Найти тему
Евгений Барханов

Смейтесь, гороховые шуты! Ледяные слезы на глазах

Не думайте, что в них заговорила совесть. Нет, их растрогал наш мороз.

Илья Григорьевич Эренбург, писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда".
Илья Григорьевич Эренбург, писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда".

Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 9 декабря 1941 г., вторник:

Ледяные слезы

Немецкое радио передает каждый день с фронта описание солдатской жизни. Этим заняты «РК» — «роты пропаганды». Обычно в таких передачах — бодрые монологи: образцовых эс-эсовцев: «Пришли, увидели, победили». Но вчера в передаче с немецкого фронта послышались правдивые слова. Они были посвящены русскому морозу:

«Дует леденящий ветер. Он как бы за-одно с нашими врагами. Из глаз невольно текут слезы. Преглупая картина! Мы вытираем глаза и говорим, что мороз нам не страшен.

Если башмаки не слишком тесны, мы надеваем по две пары носков и кроме того заворачиваем ноги в газету. Но все же ноги коченеют»...

-2

Может быть, в ближайшие дни передачи «РК» сообщат нам о состоянии передних конечностей немцев, их ушей и носов.

За спокойным голосом диктора чувствуется дрожь: сидят и лязгают зубами победители всего мира с отмороженными лапами, сидят и плачут — плачут не от чувств — какие могут быть чувства у этих зверей? — Нет, плачут от мороза. Воистину, «преглупая картина»!

С завистью смотрят немецкие пленные на русские валенки. Они спрашивают: «Что это?..» По-немецки даже нет такого слова. Русский с детства приучен к русским морозам. Русский дом, русская одежда рассчитаны на суровую зиму. А немцам это внове. Они сидят при тридцати градусах в тесных башмаках. Сидят и плачут. Плачут убийцы русских детей, плачут, как девчонки. Не думайте, что в них заговорила совесть. Нет, их растрогал наш мороз.

Это только начало. Итальянцы под Ростовом уже не выдержали. Итальянцы мрут, как мухи, от первых холодов. Немцы покрепче. Немцы еще куражутся. Они пробуют отшучиваться. Но ненадолго их хватит.

Зима перешла в наступление. Движется северный ветер — он несется, как танковая колонна. Метель слепит людей. Это русская зима идет на захватчиков.

Замёрзшие заживо немцы
Замёрзшие заживо немцы

Смейтесь, гороховые шуты! Плачьте убийцы! Приползли к нам? Получайте! (Илья ЭРЕНБУРГ).

-4

Исторические артефакты дают узнать, что немецкие солдаты постоянно замерзали на передовой: «Ежедневно в дивизии происходит до 10 случаев обморожения». В отчете 3-й мотопехотной дивизии от 31 декабря 1941 года говорится, что советские солдаты защищаются от морозов с помощью зимней обуви: «Русские валенки должны быть приобретены всеми способами».

«Немецкая зимняя одежда уступает одежде русского солдата; несмотря на самые большие трудности с размещением, русские лучше переносят холод», — отмечается в донесении. В опубликованных документах говорится, что солдаты сильно утомлены, так как смена частей не производится. Потери на каждую дивизию без боя составляют 50-80 человек, 50 процентов — по причине обморожения.

В условиях низкой температуры и дефицита топлива страдала и техника: «Ввиду нехватки лишь 200 литров пришлось, например, уничтожить 15 моторизованных повозок и 30 мотоциклов». Уточняется, что немцы не глушили двигатели машин, чтобы топливо не замерзало, башни танков от сильного мороза не поворачивались.

«Надеясь, что Красная Армия находится на грани краха, войска снабжались только боеприпасами и продовольствием, поскольку эффективность тылового снабжения была недостаточной».

Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1941 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.