Леопольд Вайсс, еврей из Западной Украины, больше известен истории под именем Мухаммад Асад. Он почитается как один из «отцов-основателей» Исламской Республики Пакистан.
Потомок раввинов, патриот Австрии
Леопольд Вайсс родился во Львове в 1900 году. Его предки по отцовской линии были потомственными раввинами в Черновцах. Хотя отец Леопольда, Карл, стал адвокатом, его сын стал обнаруживать тягу к духовным предметам. В 13 лет он уже разбирался во всех тонкостях талмудического богословия.
При этом он был патриотом своей страны – Австрийской империи Габсбургов. Когда началась Первая мировая война, он тайком сбежал на фронт, но был отыскан полицией и возвращён родителям.
Встреча с женой Горького
В 1918 году Леопольд Вайсс поступил в Венский университет. Но, не закончив его, он в 1922 году уехал в Берлин, где решил попробовать свои силы в журналистике. В Берлине у него произошла встреча с бывшей гражданской женой русского писателя Максима Горького Марией Андреевой. Эта неожиданная встреча многое изменила в судьбе внука раввина. Наслышавшись рассказов своей русской знакомой о голоде в России, он написал серию ярких и прочувствованных статей про это бедствие, представлявших собой призыв ко всему цивилизованному миру оказать помощь голодающим русским крестьянам. Эти статьи сделали имя Леопольда Вайсса известным в журналистских кругах.
Поездка в Палестину
В том же году с Вайссом произошло ещё одно важное событие. Он получил из Иерусалима от своего дяди-сиониста приглашение навестить его. Вайсс задумал собрать богатый материал о еврейских колонистах в Палестине. Заключив контракт с крупной газетой «Франкфуртер цайтунг», Вайсс в 1923-1924 гг. посетил сионистские общины в Палестине. По итогам своей поездки молодой журналист выпустил в 1924 году книгу «Неромантичный Восток».
Эта книга произвела фурор в читающей публике. Вайсс реалистично описывал Ближний Восток, «открывая душу» неведомых западному читателю мусульман. Общение с палестинскими мусульманами произвело важнейший переворот в жизни молодого еврея.
Принятие ислама
Сионистский проект показался Вайссу тупиковым. В то же время в мусульманах Вайсс увидел антипода погрязшим в потребительстве европейцам. Это свойство, по его мнению, проистекало из религии. «Ислам кажется мне идеальным архитектурным зданием, – писал он, – все его части органично задуманы и органично поддерживают друг друга, в нём нет ничего лишнего и искусственного».
В 1926 году Вайсс принял ислам. На следующий год Мухаммад Асад (так теперь стал называться внук раввина) совершил хадж. Арабской знати импонировало то, что европейски образованный еврей решил обратиться в ислам. Асад пользовался этим для установления связей в новой среде. Одновременно он продолжал писать репортажи о Ближнем Востоке для немецкой прессы, вызывая сочувствие к национально-освободительным устремлениям арабов.
Многое в его жизни остаётся покрытым мраком неизвестности. Так, в 1928 году, находясь на службе у короля Саудовской Аравии, он навлёк на себя подозрения (вероятно, не беспочвенные) британской разведки в связях с советским ОГПУ.
Ленин как «ангел-освободитель»
В 1932 году Асад перебрался в Британскую Индию. Там антиколониальное движение против британского господства развёртывалось по двум конфессиональным линиям – среди индусов и среди мусульман. Те и другие не хотели жить в одном государстве. И Асад стал одним из идеологов создания независимого исламского государства Пакистан.
Любопытны взгляды другого идеолога создания Пакистана – поэта Аллама Мухаммада Икбала, который сразу после приезда Асада в Британскую Инлию стал его близким другом. Икбал во многом ориентировался на Советский Союз и пропагандировал среди мусульман образ Ленина как «ангела-освободителя». Асад стал близким сотрудником Мухаммада Али Джинны – главы Мусульманской лиги – и благодаря своему журналистскому опыту организовал прессу этой организации.
Интересная деталь: во время Второй мировой войны Асад был интернирован британскими властями как гражданин Германии. В это же время почти все его родственники в Европе погибли в нацистских концлагерях, так как были евреями.
Асад в 1951 году был назначен первым представителем Пакистана в ООН, а в 1956 году стал автором первой конституции Пакистана. Вся последующая жизнь львовского еврея-мусульманина протекала за границей. Он стал профессором Каирского университета Аль-Азхар и получил известность в исламских странах как глубокий знаток шариата. В то же время он в своих трудах обращался к Западу, проповедуя ислам как «религию мира и любви», совместимую с ценностями демократии и прав человека.