Одним из постоянных мучителей Израиля был Египет. Поэтому кажется вполне оправданным, что этой мировой державе посвящён такой большой раздел Писания (гл. 29—32).
О Египте изречено шесть датированных пророчеств плюс одно недатированное, всего семь (полное, совершенное пророчество о гибели).
(1) Первое пророчество было “в десятом году, в десятом месяце” (ст. 1) — в январе 587 г. до н.э., то есть почти точно через год после начала осады Иерусалима (24:1), за семь месяцев до падения Иерусалима и за тринадцать месяцев до датированного прорицания о Тире. В книге Иезекииля оно идёт после прорицания о Тире, потому что хронологически поражение Тира произошло до завоевания Египта Навуходоносором.
(2) Дата второго пророчества (29:17) — двадцать седьмой год, первый месяц, первый день месяца. Она указывает на время через двадцать семь лет после депортации Иехонии в 598 г. до н.э. (апрель 571 г., самая последняя дата прорицаний в книге Иезекииля).
(3) Пророчество без указания даты приведено в 30:1-19.
(4) Третье датированное пророчество (30:20) было в седьмой день первого месяца одиннадцатого года (апрель 587 г.) — время разрушения Иерусалима.
(5) Четвёртое датированное пророчество (31:1) было в первый день третьего месяца одиннадцатого года (июнь 587 г.).
(6) Пятое датированное пророчество (32:1) было в первый день двенадцатого месяца двенадцатого года (март 585 г.).
(7) Шестое датированное пророчество (32:17) было в пятнадцатый день двенадцатого года (март 585 г.).
Прорицания о Египте впечатляют своей суровостью. Будучи мировой державой, он притеснял Израиль в оскорбительной и злонамеренной форме. Он всячески старался использовать крошечное еврейское государство в своих интересах. Когда Израиль вступил в союз с Египтом, последний не ответил на призыв о помощи в войне против Вавилона. Как и Тир, Египет был исполнен гордости. Кроме того, он был бессовестным, часто давая обещания, которые и не думал исполнять. Израиль был всего лишь пешкой в его руках, иногда козырной картой, но никогда — настоящим другом. Божьи пророки неустанно предупреждали Израиль о тщетности заключения союзов с Египтом. На него нельзя было положиться. Только Бог был неизменным помощником в трудные времена, но народ всё равно не видел Его силы. Как неверная жена (см. 16:26), Израиль искал связи с Египтом. Это оказалось для него губительным как в религии, так и в политике. Господь прогневался на Египет за то, что тот не исполнял своих обязательств. Поэтому, как провозглашалось в этих ярких главах, Египет должен быть наказан. В том, что он будет наказан “маленьким богом” маленького, незначительного государства Израиль, звучит явная ирония! Джон Тейлор пишет:
“Иезекииль, однако, изо всех сил старался внушить следующее: последнее слово в судьбе Израиля будет не за ними, а за Богом — и Богом Израиля! И даже более того: он указывал, что в руках Бога Израиля судьба даже таких великих держав, как Египет. Яхве владычествует надо всем. Ситуация на самом деле была как раз обратна тому, что виделось на поверхности. Светскому историку Израиль представлялся карликом, затерянным среди могущественных соседей; но религиозный комментатор, пророк, видел, что великие царства крепко держал в Своей руке могущественный Бог маленького Израиля. Христианскому меньшинству не трудно извлечь из этого урок”.
ГРЕХИ ЕГИПТА
“В десятом году, в десятом месяце, в двенадцатый день месяца, было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Обрати лицо твоё к фараону, царю египетскому, и изреки пророчество на него и на весь Египет. Говори и скажи — так говорит Господь Бог: Вот Я — на тебя, фараон, царь египетский, большой крокодил, который, лёжа среди рек своих, говорит: ‘Моя река, и я создал её для себя’. Но Я вложу крюк в челюсти твои, и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всей рыбой рек твоих, прилипшей к чешуе твоей; и брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих; ты упадёшь на открытое поле, не уберут и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным. И узнают все обитатели Египта, что Я Господь, потому что они дому Израилеву были подпорой тростниковой. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и всё плечо исколол им; и когда они оперлись на тебя, ты сломился и изранил все чресла им. Поэтому так говорит Господь Бог: Вот Я наведу на тебя меч и истреблю у тебя людей и скот. И сделается земля египетская пустыней и степью; и узнают, что Я Господь. Так как он говорит: ‘Моя река, и я создал её’. То вот Я — на реки твои, и сделаю землю египетскую пустыней из пустынь — от Мигдола до Сиены, до самого предела Эфиопии. Не будет проходить по ней нога человеческая, и нога скотов не будет проходить по ней, и не будут обитать на ней сорок лет. И сделаю землю египетскую пустыней среди земель опустошённых, и города её среди опустелых городов будут пустыми сорок лет, и рассею египтян по народам, и развею их по землям. Ибо так говорит Господь Бог: По окончании сорока лет Я соберу египтян из народов, между которыми они будут рассеяны, и возвращу плен Египта, и обратно приведу их в землю Пафрос, в землю происхождения их, и там они будут царством слабым. Оно будет слабее других царств и не будет более возноситься над народами; Я умалю их, чтобы они не господствовали над народами. И не будут впредь дому Израилеву опорой, припоминающей беззаконие их, когда они обращались к нему. И узнают, что Я Господь Бог»” (Иез. 29:1-16).
Стих 1. Это пророчество было Иезекиилю в десятый год царствования Седекии (в январе 587 г. до н.э.), приблизительно за семь месяцев до падения Иерусалима (через год после начала его осады). После десятого года царствования Седекии пророк в разное время изрёк несколько пророчеств о Египте. Они объединены вместе, хотя первое датировано временем более ранним, чем прорицание о Тире в 26:1.
Стих 2. Божья весть была следующей: “Обрати лицо твоё к фараону, царю египетскому”. Это был фараон Вафрий (см. Иер. 37:7; 44:30), четвёртый царь двадцать шестой династии. Он царствовал с 589(8) по 570(69) г. до н.э. Седекия обратился к нему за помощью, но Египет не оказал ему содействия (см. ст. 6, 7). Однако этот единичный поступок едва ли даёт основание для такого развёрнутого порицания и осуждения Египта. Более вероятно, этот суд стал кульминацией многолетней враждебности Египта по отношению к Израилю.
Стих 3. “Большой крокодил, который лежит среди рек своих” — это фараон. Это он сравнивается с “большим крокодилом”, притаившимся в “реках”. Великой рекой Египта был Нил. Слово, переведённое “крокодил” (“чудовище”; Современный Перевод), — таннин. Оно часто встречается в Ветхом Завете и может также переводится словами “змей” или “дракон”. По аналогии, таннин может относиться к словам “левиафан” или “раав” (см. Ис. 27:1; 51:9). “Крокодил” представлен как страшное чудище, но его сила не сравнится с Господней. Рональд Джиз мл. пишет:
“В Иез. 32:2 этот [глагол] находится в третьей из четырёх строк, прославляющих фараона как чудовище таннин... В этом отрывке, как и в 29:3, где фараон также назван таннин, насмешка состоит в лишении таннин источника его силы, воды. В воде он силён: он демонстрирует свою власть, взбивая воду, и смеётся над Яхве, создавая хаос (в большой степени это отсутствие чётких границ земли). Вытащенный из воды, он бессилен и не может причинить вреда окружающей среде — наоборот, окружающая среда вредна ему (его иссушило солнце и съели звери)”.
В своём высокомерии фараон считал, что сам создал реку Нил и затем сделал её своим домом. “Я создал её для себя”, — заявлял он. Как и князь тирский, фараон считал себя выше человека, творцом силы и производительности Египта. Высокое положение, которое в то время занимала его страна в мире, было обязано — по его собственной оценке — его исключительным способностям.
Стих 4. В то время как фараон считал себя непобедимым царём рек, Бог был намерен доказать, что Он сильнее, вытащив его крюком. Рыбы, прилепившиеся к чешуе, символизируют малые народы и наёмников, которые искали у Египта защиты и поддержки. Они тоже испытают на себе Божий суд.
Стих 5. Как вытащенная из воды рыба, фараон будет лишён удобств Нила и не сможет выжить. Бог отдаст этого могущественного правителя на съедение зверям и птицам. Крокодила, как правило, подцепляли крюками и вытаскивали на сухую землю, где его можно было убить (Геродот, История, 2.70; Диодор, Диодор Сицилийский, 1.35). У египтян был крокодилий бог Себек, считавшийся покровителем всех рек Египта. Этот бог был иногда связан с богом солнца Ра (очевидно, в Писаниях называемым “раав”; то же слово, таннин, употреблено в Пс. 73:13 и Ис. 51:9).
Стих 6. “Они дому Израилеву были подпорой тростниковой”, — говорит Бог. Теперь используется вторая подходящая метафора для Египта — “тростниковая страна”. Египет — это сломанный “тростник”, подводивший всех, кто уповал на него. Слова рабсака Езекии (Ис. 36:6; 4 Цар. 18:21) наводят на мысль, что подобная характеристика стала чуть ли не поговоркой. Несколько случаев могут составить репутацию ненадёжности, и Египет вполне заслуживал такой репутации.
Стих 7. “Когда они оперлись на тебя, ты сломился”. Когда вавилоняне напали на Иерусалим, Седекия обратился к фараону Вафрию за помощью. Хотя мало что известно о сопутствовавших этому событиях, Вафрий, видимо, оказался плохим помощником — он только поспособствовал временному снятию осады Иерусалима (см. Иер. 37:7). Как уже отмечалось, Навуходоносор вернулся, чтобы завершить разрушение Иерусалима, а Египта уже и след простыл. Он не помог; он “сломился”, когда Божий народ оперся на него. Конечно, Израилю вообще не надо было опираться на Египет!
Стихи 8, 9. Фраза “Поэтому так говорит Господь Бог” (ст. 8) чрезвычайно важна. Египет не чувствовал необходимости утруждать себя таким маленьким государством, как Израиль. Зачем ставить под угрозу безопасность своей страны ради такого народа? Однако теперь всемогущий Бог этого народа ясно изрекает суд над ним: “Вот Я наведу на тебя меч и истреблю у тебя людей и скот. И сделается земля египетская пустыней и степью”. Трудно не понять смысла этих пророчеств.
Стих 10. Фараон говорил: “Моя река, и я создал её” (ст. 9; см. ст. 3). Это заявление показывает надменность страны, что дало основание для Божьих слов “вот Я — на [тебя]” (ст. 10). Эта фраза часто повторяется в Божьих судах. Он изрекал её на Иерусалим (21:3), Тир (26:3) и Сидон (28:22). То же самое Он говорил, обращаясь к лжепророкам в 13:8. Близка к ней по смыслу фраза “Я простру руку Мою на тебя” (25:7; см. ст. 13, 16). Наказание Египта будет полным и широкоохватным: от Мигдола (в дельте реки) до Сиены (современный Асуан, напротив острова Элефантин, на восточном берегу, близ первого порога), до предела Эфиопии на юге.
Стихи 11, 12. В отличие от предыдущих пророчеств о народах, эти Божьи слова не говорят о вечной гибели Египта. Его наказание будет относительно коротким, но достаточно продолжительным, чтобы доказать истинность Господнего слова. Бог заявляет, что в Египте “не будут обитать... сорок лет” (ст. 11), напоминая нам о продолжительности изгнания Иудеи в 4:6. Попытки установить точный период, когда Египет был пустыней (ст. 12), оказались тщетными — главным образом, по причине почти полного отсутствия исторических сведений. К тому же возможно, что это число употреблено символически и не призвано означать буквальные сорок лет. Ральф Александр пишет:
“Если Египет был завоёван вавилонянами около 568 г. до н.э., как вытекает из летописей вавилонских царей, тогда сорокалетнее «пленение» Египта должно было закончиться при персах. Поскольку нам известно, что персы возвратили многие народы, переселённые вавилонянами, на их земли, то это вполне могло иметь место. Данные по египетской и вавилонской истории этого периода почти полностью отсутствуют. Кроме того, цари древнего Ближнего Востока обычно не признавали поражений. Так что только потому, что в древней истории нет прямого указания на это рассеяние, нельзя говорить, что его не было. Божье слово достойно большего доверия, чем наши предположения или неведение”.
Стихи 13, 14. Бог пообещал, что наказание Египта будет иметь конец — завершится по окончании сорока лет (ст. 13). Тогда Бог позволит этому народу вернуться в свою землю, но только в определённые границы — в землю Пафрос (ст. 14). “Пафрос” — это северная часть Египта. По возвращении они смогут править только этой небольшой территорией. Предыдущие владения Египта были обширными, но после Божьего суда такого больше не будет. Через сорок лет они вернутся, но будут слабым царством. Время подтвердило точность этого пророчества. Библейские и исторические хроники свидетельствуют о величии Египта в веках до Иезекииля. Теперь, спустя тысячелетия, мы видим, что Египет так больше и не восстановил свой статус. Он остаётся “слабым царством” по сравнению с его былым величием.
Стихи 15, 16. Египетские правители, может быть, и попытаются вернуть своё превосходство, но Бог не позволит им преуспеть в этом. Он обещал умалить их (ст. 15), чтобы они больше не господствовали. Кроме того, судьба Египта послужит, в первую очередь, напоминанием Израилю об их собственном беззаконии, когда они обращались к Египту за помощью (ст. 16). Очевидно, это означает, что, когда израильтяне увидят, каким маленьким и незначительным стало Египетское царство, они вспомнят Божье слово и своё глупое стремление к союзу с Египтом.
ЕГИПЕТ СТАНОВИТСЯ КОМПЕНСАЦИЕЙ ВАВИЛОНУ
“В двадцать седьмом году, в первом месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Навуходоносор, царь вавилонский, утомил своё войско большими работами при Тире — все головы оплешивели и все плечи стёрты, а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы, которые он произвёл против него. Поэтому так говорит Господь Бог: Вот, Я Навуходоносору, царю вавилонскому, даю землю египетскую, чтобы он обобрал богатство её, и произвёл грабёж в ней, и ограбил награбленное ею. И это будет вознаграждением войску его. В награду за дело, которое он произвёл в нём, Я отдаю ему землю египетскую, потому что они делали это для Меня, — сказал Господь Бог. — В тот день возвращу рог дому Израилеву и тебе открою уста среди них. И узнают, что Я Господь»” (Иез. 29:17-21).
Стих 17. “В двадцать седьмом году” — то есть в апреле 571 г. до н.э.; это легко определяемая последняя дата пророчества в книге. Однако здесь она уместна потому, что связывает описание Египта (о котором только что было пророчество) с работой Навуходоносора.
Стих 18. Согласно Иосифу Флавию, Навуходоносор стоял под стенами Тира тринадцать лет. История свидетельствует, что фараон Вафрий и Ефваал II Тирский образовали союз, которым и объясняется такая продолжительная осада (Иосиф Флавий, Иудейские древности 10.11.1; Против Апиона, 1:21). (Может быть, Тир получал помощь от Египта, в которой Израилю было отказано). Когда Навуходоносору, наконец, удалось проломить укреплённые стены города на материке и добиться капитуляции (в 574[3] г. до н.э.), все ценности уже давно были переправлены в крепость на острове или вывезены египетскими кораблями. Вавилонские воины так старались ради сокровищ материкового города. Военные трофеи должны были стать платой за их тяжёлый труд при завоевании города. Бог сказал Иезекиилю, что за время осады “все головы оплешивели и все плечи [были] стёрты”. Шлемы и тяжести (которые приходилось таскать при строительстве осадных башен и стенобитных орудий) в кровь растирали кожу вавилонских воинов.
Стихи 19, 20. То, что делал Навуходоносор, было для Бога (ст. 20). Так как тринадцать лет борьбы с Тиром не принесли достаточной компенсации, Бог наградит вавилонян богатством из сокровищниц Египта. Тейлор пишет:
“Фактически, вавилонские экспедиционные войска напали на Египет только после этого прорицания (ок. 568-567 г. до н.э.), и мы не располагаем письменными данными того времени относительно степени их успеха, потому что вавилонские сообщения об этой кампании оказались сильно попорченными. Ахмоз II (Амасис), который в 571 г. занял место фараона Вафрия, вынужден был подписать мирный договор захватчиков, и потому мы можем предположить, что Навуходоносор получил средства для выплаты жалованья своим войскам, как и пророчествовал Иезекииль. Иеремия тоже предсказывал кампанию Навуходоносора” (см. Иер. 43:8-13; 46:1-25).
При сопоставлении этих стихов с пророчеством главы 26 возникают вопросы. В главе 26 предсказывалось, что Навуходоносору удастся захватить Тир. Это заставляет некоторых утверждать, что в предыдущем предсказании Иезекииль ошибся и теперь пытался исправить ошибку. История подтверждает успех кампании вавилонских воинов против Тира. Всё, что, по словам Иезекииля, сделает Навуходоносор, исполнилось в точном соответствии с пророчеством. Ничто в пророчестве, касавшееся непосредственно самого Навуходоносора (26:711), не указывает на то, что завоеватель уйдёт из Тира с огромным богатством. Этой чести удостоился Александр Македонский, исполнивший ту часть пророчества, которая была связана с ним (начиная в 26:12).
Слова Иезекииля были тщательно подобраны для точного описания обеих осад. Ничто в главе 26 не противоречит сказанному в 29:17-20. Александр пишет:
“Хотя в представлении некоторых этот отрывок демонстрирует неполное исполнение пророчеств Иезекииля о Тире, такая позиция основывается на умолчании. Напротив, эти стихи демонстрируют, что Бог, как и обещал, в точности исполнил Своё слово о Тире с помощью Вавилона. Писания не требуют полного его исполнения во время одной только этой осады”.
Теперь обратимся к датам. Если Египет пал в 568 г. до н.э., тогда как объяснить предсказанные сорок лет изгнания? В таком случае мы получаем возвращение египтян в Пафрос в 528 г., почти через восемь лет после указа Кира, позволявшего изгнанникам вернуться домой. Этому можно дать несколько объяснений.
(1) Как в этой книге, так и в исторических памятниках установить точные даты не представляется возможным. Например, если взять “двадцать седьмой год” (29:17) и соотнести его с годами царствования Навуходоносора (начавшегося в 605 г. до н.э.), то датой пророчества будет 578 г., и тогда, значит, речь будет идти о более раннем захвате Египта (и депортации египтян) Навуходоносором. Согласно Иосифу Флавию, Навуходоносор завоевал Египет через пять лет после разрушения Иерусалима, то есть около 582 г. до н.э. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 10.9.5-7). В таком случае сорок лет приводят нас к 537(6) г. до н.э. — как раз к концу халдейского господства над Египтом (и Израилем).
(2) История свидетельствует, что египетские фараоны сохраняли ограниченную власть в следующие периоды: Вафрий (Априй/Хофра) с 589(8) по 570 (69) г. до н.э. и Амасис (Ахмоз II) с 570(69) по 527(6) г. до н.э. Вполне можно допустить, что значительное число изгнанников вернулось в Египет в конце правления Амасиса (около 527[6] г.).
(3) Согласно книгам Ездры и Неемии, не все иудеи вернулись в Израиль, когда в первый раз получили на это разрешение. Не исключено, что и египтяне оставались в разбросанных землях Халдеи до 528 г. до н.э., то есть, как уже говорилось выше, ещё восемь лет после повеления Кира отпустить всех пленников. Некоторые иудеи вернулись в Иерусалим не ранее 445 г. до н.э. — через девяносто один год после разрешения иудеям беспрепятственно вернуться домой!
Стих 21. В библейской терминологии рог является символом власти и силы, а в некоторых случаях — правителя (см. 1 Цар. 2:1; 3 Цар. 22:11; Иер. 48:25). Таким образом, этот стих указывает на то, что придёт время, когда Бог уже не будет возвеличивать врагов Своего народа, а восстановит силу дому Израилеву. Но что значит в тот день? Относительно этого “дня” возможны два логических объяснения.
(1) Тот день, когда Навуходоносор смирит Египет. Если это так, тогда сам Навуходоносор будет тем “рогом”, который Бог воздвигнет Израилю. Это будет означать, что Он использует его, чтобы разбить врагов Израиля (Тир, Аммон и Египет), как использовал для того, чтобы смирить Израиль. Александр пишет:
“Завоевание Египта Вавилоном Бог использовал для того, чтобы укрепить и ободрить Израиль в изгнании (ст. 21). Фразу «возвращу рог» можно понять, если знать два аспекта символического значения рога: (1) сила и (2) вождь или правитель. Некоторые из-за Пс. 131:17 думают, что здесь «рог» означает Мессию. Однако контекст Иез. 29 говорит не в пользу мессианского толкования. В этой главе говорится о суде над Египтом и утверждается, что во время нашествия Навуходоносора Бог воздвигнет «рог» Израилю. Ни Мессия, ни какой-либо другой правитель не наблюдался в Израиле около 586 г. до н.э. Символ этот должен означать силу и поддержку, которую получит Израиль, когда увидит верность Бога в исполнении суда над его врагом, Египтом, провозглашённого в обоих этих пророчествах и в завете с Авраамом” (Быт. 12:3).
(2) Тот день, когда персидский царь Кир издал указ о возвращении пленников домой (538 г. до н.э.). Тогда Кир становится тем “рогом”, или той силой, которую Бог воздвигнет Израилю. В Езд. 1:2 сказано: “Так говорит Кир, царь персидский: «Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее»”.