Найти в Дзене
С чего вы это взяли?

Зачем закопанному дому в Омске подземный этаж?

Легендарный подземный этаж у омского музея имени Врубеля. Кто из нас не слышал о нём? О его окнах и дверях в землю. Зачем они были нужны?

Давайте вернемся к началу.

Строилось здание нынешнего музея как Торговый корпус. Оно логически продолжало целый комплекс торговых зданий по Любинскому проспекту и венчало собой Базарную площадь Омска.

В проекте здесь должны были находиться магазины с одиннадцатью отдельными входами и витринами. Естественно, торговля невозможна без запасов. И для них была предусмотрена та самая подземная галерея. Под каждым из будущих магазинов задумывался собственный склад с таким же отдельным входом. Прямо под входом в магазин.

С дверьми понятно, но зачем там окна, на кого смотреть? Их задумали для того, чтобы использовать естественное освещение. В потолке галереи, напротив окон, встроили специальные люки с особой формы стеклами фирмы Люксфер. Эти стекла собирали свет, преломляли его и направляли в окна складов. Так не нужно было закупать светильники, что и лишние деньги, и пожароопасно, не требовала эта технология и электричества, которое ещё было не везде доступным и дорогим.

Был ли такой подход уникальным? Нет, это была распространенная технология того времени.

Вот аналогичные люки Второвского пассажа в Томске

-3

В Гостинном дворе города Кимры

-4

И в Москве на Мясницкой.

-5

Но хорошо, люки есть, но насколько хорошо они могут освещать подвалы? Можно ли как-то это проверить? Тут, можно сказать, что, во-первых, если бы люксферы не работали, их не продавали по всему миру, а фирма Luxfer не существовала бы до сих пор. А, во-вторых, есть фотографии помещений, освещенных именно таким образом.

А как в эту галерею попадали? Есть какие-то входы? И могла ли по ней пройти лошадь, ведь говорят, что туда спокойно заезжал транспорт?

По поводу лошади не скажу - таких фото нет. Я думаю, что это преувеличение и товары разгружались наверху, а потом грузчиками при помощи тачек и своей спины спускались вниз. А вот фотографии входов имеются.

Вот вход с фасадной стороны.

фрагмент панорамы Драмтеатра и Автодорожного института, 1933, из фондов музея городского быта
фрагмент панорамы Драмтеатра и Автодорожного института, 1933, из фондов музея городского быта

А вот любопытное фото спуска с обратной стороны, со стороны Базарной площади.

Самолет "Ньюпор" у здания Омского городского комитета ОСОАВИАХИМа, 1927-1930
Самолет "Ньюпор" у здания Омского городского комитета ОСОАВИАХИМа, 1927-1930

Этот вход используется и сейчас.

-9

А ещё советую посмотреть небольшую экскурсию по галерее от директора музея Фариды Буреевой

Как всегда, реальная история куда интереснее, чем фантазии о планетарных катастрофах, "закопанных" зданиях и всемирных потопах.
Здание Торгового корпуса в Омске прошло долгий и интересный путь. Современный торгового центр, которому не повезло появиться в годы войны, Революции и Гражданской войны, стал Горсоветом, потом Автодорожным Институтом и, наконец, крупнейшим в Сибири художественным музеем.

Омск
13,1 тыс интересуются