Найти тему
Заповеди православия

Этот храм должны были снести еще в 1937 году, но на пути мощной идеологической и политической машины оказалась женщина…

И не простая, а сильная, волевая. Тогда еще простая девушка Наталия, ставшая впоследствии новомученицей, расстрельной в 1937 году на Бутовском полигоне, а уже в 2004 году прославленная в лике святых.

Именно она так активно боролась за Церковь Богоявления Господня в с. Чурики Рязанской области, одну из самых больших и красивейших сельских храмов Рязанской области.

Ведь сколько раз над ней пытались "надругаться", иногда злодеям это не удавалось по Божьей милости, но бывало и по-другому. Её не раз пытались сжечь, в большевистское время особенно она подверглась разгрому. Все было в огне, иконы, богослужебные книги, хоругви… но храм устоял…и стоит до сих пор.

А вот воинствующие безбожники вряд ли.

-2

Если посмотреть на храм, то невольно возникает вопрос : "Ад, где твоя победа?" Стены крепкие. Как будто сегодня выстроили, да и то сегодня, наверно,таких крепких уже не строят.

А тогда строили ведь все на советь, вот поэтому и выдержал до наших дней.

Хотя до этого храм был деревянный и естественно не выдержал после того, как в него прямо попала молния. Вторая же построена на ее месте Церковь тоже была из дерева, разрушилась сама по себе. И только в 1978 году приняли решение строить каменный храм.

И, конечно, в дни революции его не разрушали, но сильно подкосилось его внутреннее убранство. Витражи разбили за ненадобностью, икону от пьянства, которой батюшка молился, чтобы победить в то время пьянство в селе заткнули окно, чтобы удобно было храм обустраивать под склада. Ведь он был приличных размеров. Вот и придумали тут хранить зерна картошку, а в храм уже ходи не люди, а заезжали трактора.

В 1933 году храм был окончательно закрыт и засыпан зерном.

Колокола его сбросили и увезли на переплавку, убранство растащили и сожгли, защитников разогнали, а многих и вовсе уничтожили. Две трети ХХ века могучее здание старательно ломали и корежили, но храм выстоял и стоит до сих пор. Строили его на совесть, стены видели и выдержали многое. Милостью Божией в храме осталось несколько росписей. Так получилось, что одна находится напротив главного входа. Дивной красоты образ! А если представить, что так был расписан весь храм!?
-3

Таких удивительных церквей осталось очень мало. Невозможно оторвать взгляд от шлемовидного купола, который просто потрясающе совершенен своими пропорциями, поражающими величием, необычайной красотой.

И только через 80 лет началось его окончательно восстановление. Нельзя не сказать о главной "виновнице" его возрождения.

Родилась Наталья Козлова (Скопинская) в семье 9 детей, где она была последней. О благочестии ее родителей может сказать то, что одна из сестер Наталии, Матрона, приняла монашеский постриг.

Сама же Наталия вышла замуж за Степана, жили они трудом и молитвой. Родили 8 детей, имели надел земли, домашнюю скотину и все необходимое для трудов.

На 9 -ти сотках сажали все, что только могли: рожь, овес пшеницу. Дети все помогали, отец был мастер на все руки, а зимой ездил на заработки в Москву стекольничать.

"Отец с братьями построили в Чуриках дом с оцинкованной крышей, просторной горницей. В красном углу под иконами всегда горела лампада…" - вспомнит дочь Мария.

Наталья была грамотной, образованной, несмотря на сельскую жизнь. Она не была темным и невежественным человеком, сначала была назначена казначеем, а позже церковной старостой.

Через некоторое время ее наградили почетной грамотой епископа Скопинского Игнатия (Садковского).

Семья была верующей, а значит вне партии и колхоза. Беда коснулась в то время всех, семья Козловых - не исключение. Смерть отняла мужа, а "враги" - лошадь.

Степан был против того, чтобы сносили храм, за что и был убит по дороге в район. Наталия Ивановна осталась с 4- мя несовершеннолетними детьми. Но даже это не смутило Наталью, ее спрашивали: "А если и тебя возьмут?", она отвечала : "На все воля Божия". "А как же мы? - плакали дети. И им она также спокойно отвечала: "Господь вас не оставит".

Словом она не побоялась, не смотря ни на что занять активную позицию в деле Православной Церкви.

-4