свидетельствует о "прорастании" произвольности в выскакивающие неосознанно слова. Очень хорошая тенденция!

Вот золотое правило развития речи

Чем больше спонтанного в речи ребёнка, тем легче идёт произвольное произношение. А чем шире поле произвольности, тем мощнее поток спонтанных слов. Так закручивается и ускоряется "колесо" настоящей, осознанной речи!

Переход от спонтанной речи к произвольной

Произвольная речь не возникает вдруг, из ниоткуда. Многие мои маленькие ученики перешли (или в процессе перехода) от механического вызывания речи к осознанной артикуляции. Не просто так я выкладываю ролики с успехами детей в этом непростом деле. Осознание ребенком того, где находятся его губы, зубы и язык, как они действуют - это и есть первый шаг к произвольной осознанной речи. Сначала ребёнку предстоит осознать движения губ при произнесении звуков [П, Б, М], затем он учится обращать внимание на зубы, потом на кончик языка. Первые приёмы осознанной артикуляции можно посмотреть на видео-демонстрации с моей помощницей.

Теперь обратим внимание на успехи Димы (у него моторная алалия). Ему 4,5 года, этап механической помощи он прошел очень быстро, буквально за месяц. И начал двигаться к пониманию того, как же произносится звук.

На видео Дима показывает, как у него получается по собственному желанию управлять органами артикуляции. И произвольная речь сейчас наращивается высокими темпами. Каждый день добавляются новые слова и фразы в копилку Димы.

Так и происходит замена спонтанных звуков на осознанные. Процесс не мгновенный, он занимает около 3-4 месяцев после осознания произношения губных звуков.

Постепенно разворачивается весь спектр осознанной артикуляции, который вплотную приближает ребенка к настоящей логопедической постановке звуков. Ниже моя помощница демонстрирует шесть групп звуков речи, над осознанием артикуляции которых мы работаем в процессе вызывания речи у неговорящего ребёнка.

При планировании занятия учитывайте, что не нужно отрабатывать все группы звуков одним блоком. Дробите работу на подгруппы. Если на одном занятии взяли [П,Б,М,К,Г,Х], то на следующем возьмите [С,З,В,Ф]. Группируйте как вам удобно, и как больше подходит вашему малышу.

На фото внизу совсем маленький Александрóс. Ему сейчас 2г.2 мес.

Рисовать маму просит постоянно, заметьте отличный указательный жест.
Рисовать маму просит постоянно, заметьте отличный указательный жест.

Оральная апраксия у него выражена чрезвычайно сильно. Почти три месяца ушло на то, чтобы ребёнок почувствовал, куда направляется выдыхаемый им воздух, чтобы зазвучал голос. Как обычно, труднее всего дались первые несколько звуков речи. И вот уже подошли к осознанному движению губ. Мама не жалея мебели, рисует предметные картинки, чтобы связать их название с определённым звуком. А между тем, в быту мальчик "зазвучал". Ходит и повторяет слоги типа " ба-ба-ба". Спонтанные звуки так и льются.

Почему же я ставлю ему моторную алалию, а не обычную темповую задержку речи?

Всё дело в динамике развития. Если нет предпосылок алалии, то малыш, стóит с ним начать заниматься по любой методике, начинает говорить. И во фразовую речь выходит за 2-3 месяца. В случае Александрóса всё идёт медленно и трудно. Никаких "скачков" мы не наблюдаем. Последовательно, шаг за шагом он осваивает новые речевые навыки. Как это и происходит при алалии, никаких "само". Но вот спонтанные звуки и слоги пошли, а это отличный показатель! Помним, что чем их больше, тем лучше.

Развивающийся по онтогенезу малыш вообще не молчит. Его голосок слышен по всему дому. Этого же мы добиваемся и в случаях, когда речь пошла по алалическому пути. Оттормаживаем (т.е. активизируем нейронные связи в речевых зонах) спонтанное звучание, чтобы скорее перейти к произвольному.

Всем успехов в развитии речи!