Найти тему
СВОЛО

Ну как это назвать? Крохоборством?

Я занимаюсь разработкой своего, пардон, открытия, что в подсознательном идеале (наверно, прекрасной революции) у футуристов была подсознательная часть – революции этой изъяны, из-за которых революцию славить приходилось, как бы прикусив губу до боли: натуро- и правилокорёжением.

Так разработка этой идеи состоит в том, что корёжение было от подсознательного идеала, не данного сознанию, а при этом сознание заставляло автора работать на власть победившей революции этой реальной, с какими бы изъянами она ни была.

Одним из актов такого сознания-приспособленца был журнал «Вещь», издававшийся в Берлине. Одной из статей в этом журнале была «Русская поэзия» в качестве взгляда со стороны. Это был перевод, мол, письма французского поэта Жана Сало, а на самом деле – сочинением Эренбурга. И он описывает этот осознаваемый процесс приспособленчества, как поправение футуризма. И приводит примеры, с одним из которых я хочу поспорить.

«Ломая метр [писание стиховой строки лесенкой], мы не создаём новой ритмики, повторив классическую ошибку иконоборцев или лютеран. У вас смута длилась недолго, и быстро от отрицания мёртвых законов [того же писания строки стиха строкой]вы пришли к утверждению постоянного закона поэтического ремесла. Благодаря этому внешне ваша поэзия производит известное впечатление капитуляции, как говорится, в ваших журналах «поправения». Это напоминает теперешнюю экономическую эволюцию России [НЭП].

Но позвольте мне это явление приветствовать. У нас о живом искусстве говорят не левое {gauche}, но авант-гардное {avant-garde}. Ведь существенна не та или иная радикальная, рассудочная прямолинейность, а смелое выявление требований данной эпохи.

[То есть приспособленчество к тем, кто в силе в этот день.

Не говорю уж о том, что натуро- и правилокорёжение, есть не рассудочная прямолинейность, а есть подсознательное выражение изъянов революции и Прогресса.]

Не Бабеф, но Наполеон сыграл решающую роль в развитии Франции и Европы XIX века. «Поправение» новой русской поэзии безусловно. Оно идёт резким темпом. Стоит сравнить не только «Трагедию» Маяковского с «Мистерией Буффом» (5 лет)…» (https://www.togdazine.ru/article/1263).

Во-первых, мелочь: никакого отказа от разбивания стихотворной строки в «Мистерии-Буфф» нету.

Во-вторых, и там, и там Маяковский против революции. В 1913-м, в «Трагедии» у него к ней претензия, что она не возобновляется (см. тут). В 1918-м, в «Мистерии-Буфф» у него претензия, что нет даже в перспективе приоритета самоуправления (см. тут).

Как был Маяковский против революции, так и остался – никакого «поправения».

1 августа 2023 г.