Найти тему
Беспорядочные путешествия

Запущенный провинциальный российский город, который никто не любит

Дорогие читатели и гости данного блога!

Возродившийся из небытия внутренний туризм в России лишь обострил существовавшие ранее проблемы, свойственные всей отрасли в целом и отдельным экскурсионным направлениям в частности. Наиболее популярные центры туристического притяжения продолжают привлекать все новых гостей со всей страны, активно развиваются и благоустраиваются. А вот не столь растиражированные направления странным образом остаются в стороне от каких-либо преобразований, воссоздания исторической городской среды и даже реставрации отдельных зданий. Одним из таких городков, полузабытых и полузаброшенных, являются Кимры. Увы, но носящий неофициальное звание столицы русского деревянного модерна город в наше время навевает сплошь тоску и уныние, а с недавних пор еще и является объектом всеобщей критики в интернете. Кажется, ни один другой город не удостаивается такого количества разгромных статей и комментариев, как этот неприметный городок на Волге.

Кимры – 40-тысячный райцентр Тверской области в 120 километрах от Москвы. И именно эта близость и сыграла с Кимрами злую шутку: будучи одним из наиболее доступных и удобных направлений для поездки выходного дня из столицы, Кимры ежегодно привлекают немало туристов, в том числе и среди тех, кто в прежние годы привык отдыхать за границей. Вот только город не в состоянии предложить своим гостям ни современное благоустройство, ни приведенную в порядок историческую городскую среду, ни отреставрированные памятники архитектуры, ни прочие атрибуты, делающие туристическую поездку комфортной и насыщенной яркими впечатлениями. Как результат, множество недовольных отзывов и фотоотчетов о Кимрах и собственном неудавшемся и не оправдавшем ожиданий посещении этого самобытного городка Тверской области. Отчего Кимрам так не везет с гостями, или это гостям так не везет с Кимрами? Давайте разбираться!

Как по мне, есть сразу несколько причин, почему интернет полнится негативными отзывами о Кимрах, а возвращающиеся из этого города туристы не скупятся на критику. Во-первых, Кимры это один из ближайших к Москве относительно крупных райцентров другой (не Московской) области, и, конечно, же контраст со столицей тут куда более разительный, чем у любого города Подмосковья. Но, справедливости ради, Александров во Владимирской области, расположенный еще ближе к Москве, выглядит ничуть не более благоустроенным. Да и потом много ли вы видели современных, ухоженных и приведенных в порядок городов в откровенно депрессивной Тверской области? Отчасти сама Тверь, Торжок и Торопец, да и то с натяжкой. Ну, и плюс изрядно завышенные ожидания: все-таки от «столицы русского деревянного модерна» ждешь чего-то большего, чем бесконечная разруха и находящиеся в упадке исторические памятники архитектуры. Вот и происходит несовпадение ожиданий и реальности, хотя сами Кимры виноваты в этом в последнюю очередь.

-2

При этом городок совсем небольшой, полторы центральных улицы да волжская набережная, но при этом наполненный большим количеством ярких, пусть и поблекших со временем достопримечательностей. Количество зданий в стиле модерн здесь действительно многократно превышает среднероссийские показатели, а по числу деревянных модерновых зданий Кимры так и вовсе практически не имеют аналогов в масштабах всей страны. Да, здесь, конечно, стоит оговориться, что многие кимрские здания на сегодняшний день, к сожалению, утеряны, частично или полностью, но, например, главный архитектурный памятник города, Дом купцов Лужиных 1909 года постройки, несколько лет назад был отменно отреставрирован и сегодня радует глаз жителей и гостей города. Сам я внес этот прекрасный образец провинциального деревянного модерна в число 20 красивейших деревянных зданий России.

-3

Другое чудесное здание в стиле модерн, дом купца Рыбкина 1912 года, сегодня остается жилым и находится в частной собственности, так что полюбоваться им можно разве что из-за забора. Интересно, что сами Кимры получили статус города лишь в 1917 году, так что почти вся историческая застройка города, включая и не один десяток каменных зданий, формировалась еще в селе, причем довольно крупном и развитом по тем временам. Так, в 1902 году в Кимры была проведена железная дорога из Москвы, вскоре здесь была открыта первая обувная фабрика, пришедшая на смену нескольким десяткам кустарных сапоженных производств, да и благодаря Волге город Кимры всегда имели важное транспортное и торговое значение. Гражданская война почти не затронула город: Кимры продолжали расти и развиваться, застраиваясь в стиле модерн и не только. Так в какой же момент что-то пошло не так?

-4

Большинство источников утверждают, что роковыми для Кимр стали лихие 90-е. Город не смог пережить перестроение на рыночный лад, многие предприятия обанкротились и закрылись, начался отток населения (40 тысяч сегодня вместо 60 тысяч в 1989 году), как это часто бывает, еще и не везло с руководством. Ну, и как итог, имеем то, что имеем. Естественно, в непростых экономических условиях внимание сохранению исторической застройки уделялось по остаточному принципу. Выцветшая краска и обвалившаяся штукатурка – самые малые негативные последствия, коснувшиеся архитектурных памятников Кимр. Многие здания в городе стоят заброшенные, от некоторых из них остались лишь остовы, а полное разрушение – лишь вопрос времени.

-5

Часто по итогам посещения того или иного города с сохранившейся дореволюционной застройкой приходится сетовать на неудовлетворительное состояние фасадов зданий: исторические окна заменены на стеклопакеты, на стенах «красуются» коробки от кондиционеров, а былая красота стыдливо прикрыта рекламными баннерами. Вот только в Кимрах все это свидетельствует не об удручающем состоянии городской среды (данный факт становится очевиден, как только въезжаешь в город), а о том, что в отдельно взятом здании еще теплится жизнь. Не было бы рекламы и кондиционеров, а равно и собственников среди частных предпринимателей или даже муниципальных структур, было бы в городе на один остов больше. А так хотя бы есть шанс, что законсервированное ныне здание в будущем все же дождется реставрации.

-6

Конечно, красота городской архитектуры и текущее состояние зданий – вещи, связанные в лучшем случае косвенно. Так, например, Астрахань, один из моих любимых городов России, также пребывает почти что в катастрофическом виде, однако красота там настолько богата и разнообразна, что этому городу хочется простить все огрехи в области благоустройства. Так и с Кимрами: красота здесь прячется за облупленными фасадами и рекламными растяжками, ускользая с каждым заброшенным и разрушенным зданием. Но что по-настоящему удручает, так это кажущееся полным отсутствие поводов для оптимизма. Каждый новый вернувшийся из Кимр турист спешит обругать этот город последними словами, заостряя внимание лишь на негативной стороне и полностью игнорируя какие бы то ни было плюсы. Да и сам я, просматривая новые фотографии города, понимаю, что перемен в лучшую сторону здесь практически не происходит.

-7

В Кимрах я побывал весной 2020 года, в самый разгар пандемии, карантина и всевозможных запретов и ограничений. Для выезда из дома пришлось оформлять электронное разрешение. Благо, хотя бы для въезда в Тверскую область ничего такого не потребовалось. Передвигаться по самому городу тоже приходилось короткими перебежками и переездами: казалось, что на чужака на машине с московскими номерами все смотрят крайне неодобрительно, чего, мол, в наш городок привез заразу из своей столицы. Даже с памятником сапожнику от греха подальше я решил сфотографироваться на автоспуске, установив фотоаппарат на лавочке напротив. Все эти обстоятельства, конечно, усугубили и мои личные впечатления от Кимр. С другой стороны, направляясь сюда, я меньше всего ожидал увидеть вторую Коломну или Суздаль. Так что личный настрой в таких случаях подчас имеет решающее значение. Не хотите разочароваться? Просто взгляните на несколько фотографий того или иного места и прочтите пару-тройку отзывов перед поездкой.

-8

Да и к тому же ряд неоспоримых преимуществ у Кимр все-таки есть. Во-первых, это один из ближайших к Москве примечательных исторических городов не Московской области. Кроме того, это еще и один из ближайших к столице городов, стоящих на великой русской реке Волге. Хотите прогуляться по набережной, пересечь реку по мосту (весьма, кстати, небезынтересному в архитектурном плане) и «свои ладони в Волгу опустить»? Добро пожаловать в Кимры! Да и потом у города как ни крути есть собственное свое лицо, пусть и изрядно потрепанное временем, покрывшееся глубокими морщинами. Столица русского деревянного модерна и «сапоженный центр России» сегодня, быть может, переживает не самые лучшие времена в своей истории, но, учитывая бурный рост внутреннего туризма, ситуация вполне может измениться. Хотелось бы, чтобы Кимры наконец-то преобразились и подошли к этому моменту во всей своей первозданной красоте.

-9

И на этом о Кимрах на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Читайте также статьи о других городах Тверской области:

Буду рад, если вы подпишетесь, и уже в самое ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями об интересных местах в Москве, России и за рубежом!