Заводы в Азии сообщили о вялом спросе в июле, так как количество новых внутренних и мировых заказов резко упало в начале третьего квартала, подчеркнув сохраняющуюся слабую динамику мировой экономики.
Шесть из девяти частных опросов, опубликованных во вторник, показали, что производственная активность основных азиатских производителей в середине лета снова сократилась, при этом в Китае этот показатель упал впервые за три месяца. Данные по Японии, Южной Корее, Малайзии, Тайваню и Вьетнаму также говорят о его снижении, и только Индия, Индонезия и Филиппины продемонстрировали рост.
Разная динамика
Китайский индекс менеджеров по закупкам (PMI) Caixin / S & P Global в производственном секторе упал до 49,2 в июле с 50,5 в июне, не оправдав прогнозы аналитиков на уровне 50,3. Отметка индекса в 50 пунктов отделяет рост от сокращения. Эти оценки соответствуют официальному правительственному индексу PMI, опубликованному в понедельник.
Окончательный индекс деловой активности Jibun Bank в Японии упал до 49,6 в июле по сравнению с 49,8 в июне из-за слабого внутреннего и внешнего спроса. Индекс деловой активности в Южной Корее, напротив, поднялся до 49,4 в июле после 47,8 в июне, но все-таки чуть-чуть не дотянул до критического порога, за которым начинается рост экономической активности.
Особенно плачевным оказалось положение Тайваня. По данным S & P, производственный PMI там упал до 44,1 в июле с 44,8 в июне, а темпы снижения были самыми резкими с ноября 2022 года.
Индекс Вьетнама вырос до 48,7 с 46,2. В Индии рост производственной активности замедляется второй месяц, но темпы роста остались здоровыми и превзошли ожидания.
Что-то пошло не так
До недавних пор Азия оставалась одним из немногих ярких пятен в мировой экономике, хотя замедление роста в Китае в последние месяцы омрачало перспективы. В пересмотренных прогнозах, опубликованных в июле, Международный валютный фонд предсказал ускорение экономического роста в Азии до 5,3% в этом году с 4,5% в 2022-м. Он ожидает, что экономика Китая вырастет на 5,2% в 2023-м после роста на 3% в прошлом году. Но свежие данные слегка туманят эти радужные перспективы.
«В прошлом месяце производственные индексы деловой активности в большинстве стран Азии с развивающейся экономикой оставались на сниженной территории, и базовые данные указывают на дальнейшее ослабление»,— отмечает экономист Capital Economics по развивающимся рынкам Азии Шиваан Тандон.
Он указал на падение объемов новых заказов, мрачные перспективы занятости и высокие уровни запасов. «Эти данные подтверждают наше мнение, что внешний спрос будет препятствием для роста во второй половине 2023 года», — добавил эксперт.
Слабый спрос также частично способствовал снижению производственных затрат. В Японии инфляция входных цен продолжала снижаться в начале третьего квартала, а рост операционных расходов был самым медленным почти за два с половиной года и в целом соответствовал долгосрочным прогнозам. Цены на сырье в Южной Корее в июле упали самыми быстрыми темпами с июля 2017 года, а на Тайване их падение стало самым резким с мая 2020 года.
Это может смягчить инфляционное давление и в конечном итоге привести к более мягкой денежно-кредитной политике в некоторых странах Азии с формирующимся рынком.
«Последние данные подтверждают наше мнение о том, что ценовое давление, вероятно, будет неуклонно снижаться в ближайшей перспективе, и, поскольку рост будет затруднен и останется значительно ниже тренда, центральные банки в регионе, вероятно, вскоре начнут снижать процентные ставки»,— прогнозирует Шиваан Тандон.
Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»