Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

Гигант военной мысли, вызывавший любовь и ненависть армии – Михаил Тухачевский.

«Красный Наполеон» – так называли его. Потому что он, подобно Бонапарту, был страстным поклонником военного искусства. Тухачевского интересовало буквально всё: новейшие образцы вооружений, современные тактические приёмы обороны и нападения. Полководец утверждал, что молодой Красной Армии необходимы крупные бронетанковые и механизированные соединения, сильная авиация. Правда, вот, миномёты Михаил Николаевич почему-то недолюбливал, называл их «обрезанной артиллерией», рассказывал маршал Победы Георгий Жуков.

ЖУКОВ: Вспоминая в первые дни Великой Отечественной Тухачевского, мы всегда отдавали должное его умственной прозорливости и ограниченности тех, кто не видел дальше своего носа. Вследствие чего, наше руководство не сумело своевременно создать мощные бронетанковые войска и создавало их уже в процессе самой войны.
Михаил Тухачевский. Фото: historynetwork.ru
Михаил Тухачевский. Фото: historynetwork.ru

Тухачевский запоем читал военную литературу, изучал архивные материалы: биографии Суворова, Кутузова, Багратиона, походы Цезаря и Ганнибала, труды известного немецкого теоретика 19-го века Карла фон Клаузевица. Маршал Георгий Жуков утверждал.

ЖУКОВ: При встречах с ним меня пленяла его разносторонняя осведомленность в вопросах военной науки. Умный, широко образованный профессиональный человек. Он великолепно разбирался как в области тактики, так и в стратегических вопросах, хорошо понимал роль различных видов наших вооруженных сил в современных войнах и умел творчески подойти к любой проблеме. В Михаиле Тухачевском чувствовался гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде выдающихся советских полководцев.

В императорских войсках он дослужился только до командира роты. Зато в Красной Армии карьера Тухачевского развивалась едва ли не молниеносно: начальник академии, командующий Ленинградским военным округом, заместитель председателя Реввоенсовета, заместитель наркома обороны. Маршал.

Взлёт был очень быстрым, но и падение также будет стремительным и крайне жёстким.

Его род берёт своё начало от графа Идриса или Индриса – выходца из Священной Римской империи. В 1151-ом году он поступил на службу к великому князю Киевскому Мстиславу Владимировичу. Потомки графа честно служили русским князьям. В 15-ом веке, во времена Василия Второго Тёмного, особо отличился представитель седьмого поколения семьи Богдан Григорьевич, за что и был пожалован волостью Тухачевской и прозван по её названию Тухачевским.

Будущий маршал рос проворным и непоседливым мальчишкой. Сегодня таких детей называют гиперактивными. Маленький Миша всегда был чем-то занят: постоянно играл в шахматы, на скрипке, в шашки и городки. Устраивал шуточные представления, спектакли, художественные вечера. Увлекался астрономией и даже соорудил вместе с братом Николаем самодельную метеорологическую установку. За таким ребёнком нужен был глаз да глаз, вспоминала младшая сестра Тухачевского Елизавета.

ЕЛИЗАВЕТА ТУХАЧЕВСКАЯ: Я могу рассказать только о ранних годах его жизни и только со слов людей, окружавших его в детстве, главным образом, нашей матери Мавры Петровны. Миша был необыкновенно подвижным, живым и предприимчивым мальчиком. Например, когда он научился ходить, то для него пришлось взять отдельную няньку, так как нянька, общая для всех детей, должна была все свое внимание уделять только ему, во избежание какой–нибудь катастрофы. Главной же обязанностью новой няньки было ходить сзади Миши и держать его за рубашку, ни на минуту ее не выпуская!

Сладить с таким шалуном могла только портниха Тухачевских Полина Дмитриевна. Да и то ненадолго.

ЕЛИЗАВЕТА ТУХАЧЕВСКАЯ: Миша был совершенно неистощим на разные выдумки, которые часто кончались для него даже наказанием, но это никогда нисколько не портило его настроения, и он тут же продолжал выдумывать новые шалости, вовлекая в них своих братьев и любимую сестру Надю. Мой брат уже в детстве отличался необыкновенной физической силой. Любил верховую езду, упражнялся с гантелями, а больше всего любил борьбу. Его сверстники, будучи уже взрослыми, рассказывали об их играх в войну, и по рассказам, выигрывала всегда та сторона, в которой находился Михаил Николаевич. Бороться же он выходил и на двоих.
Михаил Тухачевский. Фото: zvezdaweekly.ru
Михаил Тухачевский. Фото: zvezdaweekly.ru

Уже тогда Тухачевский мечтал о карьере военного. Хотел служить в лейб-гвардии Семёновском полку. Его мечта сбылась, правда, прославленную воинскую часть вскоре расформируют.

ГОЛОС ЧИНОВНИКА: «Смоленского Дворянского Депутатского Собрания Свидетельство. Дано сие потомственному дворянину Михаилу Николаевичу Тухачевскому, родившемуся 3-го февраля 1893-го года, в том, что он, причислен к роду отца его Николая Николаевича Тухачевского. Августа второго дня 1901-го года. Гербовый сбор уплачен».

На первый взгляд, обычный документ, но не так всё просто! Дворянские дети, родившиеся в браке, автоматически причислялись к своему сословию. Когда Миша Тухачевский получил это свидетельство на руки, ему уже исполнилось восемь лет. Почему так поздно? Потому что он байстрюк!

Его отец Николай Тухачевский женился в преклонном возрасте, но на ком женился! Потомственный дворянин сочетался браком с обычной крестьянкой, вспоминал старожил Пензенской губернии по фамилии Косолапов.

КОСОЛАПОВ: Жил в ту пору в нашем селе бедный мужик. Звали его Петр. И вот у него было пять дочерей, и все они были красавицы. Ну а Мавра, так и говорить нечего, красавица: что ростом, что статностью, что лицом. Работала она у Тухачевских в имении, и Николай Николаевич полюбил ее. Бывало, стоит, смотрит на Мавру и все улыбается. Конечно, старше ее годами, а так сам по себе ничего: рослый, чернявый, только глаза были какие-то утомленные.

Свадьба-мезальянс состоялась в 1896-ом году. Формально «молодожёны» не нарушали никаких правовых норм Российской империи. Но как и сто, и двести лет назад, союз между дворянином и простолюдинкой, мягко говоря, не приветствовался. Тем более, что на тот момент у Николая Тухачевского-старшего и его будущей жены уже были трое детей: наш герой Михаил, его брат Александр и сестра Надежда. Родителям пришлось выждать некоторое время, чтобы всех детей в семье официально признали законнорождёнными.

Юный Михаил Тухачевский учился в Пензенской гимназии. До наших дней сохранились некоторые документы того времени.

ДИРЕКТОР ГИМНАЗИИ: За год пропустил 127 уроков. Оценка за прилежание – 3, за внимание – 2. Имел 3 взыскания за разговоры в классах.

Единственное, что нравилось Тухачевскому во время занятий – военная история: биографии Петра I, Скобелева, Наполеона. Уже тогда он твёрдо решил – будет военным.

В армии его любили и ненавидели. Отсюда и столь разноплановые псевдонимы: «творец советской военной доктрины» и «палач крестьянства», «карьерист, предавший свой класс» и «непобедимый демон Гражданской», «неотразимый донжуан» и «красный Наполеон».

Тухачевского уважали за его умение проводить сложнейшие боевые операции, и в то же время, полководца многие презирали. В основном за крайнюю жестокость. Одно подавление Кронштадтского мятежа чего стоило. Море крови. Дмитрий Шостакович однажды сказал.

ШОСТАКОВИЧ: Тухачевский был специалистом в ужасной профессии. Его профессия заключалась в том, чтобы шагать через трупы и как можно успешнее.

Когда ему исполнилось 18, Михаил поступил в Первый московский императрицы Екатерины II кадетский корпус. В расписании занятий: общеобразовательные предметы, строевая подготовка, гимнастика, пение, фехтование, плавание, музыка и «танцевание на основах инструкций, утверждённых Военным министром». Когда Тухачевский приходил домой на побывку, то всё свободное время уделял новому хобби, вспоминала сестра маршала Елизавета.

ЕЛИЗАВЕТА ТУХАЧЕВСКАЯ: Брат достал руководство по изготовлению скрипок и по этому руководству сам изготовил себе инструмент. Делалось всё примитивно. Например, обечайки он выгибал на разогретом пестике от медной ступки. Скрипка была очень быстро готова, и я не знаю, кто больше радовался – сам создатель ее или все окружающие. После чего в доме появилось увлечение, трио в составе: кадет Михаил Николаевич – скрипка, брат Александр – виолончель и второй брат Игорь – рояль, играли по вечерам в субботу Мендельсона, Шумана и Моцарта.

Для родных Тухачевский всегда устраивал какой-нибудь праздник, шумное веселье. Когда приходило время возвращаться в казарму, то юного кадета попросту не хотели отпускать.

ЕЛИЗАВЕТА ТУХАЧЕВСКАЯ: Мы за неделю успевали соскучиться по Мише. Однажды, провожая его после выходных в корпус, мы насовали ему в карман шинели конфеты, полученные от родителей. Думали сделать сюрприз. Он рассказывал потом со смехом, что на раздувшийся карман обратил внимание дежурный и потребовал от кадета «привести себя в порядок». Миша полез в карман, где всё наше подношение уже давно растаяло, превратившись в липкий ком. Тем не менее, он был страшно доволен.

В годы Первой мировой он находился на фронте. Тухачевский всегда отличался храбростью, смекалкой и пренебрежительным отношением к противнику, вспоминали его друзья-офицеры.

ОФИЦЕР: Скучая во время долгого окопного сидения, Михаил Николаевич смастерил лук–самострел и посылал в недалекие немецкие редуты записки обидного содержания. В промежутках между сражениями такими же записками договаривались о перемириях для уборки раненых или убитых, оставшихся между окопами. Тухачевскому, на тот момент, исполнился двадцать один год.

Они ненавидели друг друга, эти двое нарком обороны и его первый заместитель, Ворошилов и Тухачевский. Когда шла разработка нового Боевого устава, они стали выяснять отношения прилюдно.

ТУХАЧЕВСКИЙ: Товарищ нарком, комиссия не может принять ваших поправок.
ВОРОШИЛОВ: Почему?
ТУХАЧЕВСКИЙ: Потому что ваши поправки являются некомпетентными!
И. Федько (слева), М. Тухачевский (в центре) и К. Ворошилов (справа). Фото: russiainphoto.ru
И. Федько (слева), М. Тухачевский (в центре) и К. Ворошилов (справа). Фото: russiainphoto.ru

Тухачевский откровенно презирал Ворошилова и даже не считал нужным это скрывать. «Взаимная нелюбовь» после таких стычек только крепла. Ворошилов Тухачевского ненавидел как «барчонка», как высокомерного и опасного «чужака». К тому же у наркома был свой «козырный туз» в рукаве – Сталин, на которого он мог положиться всецело. До «большой чистки» в рядах Красной Армии оставались считанные месяцы.

Зимой 1937 года Михаил Тухачевский пришёл на литературный вечер в доме Галины Серебряковой. Уже прозвучали стихи Маяковского, Багрицкого, как вдруг легендарный маршал изъявил желание выступить лично. Мало кто осознавал тогда, что, по сути, Тухачевский читал эпитафию самому себе.

ТУХАЧЕВСКИЙ:
Рождённые в года глухие,
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота.
То гул набата заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда–то,
Есть роковая пустота.
Но пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, –
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твоё.

Вскоре его арестуют, обвинят в троцкистском заговоре, измене и... расстреляют.

Слушайте программу «Маршалами не рождаются» на Радио ЗВЕЗДА