"Хочешь что-то кому-то доказать - докажи сначала себе" - под этим девизом прошла творческая и личная жизнь выдающейся русской актрисы Натальи Гундаревой.
Хотя советский кинематограф славился целой россыпью выдающихся актрис и ярких индивидуальностей - от Людмилы Гурченко до Инны Чуриковой и Ирины Купченко, - в первой половине 1980-х годов не было в нашей стране артистки популярнее, чем Наталья Гундарева (1948-2005).
Её слава не ограничивалась формальными признаками - званием народной артистки, трёхкратным признанием лучшей актрисой СССР. Гундарева блестяще исполняла любые роли - от стереотипных для её внешности "цветущих русских женщин" до ярких характерных образов. "Сладкая женщина", "Труффальдино из Бергамо", "Осенний марафон", "Вас ожидает гражданка Никанорова" - это лишь некоторые из почти 70 киноролей актрисы.
После распада СССР отечественный кинематограф находился в кризисе, который сказался и на Гундаревой. Хотя она, в отличие от многих коллег, была вполне востребована и в новых специфических условиях. Так, Наталья Георгиевна исполнила одну из ведущих ролей в известном отечественном сериале "Петербургские тайны". Последние годы жизни актрисы были омрачены тяжёлыми проблемами со здоровьем, так что в эпоху оживления русского кино и ТВ она поработать, увы, не успела.
О том, насколько самобытной и сильной личностью была Наталья Гундарева, свидетельствуют цитаты из её интервью.
О произнесении текста на сцене
Никогда не понимала своих коллег, которые выходят на сцену, чтобы произнести текст. Я всегда думала: что же их тогда интересует в процессе?
О равнодушии
Я ненавижу себя в состоянии "всё равно". Мне лучше муки адовы. Счастье надо выстрадать.
О содержательной жизни
Надо всё время напряжённо жить. Или иметь десятерых детей, или быть хозяйкой детского дома и воспитывать чужих ребят, или, если хотите, быть одинокой, но, опять-таки, кому-то помогать.
О молитве перед спектаклем
Я выходила на сцену, вставала на колени за занавесом и складывала руки в мольбе: "Господи! Помоги мне! Не для себя прошу, а для тех, кто сегодня пришёл!".
О дружбе
Дружба требует много времени, сил, а у меня с этим туго. Покоя ведь тоже хочется.
О полноте жизни
Я люблю всё, любую погоду, любое настроение. Не верю в реинкарнацию и считаю, что человек живёт один раз. Поэтому мне хочется узнать всю полноту жизни.
О доказательствах
Если хочешь что-то кому-то доказать, докажи сначала себе…
О странной профессии
Как только раздаётся третий звонок, ты - уже не ты. Ты делаешь шаг на сцену, попадая в полоску света или темноту, - и твоя жизнь преображается. Ты уже не властен над собой. Профессия странная, она ведь предательство в себе заключает: когда ты снимаешь свою одежду, оставляешь свои привычки, ты, по сути, предаёшь самого себя, становишься кем-то другим, причём совершенно не обязательно хорошим.
О сожалениях
Возможно, это покажется самонадеянным, но я ни о чём не жалею. Я много видела, много просмеялась и прострадала… Почувствовала объём жизни и не отказываюсь ни от одного своего дыхания. Это моя жизнь, и я рада, что она прошла так наполненно. Работа, встречи с интересными людьми… Одни прошли, другие задержались.
О мести
Я считаю, что у меня один способ борьбы со всем негативом вокруг меня - это хорошо делать своё дело. Я другого способа отмщения не знаю. Если мне удаётся прилично сыграть роль, я считаю, что в этом и есть моё отмщение. Соль под порог я сыпать не буду.
О прошлом
Я не люблю своё прошлое (не то что я его стесняюсь, оно мне неинтересно), мне интересно, что впереди. Я не хочу останавливаться.
О помощи и помехах
Мне невозможно помешать. Мне можно только не помочь.
О самодостаточности
Как бы ты ни пытался всем показать, какой ты самодостаточный человек, востребованный, если сидишь при этом дома или занимаешься какими-то пустяковыми делами, если ты бегаешь по каким-то мелочовкам, тусовкам, по этим вертепам…
О хорошем отношении
Чтобы к тебе хорошо относились, нужно по крайней мере умереть. Тогда все начинают страдать, говорить, какая ты была хорошая. Все становятся твоими друзьями. А пока ты живёшь...
О путанице
Я не путаю жизнь с театром. Жизнь - это одно, и я считаю, что жизнь тем и прекрасна, что она жизнь. А театр прекрасен тем, что это театр. Мне кажется, очень большое несчастье некоторых актёров, когда они путают эти два понятия. Они на сцене уже ничего играть не могут, а в жизни - ну просто не налюбуешься. Но устаёшь от таких очень быстро.