Найти тему
Хоум Сапиенс

Почему современная архитектура обязана быть современной

Может сложиться впечатление, что наши предки жили более эстетически насыщенной жизнью, чем мы сейчас. Даже скромные и утилитарные артефакты века эдак XVIII-XIX кажутся приятными глазу, а то и вовсе являются шедеврами прикладного искусства.

-2

И старинные постройки за счёт характерных для прошлых веков архитектурно-художественных приёмов наделяют их экстерьер большой эмоциональной насыщенностью, очень положительно оцениваемой большинством. Поэтому совершенно естественным кажется запрос на повторение подобного эстетического опыта, заключающегося в воспроизведении архитектурных форм из прошлого. В немалой степени этот процесс затронул и индивидуальное строительство:

-3

И здесь я не собираюсь перевербовывать людей в модернисты, а также писать труд по морфологии и семантике архитектурных форм, подрывающий идеологическую основу архитектурного ретроспективизма.

Есть еще один важный фактор. Дело в том, что новоделы "под старину", даже очень аутентичные (и даже в большей степени - именно они) наносят исторической архитектуре вред, уступающий, разве что только полному сносу.

Пример "новодела"
Пример "новодела"

Новоделы просто подменяют подлинную историческую архитектуру, сдвигают внимание от нее, поскольку для неподготовленного зрителя они оказываются более привлекательными - они крупнее, "ровнее", находятся в лучшем техническом состоянии. И постепенно такое смещение внимания приводит к забвению и деградации подлинной исторической архитектуры.

-5

Это все равно, что заполнять музей современными поделками "как из Лувра". Может экспозиция музея станет и более зрелищной (особенно какого-нибудь провинциального краеведческого), но какова будет ее историческая и познавательная ценность?

Абсурд? Конечно же, но почему-то в отношении архитектурных исторических артефактов такая практика считается более, чем приемлемой.

Причем я транслирую вовсе даже не свои умозаключения, а один из основных постулатов современной научной архитектурной реставрации. Новоделы - зло, уверяют профессиональные архитекторы-реставраторы. То есть такие специалисты, которые, с одной стороны, по-настоящему любят, ценят и понимают историческую архитектуру, с другой - не имеют творческих амбиций на создание чего-то своего. То есть им, в отличии от архитекторов-модернистов, которые тоже не любят новоделы, сложно предъявить претензии в том, что они критикуют ретроспективистов из-за вкусовщины или из-за профессиональной ревности, потому что "сами так не могут".

Такой вот странный вывод. Якобы оказывая почтение исторической архитектуре, её копии и полукопии на самом деле оказывают медвежью услугу. Это утверждение, однако, вовсе не подразумевает требование к современным зданиям строиться только в стилистике радикального модернизма, огульно обзываемого "хайтек".

Современная архитектура не обязательно должна внешне противопоставляться исторической, более того она может ее напоминать, но не имитацией и прямым "цитированием", а "мягкими намеками" в виде упрощенных форм, масштабности, пропорций, тектоникой и т.п., не стараясь при этом выглядеть "старше своих лет", тем более, что чаще всего в результате попыток имитации получается неумелые пародии, которые в народе называются (и не требуют дополнительных пояснений) "цыганским барокко", "дорого-богато", "замки людоеда" и "лужковская архитектура".