Найти тему
НТЦ "ВЗЛЁТ"

2.6. АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ МОДУЛИ

Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околосолнечное пространство.

К.Э.Циолковский

С ходу написав слегка подзабытый, но застрявший в памяти с детства эпиграф, отлитый в бронзе на могиле основателя космонавтики, я остановился, размышляя. Если эти слова памятны мне с детства, значит в те времена они часто повторялись. Даже если и в научно-популярной литературе, которой я тогда зачитывался, - как минимум, должна была быть такая литература. В том числе, в том мини- городе, где я рос. Следовательно, эйфория Циолковского, породившая это пророчество, настигла общество только через полвека. Но если сейчас эта, часто цитируемая ранее мысль, подзабылась, значит общество вступило в ту фазу, которая определяется известной шуткой “пессимист - это хорошо информированный оптимист”. Мы сейчас, по мысли Циолковского, только “робко проникли за пределы атмосферы”. Откуда взяться оптимизму и энтузпазму, если, затратив вкупе сотни миллиардов долларов, мы все еще робко карабкаемся на околоземную орбиту, как когда-то белый человек с опаской входил в амазонские джунгли. Ракета, даже многоступенчатая, вопреки надеждам Циолковского, не преподнесла нам Космос на “блюдечке”. И, надо полагать, в том виде, как она развивается сейчас, никогда и не преподнесет. Поэтому можно только снова и снова поражаться гениальности тугоухого калужского самоучки, предсказавшего человечеству, когда еще и самолеты толком не летали, “завоевание всего околосолнечного пространства”.

(2.6.1.)

“Американский миллионер Денис Тито, собирающийся в апреле (2001 года, - И.К.) в туристический полет на Международную космическую станцию, может всерьез рассорить Росавиакосмос и НАСА. Страсти уже накаляются нешуточные. НАСА категорически против посещения Тито МКС этой весной. По плану на борту станции предполагаются серьезные испытательные работы, и присутствие “постороннего”, считают американцы, может им помешать. Росавиакосмос настаивает на своем: с Тито заключен контракт на 20 миллионов долларов, часть денег уже получена, и Россия не видит препятствий для выполнения своих обязательств. Тем более что Тито совсем не посторонний для космонавтики - до ухода в бизнес он много лет отработал в том же самом НАСА. “НАСА не согласовывает с Росавиакосмосом состав экипажей “шаттлов”, почему же они диктуют, кто должен лететь на российском “Союзе”? - возмущается Тито. Сейчас Тито уже завершает предполетные тренировки в Звездном. Для него готово все необходимое снаряжение. Росавиакосмос уверен, что контракт с Денисом удастся выполнить до последней запятой. Американцы не менее тверды в намерении расстроить турполет Тито”.2.46 Но несмотря на такие “нешуточные” страсти, он все-таки слетал...

(2.6.2.)

“В ближайшие 20 лет будет создана технология для начала освоения Луны и создания на ней постоянных поселений. Об этом заявил сотрудник Европейского космического агентства (ЕКА) Бернар Фуа. Однако реализация этого проекта будет полностью зависеть от политической воли руководителей ведущих стран. ... Фуа входит в группу ученых, которые сейчас готовят в рамках лунной программы ЕКА полет к спутнику Земли космического аппарата “Смат-1”. Программа призвана продемонстрировать, что мировая наука уже достигла такого уровня, при котором освоение человечеством Луны становится технически возможным. В частности, космический аппарат ЕКА, который имеет уникальный по своим возможностям двигатель, призван провести тщательную съемку Луны в поисках подходящей площадки для возможного создания постоянных баз и поселков”.2.119

Как смешны будут препирательства и обещания серьезных дядей из этих серьезных контор через какую-нибудь сотню лет. 25 декабря 2099 г., среди вороха рождественской красочной чепухи желающие получат распечатку Всемирной информационной системы связи (ВИСС), где найдут в разделе “Курьезы” следующее “официальное” сообщение: “ВИСС уполномочен заявить о чем писали наши предки 100 лет назад”. Это будет как раз эта заметка, за которой сейчас ощущается непримиримый армреслинг двух аэрокосмических гигантов. Через сотню лет она не вызовет ничего, кроме ироничной усмешки. Даже у школьника: “Ха-ха, - хмыкнет будущий третьеклашка, нашедший достойный предлог, чтобы увильнуть от школы. - Я только что к бабушке в Австралию слетал. Вместе с портфелем. Чтобы поздравить с ее днем рождения. И успел обратно, прямо к обеду. Даже мама не узнала. А если бы у меня были двадцать миллионов, я бы себе подводного Ольсена купил. А так школьники к бабушкам ездят бесплатно - все равно после десяти “спейсы” пустыми летают”.

“Ха-ха, - с превосходством отворачивается сегодня от экрана мой восьмилетний внук Алешка, возможно, будущий дед того будущего третьеклашки. - По вашингтогскому телеку гонят очередную белиберду из “Звёздных войн”. - Это все неправда. Они говорят, им нужно заправиться топливом, а то они не долетят. Какой же это космический корабль, если его нужно топливом заправлять! Что он, как автомобиль на бензине едет? Космическому кораблю топливо не нужно!”.

Это уже мое влияние; и он, и Катерина любят сидеть за моим письменным столом, обо всем распрашивать. Конечно, я рассказывал им о “самом чистом” космолете, для которого нужны только “солнце, воздух и вода”. Летать в Космос на антигравитации - до этого мы еще не дошли. А может быть обмолвился ненароком? Или сами они уже придумали?..

Пока же вернемся к реальной космической технике, что не менее интересно.

2.6.1. Аэрокосмический модуль постоянного применения

Летающее крыло, как было отмечено выше, это наилучшая форма для тяжелого самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) с вихревыми подъемно-тяговыми системами. Как будет показано ниже, по многим показателям она оптимальна и для аэрокосмического модуля (АКМ) постоянного применения. Более того, АКМ с минимальными затратами легкомодифицируется в экономически выгодный тяжелый СВВП для полетов в атмосфере. Уточняющий термин при космических полетах “постоянного применения” является далнейшим развитием современного понятия “многоразового использования” и относится к АКМ, который, благодаря особенностям конструкции, без ограничений и послеполетных ремонтов может осуществлять регулярные полеты в космос, в том числе, для выполнения пассажирских перевозок по расписанию. Объективная необходимость разработки такого космического устройства связана с тем, что несмотря на относительно успешные полеты многоступенчатых ракет, с каждым годом становится очевидным, что этот путь развития космонавтики неэффективен по следующим причинам:2.93

n на каждый килограмм выводимого на орбиту полезного груза расходуется до 100 килограммов стартового веса ракеты и около 20.000 долларов;

n после каждой посадки требуется несколько месяцев для приведения космического корабля многоразового использования в рабочее состояние;

n наземное обслуживание современной ракетной системы требует около 10.000 высоклассных специалистов.

Кроме того, ракеты, стартующие с вертикальным положением корпуса:

¨ создают большие уровни шума и перегрузок при взлете;

¨ имеют низкий уровень безопасности на всех этапах полета;

¨ имеют ограниченные внутренние объемы.

Все это не позволяет в перспективе ни увеличить число запусков космических объектов, ни повысить массу последних с соответствующим увеличением полезной нагрузки, ни планировать вывод на околоземную орбиту большого числа специалистов, а тем более обычных пассажиров или туристов. Поэтому в настоящее время конструкторы возвращаются к разработке одноступенчатых орбитальных ракетных самолетов с несущим корпусом, которые взлетают с земли при помощи ракетных двигателей, а при управляемом спуске в атмосфере планируют, используя подъемную силу крыла и/или несущего корпуса, и завершают посадку по-самолетному, то есть при помощи выпускаемых колесных шасси.

2.6.2. Космические корабли могоразового использования

Поскольку это определение еще не устоялось, к ним относят летательные аппараты принципиально различающиеся между собой. Так аппараты II и III на приводимом рисунке - это всем известные спускаемые корабли “Спейс Шаттл” и “Буран”. Они стартуют вертикально “на горбу” у мощной ракетной системы, а завершают полет по-самолетному с высокой посадочной скоростью. Летательный аппарат I - это ракетоплан Х-15, траектория полета которого описана выше.

Что мы знаем о ракеторпланах? “Ввиду большого расхода топлива ракетным двигателем, фаза активного участка полета с работающим двигателем сравнительно непродолжительна (несколько минут), но достигаемые при этом скорости и высота могут быть весьма большими, вплоть до орбитальных. Вследствие этого участок планирования имеет большую протяженность, достигающую межконтинентальной. Для увеличения скорости и высоты в конце активного участка полета ракетоплан может иметь сбрасываемые элементы (топливные баки, разгонные ракетные блоки); вместо старта с земли возможен запуск ракетоплана с самолета-носителя.

Идея создания ракетоплана выдвигалась в 20-30-х годах в исследованиях К.Э.Циолковского и Ф.А.Цандера. В 1944 году Э.Зенгер (Германия) разработал проект дальнего гиперзвукового бомбардировщика-ракетоплана, летающего у границы атмосферы с суборбитальной скоростью. При этом предлагалось увеличить дальность полета, используя движения в атмосфере по волнообразной траектории, а не планирующий спуск.

В 50-х годах в США фирмой “Норт Америкэн” был создан экспериментальный ракетоплан Х-15 (I), запускавшийся с самолета-носителя В-52. В 1959-67 три экземпляра этого ракетоплана выполнили 199 пилотируемых полетов (! - И.К.). При этом были достигнуты (в различных полетах) скорость 7.297 км/ч (МҐ - 6,72) и высота 107.960 м.

В 1967-63 фирма “Боинг” и ВВС США проводили работы по проектированию орбитального ракетоплана Х-20, предназначенного для выхода на орбиту и широкого маневрирования с использованием аэродинамических сил при спуске в атмосфере. Ряд проектов опубликованных ракетопланов разрабатывался и в других странах”.2.47

Сравнительные характеристики перспективных

авиационно-космических систем (ракетопланов)

Проект

МАКС,

СНГ

ARIAN V

Франция

H2-HOPE

Япония

SANGER

Герман.

Ан-225-

INTER.,

СНГ-Анг

NASP,

США

Х-30,

США

Стартовое

положение

Горизонтальное

Вертикальное

Вертикальное

Горизонтальное

Горизонтальное

Горизонтальное

Горизонтальное

Общая масса, т

620

620

260

366

800

~200

~130

Масса 1-й ступени, т

345

596

252

254

350

-

-

Масса орб. ступени, т

27

24,8

10

12

250

~200

~130

Полезная нагрузка, т

8,9

3

3

3

-

-

-

Экипаж, чел.

2

3

б/п

4

б/п

б/п

б/п

Время разраб., гг.

1996-98

1997-98

1996

2010

2003

2001

1997

Последнее, что мне известно о разработке гиперзвуковых ракетопланов - это сообщение ТВ-6 (октябрь-2001) о том, что !” “австралийские инженеры создали революционную технологию - гиперзвуковой аппарат “Хай Шот” с прямоточным двигателем, зажигание топлива в котором производится за счет нагрева воздуха. Аппарат был запущен с помощью обычной метеорологической ракеты и с первой попытки показал прекрасные результаты, достигнув скорости в пять раз превышающей скорость звука”.

(2.6.3.)

Невзрачная зеленоватая ракета с рудиментными крылышками под индексом “I” на предыдущем рисунке - это сверкающий красным лаком суперсамолет, втиснувший узкое тело в стадо своих знаменитых современников - уже почти допотопных аэропланов ранних послевоенных лет в Вашингтонском музее авиации и космонавтики. Можно сказать, что он опередил свое время, а можно, что родился не вовремя, хотя по мне, так в самый раз! Американцы, утвердив в небесах сначала Б-29 “Стратофортресс” - “Летающую крепость”, а затем еще более грозный атомный бомбовоз Б-52, смекнули, что последний может нести не только “nuclear weapon” - ядерное оружие, но и вытолкнуть в космические просторы самолет-ракету. Х-15 и Х-20 - не только суперсамолеты, но и супердорогие научные устройства, предназначенные для прокладки “человеческой” дороги в Космос. Потому что ракета - единственное пока космическое транспортное средство, - изначально ставит человека в нечеловеческие условия.

(2.6.4.)

“На наиболее трудном, с биологической точки зрения, этапе - при запуске спутника и переходе к движению по орбите - на животное (речь идет о первом живом существе, запущенном человеком в Космос - дворняге Лайке, - И.К.), одновременно с действием ускорения, оказывали влияние вибрации и шум работающего двигателя ракеты. Расшифровка полученных по радио данных показала, что сразу после старта частота сердечных сокращений возросла по сравнению с исходной примерно в три раза. ... Анализ записей биотоков сердца ... не обнаружил каких-либо болезненных признаков. “Можно сказать, - закончил академик Топчиев, - что не только момент запуска и выход спутника на орбиту, но и условия орбитального полета животное перенесло удовлетворительно”.2.48 Ну уж, если животное...

2.6.3. Ракета - тормоз на пути человечества в Космос

На примере космической ракеты наглядно видно, как прекрасная идея, зародившаяся в одной-единственной гениальной голове, развивается, крепнет, завоевывает мир, прирастает количественно и, в конечном счете, доводится последователями до абсурда, уводя нас в никуда. Не то ли произошло с марксизмом? “Чем дальше уходит идея от своего создателя, - наставлял нас К.Маркс, - тем более она принимается на веру, извращается, становится догмой, и в конце концов изживает сама себя”. Не виделся ли ему бесславный конец его собственного “-ксизма”? Потому и заклинал он: “Подвергай все сомнению”.

“В истории создания летательных аппаратов в России 60-е и 70-е годы прошлого (XIX- го, - И.К.) столетия были весьма знаменательны. Они последовали за крестьянской реформой 1861 г., были годами сдвигов, явившихся результатом все убыстряющегося развития производительных сил страны, прогресса научной и технической мысли.

В период Крымской войны 1853-56 гг. было выдвинуто такое количество проектов, ... что военный министр Д.А.Милютин счел необходимым организовать в 1869 г. ... постоянную Комиссию по применению воздухоплавания в военном деле. ... В 1876 г. в Комиссии ... был утвержден проект аэроплана капитана А.Ф.Можайского. ... Как известно, .. (он) ... явился первым в мире аэропланом, который поднялся в воздух с человеком на борту.

(2.6.5.)

И в этот же знаменательный период у нас было положено начало совершенно новой науке в области летания. ... К.Э.Циолковский в 1878 г. приступил к исследованию способов проникновения человека за пределы атмосферы - в космическое пространство - и возможностей создания для этой цели космических кораблей. ... В 1903 г. К.Э.Циолковский опубликовал основную часть своего труда “Исследование мировых пространств реактивными приборами”. ...

Он научно обосновал первую силовую схему реактивного космического корабля и придал ему на своем чертеже форму шара. Реактивная тяга должна была получаться в результате выбрасывания из имеющейся на борту пушки сферических ядер. Циолковский тут же набросал другой вариант получения реактивной тяги силою действия струи газа, вытекающего из резервуара, в котором газ находится под давлением. ...

(2.6.6.)

В 1913 г. о реактивных приборах написал статью Эсно-Пельтри (Франция), в 1919 г. - Годдард (США). ... Вопросы реактивной техники и межпланетных сообщений теперь прочно стали в порядок дня во всем мире. Известность скромного калужского учителя чрезвычайно быстро росла. ... Публикуемые им в журналах и отдельными изданиями работы по реактивной технике и межпланетным сообщениям, а также личные связи с молодыми “реактивщиками”, создавшими по всей стране при организации Общества друзей воздушного флота “Группы изучения реактивного движения”, способствовали росту очень деятельной школы его последователей и продолжателей. В воздух начали подниматься изготовленные ими жидкостные ракеты. ... В 1929 году вышла книга К.Э.Циолковского “Космические ракетные поезда”. В ней научно обосновывается метод запуска многоступенчатых ракет, который через несколько лет и начал осуществляться. ...

Ученики и последователи Циолковского продолжили начатое им дело ракетоплавания. ... Столетняя годовщина со дня рождения К.Э.Циолковского, исполнившаяся 17 сентября 1957 г., ознаменовалась ... событием мирового значения, возвестившим начало новой эры в научных достижениях человечества. ... 4 октября 1957 г. был успешно запущен первый в мире искусственный спутник Земли”.2.48

(2.6.7.)

Разумеется, в эти годы (конец 50-х), “Коммунистическая партия и правительство оказали всемерную поддержку этому начинанию”, однако не следует забывать, что, несмотря на суету с “Группами изучения реактивного движения” (ГИРД) в 30-е годы, первая жидкостная ракета была запущена Р.Годдартом в 1926 году, а полноразмерная жидкостная ракета - всемирно известная “Фау-2” - была создана гением Вернера фон Брауна в фашистской Германии. По идеологическим соображениям эти факты, если и не скрывался, то, по крайней мере в СССР, не афишировались, также как не раскрывалось прямое родство советской ракеты А-5, поднявшей первый “Спутник”, с той же “Фау-2”. Практически весь завод в Пеемюнде (Германия), выпускавший эти ракеты, вместе с несколькими сотнями специалистов-ракетчиков, был перевезен в 45-ом в СССР, где и стал основоположником советской ракетной промышленности.

(2.6.8.)

Не следует забывать и о том, что ракеты в СССР изначально были предназначены для доставки оружия массового уничтожения, а космические “объекты”, по крайней мере на первых порах, были чем-то вроде ширпотреба, обязательного для “оборонки”. И запуск первого “Спутника” - это не столько триумф советской науки и “новая эра в истории человечества”, а, прежде всего, публичная демонстрация силы, мускулистый рабоче-крестьянский ядерный кулак, занесенный над всей Землей из Космоса.

(2.6.9.)

“Космодром Байконур в Казахстане, признанный самым большим в мире, ... расположен в на редкость пустынном месте, где невыносимый холод сменяется невыносимой жарой. Впрочем, совершенно по тем же причинам, по которым Байконур плох для человеческого обитания, он оказался хорош для того, чтобы служить полигоном - отсюда, к примеру, можно выпустить ракету на расстояние в 8.000 км, будучи уверенным в том, что она не приземлится в Китае, Турции или Японии.

В разгар холодной войны, в середине 50-х, сюда явилась делегация инженеров, ученых и генералов с намерением удивить мир, что им, в общем, и удалось. Всего 43 месяца спустя с космодрома был запущен первый советский “Спутник” (“неоспоримое доказательство превосходства коммунизма”); отсюда же была вывезена на орбиту многострадальная, но прославленная Лайка, после чего состоялись все прочие знаменитые советские премьеры, вроде космического полета Гагарина или же выхода Леонова в безвоздушное пространство.

(2.6.10.)

Теперь запустили Байконур.…Под мудрым казахским руководством он напоминает место высадки инопланетян, где пришельцы поначалу развили бурную деятельность, но затем по непонятным причинам спешно ретировались”.2.49

Америка, в отличие от ликующей “прогрессивной общественности”, с полуслова понимала космические намеки Советов. Особенно досадил ей - и это понятно почему - солнечный весенний день 12 апреля 1961 года. “Что можем противопоставить мы этому вызову русских - полету первого человека в Космос? - спросил президент Кеннеди у спешно собранных специалистов. - Только высадку человека на Луну, - был единодушный ответ”. И судьба “человеческого” ракетоплана Х-15, интенсивно готовившегося к очередному - сотому! - полету, этим ответом была решена. “Боливар не вынесет двоих”, - с сожалением сказал бравый ковбой из известного рассказа О’Генри, пристреливая своего друга в глухой пустыне. И хотя выдающиеся полеты Х-15 продолжались аж до 63-го года, погоды в ракетном мире они уже не делали. О них не было слышно тогда, мало кто знает о них и сейчас. Ракетоплан, в соответствии с планом своей траектории, быстро взлетел и затем долго планировал в неизвестность.

(2.6.11.)

Ответ экспертов, напротив, активизировал голый “ракетизм”. “В секретном докладе блестящий инженер Вернер фон Браун, отец ракет “Фау-1” и “Фау-2”, возглавлявший американские космические исследования после Второй мировой войны (подчеркнуто мной, - И.К.), сообщил, что существуют отличные шансы опередить конкурентов. ... Идея казалась безумной (ведь речь шла о ракете в 10 или в 15 раз более мощной, чем та, что вывела на орбиту “Восток” с Гагариным), но, поскольку американцы серьезно отставали, им необходим был технологический скачок.

В мае 1961 года в своей исторической речи президент Кеннеди заявил: “Мы должны высадить человека на Луне, а затем вернуть его целым и невредимым на Землю до конца десятилетия”. ... 20 июля 1969 года, космический корабль “Аполло-11” совершил первое успешное прилунение, после чего Нил Армстронг и Эдвин Олдрин установили американский флаг в лунной пыли”.2.49

“Перывй шаг человека по Луне - громадный шаг вперед всего человечества”, - нечто подобное - из вороха других предполетных заготовок - произнес Нил Армстронг, окуная бахил в зыбкую почву доселе загадочного спутника Земли. В те времена захватывало дух от восхищения: Человек на Луне!... Спустя тридцать лет - это прекрасный повод порассуждать, соответствует ли сделанное сказанному.

Для Америки это было, прежде всего: русские проиграли!!! Американцы резко рванули вперед, невообразимо расширив радиус своего проникновению во Вселенную. Одиннадцать лунных, вполне успешных экспедиций, полеты к Марсу, Юпитеру, дальним окраинам Солнечной системы... Мощнейшая ракета выволакивала эти поражающие воображение программы с легкостью “Катерпиллера”, волочащего легковушку по бездорожью. Но,... отрешаясь от этих выдающихся побед и рассматривая проблему “Человек и Космос” в более широком, стратегическом плане, нельзя не признать, что СССР, своими предыдущими, не менее выдающимися успехами, а главное, инициированием гонки ракетных технологий, фигурально говоря, сбил на взлете целеустремленно начатую Штатами программу развития ракетопланов. Проиграли-то, прежде всего, сами американцы!!! Название немецкой боевой ракеты “Фау-2”, с которой одновременно стартовали и ракетная гонка, и космическая одиссея человечества, происходит от немецкого же слова “фергельтунг” - возмездие. Это “самое секретное оружие рейха” было последним шансом фашистской Германии переломить победоносный для антигитлеровской коалиции ход Второй мировой войны. “Блестящий инженер” Вернер фон Браун не подкачал и на заморской земле: создав шедевр космической технологии - ракету-носитель “Сатурн 5”, он полностью истощил американскую космическую программу 60-х - 70-х годов, сделал ее “unable” - неспособной к плодотворному развитию по-настоящему перспективных космических систем. Это видится возмездием Америке и за открытие второго фронта в Европе, и за Нюрнбергский процесс, за все беспрецендентное унижение Германии.

(2.6.12.)

“Ничего себя загнул, - скажете вы. - Американцы сами этого хотели”. Хотеть-то они хотели, да только без веского слова руководителя всей космической программы разве бы они посмели? Деньги сами в Космос не летают. А он американской администрации по секрету “сообщил, что существуют отличные шансы опередить конкурентов”, читай, “этих проклятых русских”. Да еще к тому же за бешенные американские деньги. Сам фюрер, если б мог, салютовал бы ему костлявой рукой из снарядного ящика под советским полигоном в Восточной Германии. Поставим вопрос прямо: Браун (в переводе “коричневый”) - фашист или не фашист? Или, вопрос второй: мог бы не фашист быть в фашистской Германии руководителем программы “самого секретного оружия рейха”?

(2.6.13.)

Браун - фашист хотя бы потому, что целенаправленно создавал одно из самых изуверских оружий ХХ-го века - стратегическую баллистическую ракету. Это оружие никогда не применяется на поле боя и даже, как сейчас стратегически расширяют, ТВД - театре военных действий. Там оперируют другими ракетами - малой и средней дальности, часто с крыльями и высокоточным спутниковым наведением. Стратегические баллистические ракеты запускают “по площадям”, читай, большим городам, как в моём городе детства хулиганьё с воплями “на кого бог пошлет!”, швыряло из-за забора на летнюю танцплощадку тряпки, макнутые в стоящий рядом сортир. Это оружие против мирных людей, это оружие террора, предназначенное для запугивания противоборствующей страны, это фашистское оружие, и именно потому оно было объявлено “самым секретным оружием рейха”.

(2.6.14.)

Оружие “возмездия” не спасло гитлеровскую Германию от разгрома и унижения. Но как Вторая мировая война, отрешаясь от ее идеологической компоненты, стала продолжением Первой с ее Версальским договором, унизившим Германию теми же союзниками, так “холодная война” явилась продолжением Второй, на заднем плане противостояния “-измов” которой Вернер фон Браун - в одиночку! - вел свою войну с обеими сверхдержавами сразу за поруганную германскую честь. По существу, он создал инструмент “холодной войны”, которым вооружились все участники антигитлеровской коалиции. Он столкнул их лбами в “холодной войне”, стравил как собак в запрещенных цивилизацией азартных псовых боях и на своем, конструкторско-технологическом поле, при помощи “Сатурна 5” одержал полную победу, лишив бывших главных союзников - СССР и США, - не финансов, нет, - космической перспективы!

(2.6.15.)

Провоцируя своим секретным докладом лунную программу США, Браун “одной ракетой” убил даже не двух, а трех зайцев. О первых двух я уже сказал. Он “посадил в лужу” и Америку, и Советский Союз, на виду у всего мира делом доказав, что “Германия превыше всего” - в ответ на русский ракетный кулак, занесенный над Земным шаром, фашистский “хайль” взметнулся аж до Луны!

Третий “заяц” - его амбиции. Он первый сделал настоящую баллистическую ракету, хорошо или плохо, но принявшую участие в войне, напугав беспечных лондонцев беспорядочными ночными бомбардировками. Он вывел в Космос всех американских астронавтов. Почему же не ему высадить их на Луне? Он имеет громадный опыт, но его жизненные силы на исходе. Нужно быть очень большим авантюристом, или очень верить в себя, чтобы заявить, что он может создать ракету на порядок и даже больше мощнее уже сделанных на пределе. И он сделал невозможное, выжав все возможное из своего таланта. Не оставил ни шагу вперед своим последователям. Потому-то, вот уже третий десяток лет буксует на заоблачном бездорожье и российская и американская космические программы, перебиваясь совместной космической станцией и приевшимися “шаттлами”.

“В декабре 1972 года на Луне побывал последний из двенадцати американцев: с тех пор ночное светило лишилось своей привлекательности и на него не ступала нога человека, - нет и программы туда вернуться.

(2.6.16.)

Сегодня многие говорят о том, что проект “Аполло” был, конечно, грандиозным достижением американских (? - И.К.) конструкторов, но его скромные результаты ... никак не оправдывают грандиозных затрат, - за 25 миллиардов долларов можно было бы придумать что-нибудь более впечатляющее”.2.49

Другой “грандиозный проект со скромными результатами” касается взятия проб грунта на Марсе и теперь намечается как международный. “Всего экспедиция обойдется почти в 2,5 млрд. ... Программа исследований: ... в 2003 году американская ракета доставит на Марс автоматическую станцию. ... Робот возьмет пробы грунта, которые затем будут переправлены на орбиту планеты в крошечном, диаметром 20 сантиметров контейнере. ... В 2005 году к Марсу стартует французский “Ариан”. ... Специальная станция ... должна будет разыскать и забрать с орбиты контейнер с грунтом. В 2008 году эти пробы должны оказаться в лабораториях французких и американских ученых. ... Французы не скрывают, что подключение к марсианской программе имеет для них не только научное значение. Не меньшую роль играют стратегические интересы страны. Участие в самых современных наукоемких программах закрепляет положение Франции в качестве интеллектуального лидера человечества”.2.113

Да, эта программа на порядок дешевле, чем “пилотируемый” “лунный полет”, но так ли уж невтерпеж получить горстку марсианского песка за столь астрономическую цену? Утешает только, что скорее всего в ближайшее время этот сумасбродный проект не осуществится, а дальше, Бог даст, появятся новые носители и иные технологии космических полетов. Во всяком случае, по этой информации, датированной 98-ым, в 2003 ничего такого не запустили, в то время как межгосударственные отношения между участниками из-за войны в Ираке натянулись, да и экономика Америки трещит по всем швам. Ко всему еще, я полагаю, по моему письму, в январе-2000 президент Буш сделал большое-пребольшое обрезание всей космической программе, о чем я расскажу немного ниже.

Последствия этих сомнительных достижений тянутся шлейфом за NASA и в наши дни. В декабре 99, оценивая юбилейный полет первого американского астронавта, теперь уважаемого сенатора Джона Гленна, повторившего в уже преклонном возрасте свой первый космический полет, проправительственная “The Washington Post”, оценивая итоги космической программы США, задала резонный, но язвительный вопрос: “Если через тридцать лет мы имеем полет того же человека, на том же самом космическом аппарате и по той же самой програме, на что мы истратили десятки миллиардов долларов?”.

“Так ли уж нужны американцам космические исследования и какой ценой?” На невеселые размышления о судьбе космической индустрии настроил полет в космос 77-летнего сенатора Джона Глена. Победные фанфары по поводу недельного зависания пожилого человека в космической невесомости не могли скрыть обескураживающего факта - спустя 36 лет после своего исторического полета Гленн со товарищи путешествовал практически по той же самой траектории. Объяснение растущего пессимизма в космической индустрии США укладывается в несколько слов: сегодня никто никуда не летит. Только вертится на орбите, как тридцать лет назад. ...

Прорыв за пределы земной орбиты тихо увял по весьма заземленной причине - финансовой. С тех пор как четверть века назад президент Никсон принял решение не продолжать дорогостоящие исследования космоса, все идеи полетов на Луну и на Марс упираются в требования создать прежде всего более дешевую космическую технологию. ...

С конца 80-х годов NASA не создало ни одной принципиально новой ракеты (подчеркнуто мерй, - И.К.). ... Сегодняшняя стратегия развития космической индустрии США предполагает и дальше держать космонавтов исключительно на околоземной орбите. … Но космические романтики в Америке не перевелись. ... В следующем году космический корабль Х-33 поднимется в небо из пустыне Моджвае в Калифорнии, и приземлится в Монтане, преодолев тысячу миль всего за 25 минут. ... ”.2.94 Последние слова написаны в 98-ом, кончается 2003-ой, но ничего подобного пока не полетело...

Но давайте не будем мы, русские, злорадствовать и злословить по поводу беды, постигшей американскую астронавтику, которая доверила святая святых - свою космическую технику - вражескому конструктору. Возмездие “Фау-2” настигло и нас, положивших эту же фашистскую ракету в основание своей коммунистической ракетно-космической программы. Развалился, не выдержав тяжести непомерных военных расходов Советский Союз, захирела отечественная космонавтика... Мы запустили не только “Востоки”, “Восходы”, “Союзы”, “Протоны”, мы, как говорит “армянское радио”, вообще все запустили...

2.6.4. Тем, кто четырнадцать лет назад...

“Тем, кто четырнадцать лет назад в морозной казахской степи запускал на орбиту базовый блок “Мира”, и в страшном сне не могло привидеться, что на рубеже нового тысячелетия им придется передавать станцию в аренду иностранцам, лишь бы не топить ее в мрачных водах Тихого океана. Представляете себе в 1986-м сообщение ТАСС: “Базирующаяся на Бермудах компания “Мир Корп Лтд” уже затратила от 20 до 30 миллионов долларов на сохранение станции на орбите. До конца года потребуется еще 40 миллионов. Президент компании Джеффри Мэнбер сообщил, что “Мир Корп” намерен привлечь спонсоров, предлагая станцию для рекламы, космического туризма или частных научных и фармацевтических исследований”. Кошмар!

(2.6.17.)

А для нашей нынешней космонавтики, если отбросить наверченную вокруг политическую шелуху, такой выход - удача, счастье. И дело, на мой взгляд, совсем не в том, что звездная отрасль не может свести концы с концами. Главные беды космонавтики совсем не от тощего государственного бюджета. Трагедия в том, что спустя сорок лет после начала космической эры у нас нет четкого ответа, зачем все-таки нужен пилотируемый космос... (подчеркнуто мной, - И.К.). ...

В советские времена все было проще. Космос и нам, и американцам был нужен для того, чтобы было где поиграть ракетно-ядерными мускулами. И полет первого спутника, и гагаринский старт были величайшими политическими акциями, смысл которых - продемонстрировать супостату собственные силенки. Ракета “Восток” изначально создавалась под атомную бомбу. Ее тогдашний вес как раз соответствовал массе космического корабля, в который можно было усадить космонавта.

Именно логика “холодной войны” на долгие годы определила развитие космонавтики. В 60-е, 70-е, 80-е мы “бодались” с американцами, словно два бычка-подтелка. Мы - орбитальную станцию, они - орбитальную станцию. Они - корабль многоразового использования, мы - такую же махину. Отрасль разрасталась до гигантских размеров. Молох перемалывал миллиарды рублей и долларов, выбрасывая их вместе с ракетным шлейфом в безвоздушное пространство. Прагматичный вопрос: “А какова конкретная польза человечеству от всего этого?” был погребен под нагромождением политических резонов.

Читаю сейчас дневники помощника Главкома ВВС по космосу генерала Николая Петровича Каманина. Уже в середине шестидесятых он часто с болью пишет - нет у нас четкого плана развития космонавтики. На Луну? Не для того, чтобы изучить грунт, исследовать полезные ископаемые, которые могли бы на Земле пригодиться, а чтобы флаг воткнуть в серую почву. “Наши космонавты готовы лететь на Луну верхом на метле, даже если это будет поездка только в один конец”, - замечает он. И спокойно добавляет: ради престижа страны это оправдано.

Предшественники “Мира” - “Алмазы”, известные в истории как станции “Салют-2”, “Салют-3” и “Салют-5”, - по сути, были разведывательными базами. Мало того, на их борту могли разместить и ракеты класса космос - космос, и стрелковое оружие.

Мне рассказывали, что, проектируя орбитальную станцию, конструкторы гражданскую науку определяли на вес. Скажем, вес “Салюта” - девятнадцать тонн, а ракета может поднять двадцать, тогда сообщают Академии наук - можете готовить свое оборудование, но весом не больше тонны. ...

К окончанию “холодной войны” локомотив космического соперничества набрал такие обороты, что остановить его не удается вот уже лет десять. Хотя довольно быстро оказалось, что и нам, и американцам в новых условиях не удается сформулировать практический смысл космических “завоеваний”. Наблюдения за Землей? Большинство из них проще и дешевле проводить автоматам: что может разглядеть космонавт со станции, которая несется со скоростью 8 километров в секунду? Научные исследования? Многие из них просто-напросто не окупаются. Считайте сами - десятидневный полет американского “челнока” стоит под 500 миллионов долларов. Ну какие эксперименты можно провести, чтобы их себестоимость была полмиллиарда?

Разрабатывая в конце 80-х орбитальную станцию Freedom - ту самую, с которой пошла Международная космическая станция (МКС), в США прямо признались: в первую очередь она нужна для поддержания престижа США в космосе, во вторую - для стимулирования интереса подрастающего поколения к космонавтике, к овладению научными знаниями. То есть политика. Сугубо научные цели оказались лишь на шестом месте в списке приоритетов.

(2.6.18.)

Отсюда же и нынешняя возня с “шаттлами”. Построили корабли, каждый из которых рассчитан на сто полетов, а что им делать? И конгресс принял решение - “челноки” должны летать, финансировать их будут отдельной строкой. На обслуживании “шаттлов” занята колоссальная инфраструктура - сотни тысяч рабочих, инженеров, не увольнять же их. Запланированный на апрель полет “Атлантиса” по программе МКС, по сути своей, - жуткая расточительность. В корабль заложат грузы, но разгружать не будут - некуда, служебный модуль еще не будет пристыкован. Несколько тонн аппаратуры свозят вверх-вниз и разберут только во втором полете в конце лета! ...

Создающаяся сейчас МКС, костяк которой составят российские модули, спроектированные еще в 60-е годы, - это вообще два шага назад. Нужно признать - орбитальные станции - это тупик, если, конечно, мы не предполагаем в будущем превратить их в аттракцион для богатых авантюристов.

Ни у нас, ни у американцев сейчас нет четкого понимания, зачем дальше летать в космос. Если в ближайшие годы ответ на этот прагматичный вопрос не будет придуман (?! - И.К.), нам останется в лучшем случае маршировать на месте. Россия этим, по сути, уже занялась. У американцев есть деньги, и ковыряться в ближнем космосе они еще могут лет двадцать - тридцать, придумывая для себя очередные задачи. А мы? Ну еще от силы три-четыре года покрутится “Мир”. Еще столько же, скорее всего, будут терпеть нас американцы на своей МКС. А дальше? ...”.2.50

Станцию “Мир” мы уже благополучно утопили. Ее хладнокровно добили как раненую лошадь, упрямо бредущую за обозом. Хотя долго базарили, куда она упадет; возмущались Япония и Новая Зеландия, над которыми станция должна была пролететь в последний раз; журналисты, помешавшиеся на сексе, “раздевали” ее в плотных слоях атмосферы, дотошно подсчитывая куски, которые не сгорят; “спускающая команда”, балансируя на одной ноге, почти три месяца откладывала спуск... А потом - тс-с-с, - тихо-мирно, в пятницу утром, за час с небольшим, опустили долгожительницу в четырехкилометровую могилу на дно океана...

“Российская орбитальная станция “Мир” прекратила свое существование. В 8 ч. 59 мин. 24 сек. мск ее несгоревшие останки упали в заданный южный район Тихого океана. Рассеивание несгоревших элементов по продольной оси составило плюс-минус 1500 км. В ЦУПе сообщили, что программа затопления, запланированная специалистами была выполнена практически без отклонений. ... В 8 ч.07 мин.36 сек. был дан последний импульс на затопление “Мира”. В этот момент станция находилась над Северной Африкой. В 8.27 ее двигатели были выключены над станцией Джусалы (Казахстан). С этого времени процесс затопления проходил в неуправляемом режиме. “Мир” исчез из поля видимости станций слежения. В 8.44 мск станция вошла в плотные слои атмосферы на высоте 100 км. В 8.52 началось ее разрушение на высоте 80 км”.2.51

Я вообще-то достаточно равнодушен ко всем этим “космическим домам” с жилыми помещениями размером с туалет. Но станция “Мир” - это уже не техника, это история, это престиж страны и урок будущим поколениям. Какую толстую кожу нужно нарастить, чтобы не чувствовать этого? Нет 20-ти миллионов, чтобы поддерживать ее на орбите из-за малой высоты? Но грузовику, который “Прогресс” (?) без разницы - дать импульс на спуск или на подъем. Что стоило затащить старушку на высотную орбиту и оставить ее там на вечные времена? Прокантовавшись в Космосе 15 лет, обслужив добрую сотню космо- и астронавтов, выдержав три ресурса, она уже не только музейный экспонат, а научный полигон по выявлению долговечности земных материалов в космосе. А разве не чудо, что за пятнадцать лет, налетав десятки миллионов километров, она не получила ни одной микрометеоритной пробоины и девственно сохранила свою герметичность. Разве не важно знать, сколь гарантированно долго могут быть жизнеспособны будущие “орбиталки”? А там, когда появятся более мощные “шаттлы”, нетрудно было бы аккуратно доставить ее прямиком в вашингтонский Музей авиации и космонавтики, где подобрались все самые-самые-самые мировые экспонаты...

Безжалостное изживание памяти и прошлого - это тоже ХХ-ый век. 17-ый год обрубил для нас, русских, все корни прошлого, даже самых родных бабушек и дедушек; смурное последнее десятилетие отошедшего века смывает память о солнечной эйфории казарменного социализма, в котором нас заставляли, и в котором мы сами хотели жить. Впрочем, бесславная кончина станции “Мир” - случай особый. Не есть ли эта поспешность безумным прозрением, что целых полвека шли не туда и не так? Америка тоже вдруг вздрогнула... И как раз здесь только что избранный Буш совершил то самое “большое-пребольшое обрезание”.

“Джордж Буш направил в американский конгресс проект бюджета NASA. В нем он высказал резкое недовольство перерасходом средств ($4 млрд.) при строительстве МКС и потребовал завершить его на 3 года раньше, то есть к 1 января 2003 года. Кроме того, президент США предложил NASA при сооружении и эксплуатации МКС уложиться в $25 млрд. до 2014 года. NASA же планировало освоить в три раза больше - $75 млрд. ... Руководство NASA уже приступило к секвестру бюджета”.2.5.2

Вы можете это понять? Самому перспективному, еще только строящемуся космическому международному объекту на лету обрубают крылья. Не на какие-то проценты, а ровно в три раза! Тоже безумное прозрение? Но я уже сказал “вдруг”. За последние год-два было так много “вдруг”, инициатором которых был я… Подождем до “Послесловия”, - я сам еще много не знаю, - и я покажу, что это не пустые слова.

Ну, а пока вернемся к программе советских ракетопланов. Она - наглядный урок “непогрешимым” российским политикам, которые продолжают “делать все глупости мира с самым серьезным выражением лица”. Тогда, ради глупых ракетных амбиций, они ее уничтожили, потеряли. И даже сейчас мало кто знает, что она была. Но она была.