Часто слышу от сына "дай", иногда "да", а когда он в саду, кричит у двери "мама". Но это всё звучит так непостоянно, то скажет, то нет. Вроде просит печенье, скажет своë "дай", а повторить не добиться. Не понимаю, что это, он говорит у меня или нет!?
Вот такой животрепещущий вопрос от мамы звучит с завидной постоянностью в моей логопедической практике. Так чаще всего описывают детей с сенсомоторной или моторной алалией при наличии у них выраженной оральной (артикуляционной) апраксии. Этим термином обозначают практически полное неподчинение мышц речевого аппарата произвольным усилиям ребёнка. Оральная диспраксия описывает ту же проблему, только в значительно меньшей степени.
Речь спонтанная-произвольная или неосознанная-осознанная. Есть ли разница?
Сразу выделю ключевые слова: осознанная речь и неосознанная. Это синонимы терминов "произвольное" и "спонтанное" произнесение звуков, слов и даже целых фраз. Так принято называть осознанные и неосознанные речевые проявления в научной дефектологии. Терминология сбивает с толку большую часть родителей. Поэтому обращусь к практическим примерам.
На видео Гоша (у него сенсомоторная алалия) никак не может сказать слово "дай" по нашей просьбе. При этом в спонтанном произнесении оно звучит по несколько раз в день. То есть моторно он в состоянии скомпоновать вместе данный набор звуков. Понимает, что именно от него ждут, когда ему хочется получить какой-либо предмет. Более того, Гоша может сказать это слово по просьбе в узкой, конкретной и привычной ситуации. Это свидетельствует о "прорастании" произвольности в выскакивающие неосознанно слова. Очень хорошая тенденция!
Вот золотое правило развития речи
Чем больше спонтанного в речи ребёнка, тем легче идёт произвольное произношение. А чем шире поле произвольности, тем мощнее поток спонтанных слов. Так закручивается и ускоряется "колесо" настоящей, осознанной речи!
Переход от спонтанной речи к произвольной
Произвольная речь не возникает вдруг, из ниоткуда. Многие мои маленькие ученики перешли (или в процессе перехода) от механического вызывания речи к осознанной артикуляции. Не просто так я выкладываю ролики с успехами детей в этом непростом деле. Осознание ребенком того, где находятся его губы, зубы и язык, как они действуют - это и есть первый шаг к произвольной осознанной речи. Сначала ребёнку предстоит осознать движения губ при произнесении звуков [П, Б, М], затем он учится обращать внимание на зубы, потом на кончик языка. Первые приёмы осознанной артикуляции можно посмотреть на видео-демонстрации с моей помощницей.
Теперь обратим внимание на успехи Димы (у него моторная алалия). Ему 4,5 года, этап механической помощи он прошел очень быстро, буквально за месяц. И начал двигаться к пониманию того, как же произносится звук.
На видео Дима показывает, как у него получается по собственному желанию управлять органами артикуляции. И произвольная речь сейчас наращивается высокими темпами. Каждый день добавляются новые слова и фразы в копилку Димы.
Так и происходит замена спонтанных звуков на осознанные. Процесс не мгновенный, он занимает около 3-4 месяцев после осознания произношения губных звуков.
Постепенно разворачивается весь спектр осознанной артикуляции, который вплотную приближает ребенка к настоящей логопедической постановке звуков. Ниже моя помощница демонстрирует шесть групп звуков речи, над осознанием артикуляции которых мы работаем в процессе вызывания речи у неговорящего ребёнка.
При планировании занятия учитывайте, что не нужно отрабатывать все группы звуков одним блоком. Дробите работу на подгруппы. Если на одном занятии взяли [П,Б,М,К,Г,Х], то на следующем возьмите [С,З,В,Ф]. Группируйте как вам удобно, и как больше подходит вашему малышу.
На фото внизу совсем маленький Александрóс. Ему сейчас 2г.2 мес.
Оральная апраксия у него выражена чрезвычайно сильно. Почти три месяца ушло на то, чтобы ребёнок почувствовал, куда направляется выдыхаемый им воздух, чтобы зазвучал голос. Как обычно, труднее всего дались первые несколько звуков речи. И вот уже подошли к осознанному движению губ. Мама не жалея мебели, рисует предметные картинки, чтобы связать их название с определённым звуком. А между тем, в быту мальчик "зазвучал". Ходит и повторяет слоги типа " ба-ба-ба". Спонтанные звуки так и льются.
Почему же я ставлю ему моторную алалию, а не обычную темповую задержку речи?
Всё дело в динамике развития. Если нет предпосылок алалии, то малыш, стóит с ним начать заниматься по любой методике, начинает говорить. И во фразовую речь выходит за 2-3 месяца. В случае Александрóса всё идёт медленно и трудно. Никаких "скачков" мы не наблюдаем. Последовательно, шаг за шагом он осваивает новые речевые навыки. Как это и происходит при алалии, никаких "само". Но вот спонтанные звуки и слоги пошли, а это отличный показатель! Помним, что чем их больше, тем лучше.
Развивающийся по онтогенезу малыш вообще не молчит. Его голосок слышен по всему дому. Этого же мы добиваемся и в случаях, когда речь пошла по алалическому пути. Оттормаживаем (т.е. активизируем нейронные связи в речевых зонах) спонтанное звучание, чтобы скорее перейти к произвольному.
Всем успехов в развитии речи!