Найти тему

СV90 (Stridsfordon 90). Одна из лучших БМП в мире

Оглавление
Вариант БМП CV90 Mk IV для чешской армии, фото: baesystems.com
Вариант БМП CV90 Mk IV для чешской армии, фото: baesystems.com

По совокупности боевых характеристик шведскую БМП Stridsfordon 90 или сокращенно Strf 90, считают одной из лучших боевых машин пехоты в мире или как минимум в Европе. Сегодня шведская БМП больше известна под английским обозначением СV90, под которым боевая техника поставляется на экспорт.

Наибольший парк подобных боевых машин сосредоточен в Швеции, но в разное время заказчиками стали все соседние страны: Дания, Норвегия, Финляндия. Крупным заказчиком выступили Нидерланды, которые приобрели 193 боевых машины пехоты Stridsfordon 90 и технику на её базе.

Всего в Швеции с начала серийного выпуска в 1993 году изготовили более 1500 боевых машин СV90 всех модификаций. До 2023 года среди эксплуатантов данной техники было 7 европейских стран.

Концепция боевой машины пехоты СV90

Швеция, которая пока что официально не вступила в НАТО, уделяла повышенной внимание собственной безопасности. На протяжении десятилетий сохраняя нейтральный статус, шведы создавали и развивали собственную оборонную промышленность, позволяющую не зависеть от других стран.

Нейтралитет страны традиционно поддерживался высоким уровнем оснащения шведской армии современными системами вооружений и военной техники, главным образом, отечественного производства.

БМП шведской армии, принята на вооружение под обозначением Strf 9040C
БМП шведской армии, принята на вооружение под обозначением Strf 9040C

При этом Швеция одна из немногих стран, которая в состоянии самостоятельно выпускать разную технику: от 155-мм колесных САУ и БМП до востребованных истребителей-бомбардировщиков.

Разработка новой БМП, получившей обозначение Stridsfordon 90, началась в Швеции в 1984 году компанией Hägglunds, позднее фирма стала составной частью британской корпорации BAE Systems. Работы велись совместно с компанией Bofors. Заказчиком выступала шведская армия.

Целью проекта являлось создание не просто БМП, а универсального шасси, на базе которого можно создавать разные боевые машины. С этой задачей шведские инженеры справились.

Помимо БМП, удалось разработать легкий танк со 120-мм орудием (сейчас практически все конкуренты ставят 105-мм пушки), самоходный миномет, зенитную самоходную установку, командно-штабную машину, БРЭМ и т.д.

Боевая машина специально создавалась для эксплуатации в Скандинавии, БМП подходит для действий в субарктическом климате. Отличается хорошей проходимостью по заболоченной местности и снегу.

Норвежский БМП CV9030 во время патрулирования в Афганистане, фото: wikimedia.org
Норвежский БМП CV9030 во время патрулирования в Афганистане, фото: wikimedia.org

Упор при создании изначально делался на хорошую защищенность в боевых условиях. В этом плане СV90 относится к современным «тяжелым» БМП, которые являются следующим поколением за советскими БМП-1 и БМП-2.

Особенности БМП СV90

Серийный выпуск боевых машин пехоты СV90 начался в 1993 году, с тех пор машина неоднократно модернизировалась. Последней серийной версией стала CV90 Mk IV, разработанная в 2018 году специально для Чехии. Поставки боевых машин CV90 Mk IV должны начаться в 2023 году.

СV90 – это боевая машина пехоты классической компоновки. В передней части боевой машины расположено моторно-трансмиссионное отделение, слева от него расположено место механика-водителя. В средней части корпуса расположена башня с автоматической 40-мм пушкой, в кормовой части – десантное отделение с аппарелью.

Любопытная деталь – вращающая башня с 40-мм автоматической пушкой Бофорс, спроектированная одноименной компанией, расположена со смешением на 200 мм влево от центральной оси боевой машины, чтобы уравновесить правое расположение двигателя. Экспортные варианты оснащаются 30 и 35-мм автоматическими пушками.

Экипаж боевой машины составляют три человека, командир и наводчик расположены в башне. Десантное отделение в зависимости от модификации вмещет от 6 до 8 пехотинцев с полной экипировкой.

Один из вариантов БМП CV90 Mk IV для чешской армии, фото: baesystems.com
Один из вариантов БМП CV90 Mk IV для чешской армии, фото: baesystems.com

Большое внимание шведы изначально уделили защите экипажа и десанта. Машина обладает повышенной противоминной стойкостью, все машины оснащены внутренним противоосколочным подбоем.

Повышенные требования заказчика к защищенности и живучести привели к росту боевой массы БМП, которая доходит в последних версиях до 35-37 тонн. Первоначально производитель обеспечил круговую защиту машины от боеприпасов калибра 14,5-мм, при этом в лобовой проекции БМП держит подкалиберные 30-мм снаряды.

Дополнительная броня может быть представлена накладными керамическими панелями, противокумулятивными экранами. Вариант БМП CV90 Mk IV стал первым, на котором серийно появится комплекс активной защиты (КАЗ). А на следующей версии CV90 Mk V, в состав вооружения включен ПТРК Akeron MP.

Разброс веса боевых машин от 23,8 тонны в первых вариантах до 35-37 тонн для последних модификаций потребовал установки разных дизельных двигателей Scania мощностью от 550 до 1000 л.с. При этом максимальная скорость хода боевых машин остается неизменной – до 70 км/ч. Запас хода по шоссе - 320 км.

P.S. Как минимум одна БМП может стать экспонатом музея в Кубинке. Техника подтвердила свою живучесть, пережив попадание из РПГ-7 или другого ручного гранатомета с расстояния в 30 метров. Броня корпуса под башней была пробита, но фатальных повреждений БМП не получила.

Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Заранее спасибо)