В семье Боголюбовых, в семье, о которой я подробно рассказывала в своей книге «Жизнь замечательных семей», в семье, в которой отцу-священнику удалось вырастить всех трех сыновей выдающимися учеными, отец был признанным главой семьи. Это был «значимый взрослый» для своих сыновей, авторитетный взрослый, любимый взрослый, учитель и воспитатель.
Один из детей, выросших в этой семье, вспоминал: «Интересы сыновей развивались под непосредственным влиянием знаний отца». Они видят, что отец читает английскую книгу. «Папа, ты все понимаешь?» — «Да!» Значит, и им надо все понимать, и интерес к языкам растет сам собой. Затем возникает интерес к сочинительству. Папа сидит и пишет книгу (он работал над своей докторской диссертацией). Оба сына, старшему было тогда около семи, тоже решили писать книги: они сшили себе по маленькой тетрадочке и примостились в разных углах отцовского кабинета.
Здесь — возможность увидеть это обычно невидимое, неуловимое: как именно «работает» личный пример родителей. Где работает папа? Не где-то «на работе», не в отдельном домашнем кабинете — а при детях. Причем заметим: в квартире Боголюбовых было три комнаты, две спальни. Отец семейства, священник Николай Боголюбов, мог себе позволить запереться в одной из спален для работы — но он работал именно при детях. И вот дети видят: папа работает, пишет книгу. Это уже — установка. Если папа для детей «значимый взрослый», если удалось добиться любви и уважения от детей — эта «работа при детях» сама по себе оказывается примером, моделью поведения, формированием отношения к жизни, к делу, к науке, к книгам.
© Анна Сапрыкина
Издательство «Вольный Странник»