По совокупности боевых характеристик шведскую БМП Stridsfordon 90 или сокращенно Strf 90, считают одной из лучших боевых машин пехоты в мире или как минимум в Европе. Сегодня шведская БМП больше известна под английским обозначением СV90, под которым боевая техника поставляется на экспорт.
Наибольший парк подобных боевых машин сосредоточен в Швеции, но в разное время заказчиками стали все соседние страны: Дания, Норвегия, Финляндия. Крупным заказчиком выступили Нидерланды, которые приобрели 193 боевых машины пехоты Stridsfordon 90 и технику на её базе.
Всего в Швеции с начала серийного выпуска в 1993 году изготовили более 1500 боевых машин СV90 всех модификаций. До 2023 года среди эксплуатантов данной техники было 7 европейских стран.
Концепция боевой машины пехоты СV90
Швеция, которая пока что официально не вступила в НАТО, уделяла повышенной внимание собственной безопасности. На протяжении десятилетий сохраняя нейтральный статус, шведы создавали и развивали собственную оборонную промышленность, позволяющую не зависеть от других стран.
Нейтралитет страны традиционно поддерживался высоким уровнем оснащения шведской армии современными системами вооружений и военной техники, главным образом, отечественного производства.
При этом Швеция одна из немногих стран, которая в состоянии самостоятельно выпускать разную технику: от 155-мм колесных САУ и БМП до востребованных истребителей-бомбардировщиков.
Разработка новой БМП, получившей обозначение Stridsfordon 90, началась в Швеции в 1984 году компанией Hägglunds, позднее фирма стала составной частью британской корпорации BAE Systems. Работы велись совместно с компанией Bofors. Заказчиком выступала шведская армия.
Целью проекта являлось создание не просто БМП, а универсального шасси, на базе которого можно создавать разные боевые машины. С этой задачей шведские инженеры справились.
Помимо БМП, удалось разработать легкий танк со 120-мм орудием (сейчас практически все конкуренты ставят 105-мм пушки), самоходный миномет, зенитную самоходную установку, командно-штабную машину, БРЭМ и т.д.
Боевая машина специально создавалась для эксплуатации в Скандинавии, БМП подходит для действий в субарктическом климате. Отличается хорошей проходимостью по заболоченной местности и снегу.
Упор при создании изначально делался на хорошую защищенность в боевых условиях. В этом плане СV90 относится к современным «тяжелым» БМП, которые являются следующим поколением за советскими БМП-1 и БМП-2.
Особенности БМП СV90
Серийный выпуск боевых машин пехоты СV90 начался в 1993 году, с тех пор машина неоднократно модернизировалась. Последней серийной версией стала CV90 Mk IV, разработанная в 2018 году специально для Чехии. Поставки боевых машин CV90 Mk IV должны начаться в 2023 году.
СV90 – это боевая машина пехоты классической компоновки. В передней части боевой машины расположено моторно-трансмиссионное отделение, слева от него расположено место механика-водителя. В средней части корпуса расположена башня с автоматической 40-мм пушкой, в кормовой части – десантное отделение с аппарелью.
Любопытная деталь – вращающая башня с 40-мм автоматической пушкой Бофорс, спроектированная одноименной компанией, расположена со смешением на 200 мм влево от центральной оси боевой машины, чтобы уравновесить правое расположение двигателя. Экспортные варианты оснащаются 30 и 35-мм автоматическими пушками.
Экипаж боевой машины составляют три человека, командир и наводчик расположены в башне. Десантное отделение в зависимости от модификации вмещет от 6 до 8 пехотинцев с полной экипировкой.
Большое внимание шведы изначально уделили защите экипажа и десанта. Машина обладает повышенной противоминной стойкостью, все машины оснащены внутренним противоосколочным подбоем.
Повышенные требования заказчика к защищенности и живучести привели к росту боевой массы БМП, которая доходит в последних версиях до 35-37 тонн. Первоначально производитель обеспечил круговую защиту машины от боеприпасов калибра 14,5-мм, при этом в лобовой проекции БМП держит подкалиберные 30-мм снаряды.
Дополнительная броня может быть представлена накладными керамическими панелями, противокумулятивными экранами. Вариант БМП CV90 Mk IV стал первым, на котором серийно появится комплекс активной защиты (КАЗ). А на следующей версии CV90 Mk V, в состав вооружения включен ПТРК Akeron MP.
Разброс веса боевых машин от 23,8 тонны в первых вариантах до 35-37 тонн для последних модификаций потребовал установки разных дизельных двигателей Scania мощностью от 550 до 1000 л.с. При этом максимальная скорость хода боевых машин остается неизменной – до 70 км/ч. Запас хода по шоссе - 320 км.
P.S. Как минимум одна БМП может стать экспонатом музея в Кубинке. Техника подтвердила свою живучесть, пережив попадание из РПГ-7 или другого ручного гранатомета с расстояния в 30 метров. Броня корпуса под башней была пробита, но фатальных повреждений БМП не получила.
Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Заранее спасибо)