Найти тему

Павел Северинец: Хорошкола – это школа без оценок

В этом году исполняется 10 лет знаменитой московской Хорошколе – частной школе, ставшей известной благодаря своей неординарной образовательной программе, построенной на раскрытии потенциала своих воспитанников. Надеемся, что в августе 2023 года удастся организовать экскурсию в Хорошколу для директоров школ Калужской области. Обсудили работу школы с её директором Павлом Александровичем Северинцем.

Как появилось название Хорошкола?

Название школы сразу привлекает внимание. Это географическая привязка – школа находится в прекрасном московском районе «Хорошёво-Мнёвники». Название района подчеркивает первую часть названия школы. Есть и вторая составляющая названия. Ребятам в школе должно быть хорошо, интересно, увлекательно, ярко. Школьная жизнь должна быть насыщенной, должна позволить ученику овладеть теми навыками и умениями, которые пригодятся ему в жизни. Таким образом, название состоит из двух частей: территориальной и атмосферной. Всё должно быть хорошо.

Павел Северинец
Павел Северинец

В Калужской области школы, как правило, состоят из одного-двух корпусов. Какова в этом плане структура Хорошколы?

Школа рождалась в 2013 году как маленькая история детского сада и прогимназии для начальных классов на улице Маршала Тухачевского. Этот первый исторический корпус находится в километре от того места, где сейчас располагается школа. В историческом здании размещён детский сад, а сейчас там идёт реконструкция, чтобы 1 сентября этого года открыть двери только для дошкольников. Основному зданию гимназии скоро исполнится шесть лет. В нём обучаются 5-11 классы. Именно это здание на улице Народного Ополчения чаще всего вспоминают, когда разговор заходит о Хорошколе, потому там есть яркие запоминающиеся пространства: огромный светлый атриум, в котором растут деревья. Наше третье здание открылось 1 сентября 2022 года, и в нём учатся ребята начальной школы – это прогимназия. Здания основной и начальной школы соединены подземным переходом, поэтому у нас есть возможность попадать друг к другу в гости, минуя улицу. Этот переход получил название «минус первый этаж». Всего в Хорошколе обучаются более тысячи детей. По московским меркам это небольшой образовательный комплекс, но если посмотреть на негосударственные организации, то школа имеет большой масштаб и большие традиции.

В калужской школе №14 миссия построена на том, что в школе все настоящие – побеждают, совершают ошибки. Какая образовательная миссия у Хорошколы?

Создание уникальной среды, позволяющей раскрыть потенциал школьника, а также делающей всё, чтобы он добился тех целей, которые ставит перед собой в течение всей жизни. Это, конечно, история про «учись учиться», «открывай для себя новое». Уникальная образовательная среда в школе является залогом таких принципов.

В ноябре 2022 года в Калугу приезжала команда из московской школы «Летово». Участники встречи спрашивали коллег о наличии в школе антибуллинговой хартии. Есть ли у вас что-то подобное?

Наша антибуллинговая хартия была разработана в прошлом году. Это документ, содержание которого основано на международном опыте. Комплекс антибуллинговых мер в целом пришел к нам из зарубежного образования. Документ разрабатывается при активном участии детей, но соблюдается при этом не только детьми, но и взрослыми. Мы обращаемся к этому своду правил во время возникновения спорных или конфликтных ситуаций. В Хорошколе есть психологи, социальные педагоги, тьюторы, которые пользуются алгоритмами хартии.

В повседневных разговорах Хорошколу иногда называют «школой Грефа». Какую роль в жизни школы играет Герман Греф?

Учредителем школы выступает Яна Греф - супруга Германа Оскаровича. Яна Владимировна активно включена в учебный процесс, организацию школьной жизни, помогает нам советами. Мы за это ей очень благодарны, потому что не всегда можно встретить такую глубокую вовлеченность в педагогические процессы. Герман Оскарович помогает как научный руководитель и глава Наблюдательного совета школы. Он принимает участие в разработке всех стратегических документов. В октябре прошлого года Герман Греф приехал в школу и лично поддержал коллектив в непростой исторический момент для всей страны. Это была потрясающая встреча, после которой люди выходили вдохновленными на работу. Герман Греф делится с нами актуальными образовательными трендами, советует педагогическую и управленческую литературу.

Герман Греф известен созданием знаменитой «Библиотеки Сбербанка» - зеленые книжки в мягкой обложке стали классикой литературы нон-фикшн. Есть ещё книга «Слон на танцполе» о начале работы Сбербанка при Германе Грефе. Какие книги из «Библиотеки Сбербанка» вас вдохновляют?

У каждого сотрудника Хорошколы есть подписка на «Библиотеку Сбербанка». Первый том этой библиотеки является фундаментальной книгой – это «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Мне нравится книга «Прыгни выше головы» Маршалла Голдсмита, хотя в оригинале её название звучит иначе. У этой книги интересный смысл. Она о том, как ты оказался здесь и почему не окажешься в другом месте. Книга заставляет задуматься и проанализировать тот опыт, который ты имеешь. Ещё запомнилась книга «Действуй как лидер, думай как лидер» Эрминия Ибарра.

Павел Северинец в Хорошколе
Павел Северинец в Хорошколе

О каких образовательных трендах рассказывает Герман Греф?

Мы все отвечаем на вопрос про СhatGPT, про влияние искусственного интеллекта на образование. Как мы изменим свою образовательную программу для того, чтобы наши ребята умели пользоваться искусственным интеллектом, но при этом сохраняли ценности получения знаний и умения с ними работать.

А есть ли в Хорошколе летний пришкольный лагерь – знаменитые летние «площадки»?

У нас много летних программ, связанных с развитием «мягких навыков»: театральное искусство, публичные выступления, финансовая грамотность. Это не лагерь, а дневные учебные сессии по конкретному направлению.

Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»
Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»

Некоторые родители считают, что финансовую грамотность не нужно специально изучать в школе, так как её основы человек постигает в течение жизни. Как вы считаете, почему нужно изучать финансовую грамотность?

Нас в детстве никто не готовил к этому вопросу. Вряд ли мы можем сказать, что хорошо умеем управлять собственными финансами. Текущая закредитованность населения только подтверждает этот тезис. Просто ужасаешься статистике кредитов, которые берут граждане, а также уровню доходов, который эти кредиты забирают. Есть еще феномен микрокредитных организаций, привлекающих, на первый взгляд, небольшими процентами, но мы знаем, что эти проценты могут приводить к катастрофическим последствиям, когда человек отвечает своим имуществом. Наши родители редко меняли работу, у них редко менялся уровень заработной платы, они не покупали акций, не делали вклады в банках. В сегодняшнем мире все эти возможности есть, а наше незнание мешает нам грамотно пользоваться этими возможностями. Мы постоянно слышим о мошенничестве, обманах, хищениях средств. Современному человеку важно понимать, что не бывает дешевых и «бесплатных» денег. В условия рыночной экономики гражданин обязан понимать, что банковский сектор может быть как благом, так и разорением всего домохозяйства.

Как попасть в Хорошколу?

Количество желающих попасть в Хорошколу превышает объем наших возможностей, поэтому у нас конкурс. Нужно пройти собеседование по математике и русскому языку. Мы не ставим себе задачи брать исключительно олимпиадников и отличников. Также мы смотрим уровень иностранного языка, чтобы определить ребёнка в группу обучения иностранному языку. У нас даже есть группа с носителями языка, несмотря на все современные сложности. Мы стараемся постоянно расширяться и открывать новые места. В нашей школе по шесть классов в параллелях, где в каждом классе примерно по 16 человек.

Коллегам из школы «Летово» задавали вопрос о стоимости обучения. Оказалось, что в «Летово» нети фиксированной стоимости обучения, а окончательная сумма связана с доходом семьи, что дает теоретическую возможность учиться бесплатно. Какая структура оплаты обучения работает в Хорошколе?

У нас есть достаточно внушительная фиксированная стоимость обучения, которая прописывается в договоре, но мы создали большую линейку скидок, направленную на многодетные семьи, достижения учеников (конкурс «Хорошкольник года», фестиваль проектных работ «Что я натворил», спортивные конкурсы). В связи с этим у нас практически нет семей, обучающихся за полную стоимость.

Хорошкола – это школа полного дня?

Да, учебный день мы заканчиваем в 19.00. Я не уверен, что такой формат нужен во всех школах, да и у нас не все дети учатся по такому графику. Запросы у семей всегда разные, но школа должна иметь возможность удовлетворить запрос на школу полного дня: клубы, курсы по выбору, дополнительное образование.

В Хорошколе нет звонков, домашних заданий, вызовов к доске. Как вам это помогает?

Наше обучение построено на электронной платформе, поэтому еще нет тяжелых рюкзаков с учебниками. У каждого школьника есть электронный планшет с электронными учебниками. Планшет мы предоставляем, но иногда родители приносят свои гаджеты.

Есть ли в Хорошколе электронный журнал?

Такой журнал мы используем для фиксации опозданий и проставления итоговой аттестации. Текущих оценок у нас нет. Более того, в начале учебного года ребята сами проставляют себе уровень освоения предмета от 1 до 4.

В Хорошколе есть киноклуб, где смотрите и обсуждаете фильмы. Недавно вы организовывали выставку, посвященную Владимиру Высоцкому. В чём феномен Высоцкого?

Яркий, творческий, необычный, интересный человек. Можно сказать, что он бунтарь, но Высоцкий принимал правила, умел договариваться. Поражает глубина чувств, которые он проживал на сцене. Ещё у нас есть медиацентр, а совместно с Высшей школой экономики мы запускаем направление креативных индустрий. Медиацентр нужно масштабировать в предпрофильную подготовку. В школе есть профильные направления: инженерные, IT, медиа, арт-медиа, естественнонаучные, филологические, социально-экономические. Для этой работы у нас есть договоренности с вузами.

Пространства Хорошколы
Пространства Хорошколы

Как попасть в Хорошколу учителю?

Мы должны совпадать с педагогами в понимании философии образования. К этому мы очень внимательно относимся. В нашей школе много педагогов из программы «Учитель для России». Во-первых, у этих педагогов базовое непедагогическое образование, то есть они имеют глубокие профессиональные знания. Во-вторых, мы выстраиваем партнерские отношения с учениками, а это хорошо получается у ребят из программы «Учитель для России». После собеседования мы всегда просим дать пробный урок, где смотрим уровень знания предмета, а также умение построить партнерские отношения с учениками. Рассматриваем социальную активность педагога: проекты, контакты, волонтерская работа, благотворительность. Педагог не должен закрываться в преподавании. Весь мой двадцатилетний опыт работы в школе подсказывает, что педагог может не иметь педагогического образования, но он должен знать свой предмет и регулярно проходить переподготовку.

Вы более 10 лет работали учителем истории и обществознания. С какой песни нужно начать урок по современной истории?

Одна из моих самых любимых песен, которая передаёт дух истории ХХ века и отражает достижения нашей страны, принадлежит группе «Земляне» - это знаменитая Земля в иллюминаторе». Изменчивость мира и первенство страны в космосе прекрасно отражены в этой песне.

У педагога Василия Сухомлинского есть книга «Разговор с молодым директором школы». Если бы вы начали такой разговор, то какое напутствие сказали бы молодому директору?

Всё, что происходит в школе либо педагогично, либо антипедаогогично. Полумер и полутонов здесь нет. Если мы требуем от школьников носить сменную обувь, заниматься спортом, но сами этого не делаем, то такой подход сразу же отражается на школьниках. В школе главный – ребёнок. Его интересы превыше всего.