Кабре - каталонский (Каталония - автономная область Испании) писатель, пишущий на каталонском. Наиболее известен романом “Я исповедуюсь”.
Для меня новый автор, решил познакомиться с его творчеством с рассказов - сами понимаете, читаются они быстрее, если не понравился один, так зайдет другой, можно читать (а вот это ошибка) с перерывом.
О чем и как?
Сверхидея произведения: Но почему же все истории о жизни неминуемо заканчиваются смертью?
Итак, о сборнике, - в нем 13 рассказов, написанных в разных жанрах, разным слогом, с отличным (друг от друга) темпоритмом. Но всех их объединяет тема зловещего рока, тьмы в человеческих умах и душах.
Напоминает аргентинскую (неудивительно) прозу - герои (преимущественно мужчины) - убийцы, насильники, сидельцы, безумцы и жертвы обстоятельств, собственной глупости, жадности и прочих пороков.
Увы, но колорита Каталонии мы не видим, окромя названий местности и имен творческих деятелей - писателей, художников и музыкантов.
Искусства тут достаточно. Особенно Жана-Франсуа Милле и его картины Крестьянка - некоторые герои даже попадают внутрь полотна и общаются с изображенной там женщиной. Безумие или мистика? - решать вам.
Из фантастического - некоторые истории действительно выглядят нарочито выдуманными, даже если происходят в реальности - абсурдность порой зашкаливает. Не обошлось без макабра - мертвый пастух ведает нам о случившемся с ним - в рассказе “Польдо”. А о других событиях мы узнаем со слов древнего фолианта на полке коллекционера.
Читать следует по порядку, потому что некоторые (почти все) из них переплетаются, где-то встречаются отсылки на “Я исповедуюсь”, есть и отдельные истории. Друг писателя дал ему подсказку - объединить рассказы общей сюжетной канвой, что тот и сделал.
Еще - не делайте перерывов, потому что в самом большом рассказе - Точка схода - все описанное ранее сходится. Сделали перерыв, считайте, уже и забыли, кто все эти люди - некоторые персонажи не имеют имен.
Сюжет и герои
Локации и временные рамки абсолютно разные, но все герои живут в Каталонии, немного мелькает Испания и Франция. Обрывки жизненных перипетий персонажей сводят их в какие-то моменты вместе - поочередно или сразу.
Начинается все мальчика Эй-Ты из приюта. Желая отомстить обидчикам, он становится убийцей. Далее, вполне вероятно, он и является наемным убийцей, который отправил на тот свет много других героев. Некая недосказанность присутствует, есть о чем подумать.
Еще нам встретятся: мертвый пастух, фолиант и нобелевский лауреат, сошедший с ума, муж, который хочет убить супругу и обрести счастье с другой женщиной, похититель картин, похищенный картиной, педофил и убийца, двойник диктатора, коллекционер картин, писатель-шантажист и редактор, грабитель и сошедший с ума солдат.
В целом, какие-то герои раскрыты плохо, иные - преподнесены объемно - мы видим не только их (для нас беспричинную) функцию, но и рефлексию, понимаем их или отвергаем позицию и установки.
Язык
Некоторые истории написаны скудным слогом, это связано с героем-рассказчиком - если это мальчишка из приюта, насильник или вор - получаем одно, нобелевский лауреат, писатель, коллекционер картин - совсем иное.
Сравнить могу с Лутцом Бассманом и его сказнями - Блэк Виллидж - там крайне скудный слог, очень плохой, просто ужас - на что издательство мне ответило - это такой неряшливый стиль! - переводил книгу супер-пупер переводчик! Ладно, но там не видно, что это сделано специально, тут же - разница ощутима.
А еще напоминает - Стива Дагермана - Остров обреченных, только Кабре не хватает метафоричности и художественности.
***
Суммарно три этих работы (подобрались так случайно) - дают непревзойденный эффект тленности. Читал их вперемешку перед сном - и… что мне потом снилось! Ух! Рекомендую.
***
Увы, былкания и ненужных притяжательных местоимений у Кабре достаточно - они проскальзывают там, где - по уму - не нужны. Иногда все отредактировано хорошо, в иной раз - 3-4 “было” подряд в двух простых предложениях…
Ни одной ошибки или опечатки.
Ощущения
Сборники рассказов современных прозаиков всегда оставляли меня в недоумении - незаконченная структура, одна и та же мораль, однообразие, отсутсвие разножанровости и различных приемов - вот пишет автор вот так, так все 10 рассказов и написаны - одним тоном, одним стилем.
Кабре удалось меня - не поразить, конечно, но удовлетворить.
Особенно мне запомнился рассказ - Руки Маука. И это обычное дело, что из целого сборника тебе понравится, как правило, один рассказ ( или повесть, или стих).
Насколько хитро и мастерски он сделан.
Это история про писателя, который шантажирует издателя. Если его не напечатают, он грозится покончить с собой, преследует редактора и его жену, сообщает ей об измене мужа (и прочее сталкерство).
В это же время редактор все-таки начинает читать рукопись безумца ( и мы вместе с ним - это Mise en abyme), который ощущает себя богом, поскольку вертит не только судьбами персонажей, но и реальных людей.
В рукописи: герой - тоже писатель, который приходит к жуткому откровению, отравив соседских собак и их хозяина, потому что они мешали ему творить. И теперь решает травить всех налево и направо - потому что... "тварь ли он..."? Нет. БОГ!
В итоге редактор соглашается опубликовать "Руки Маука", но с иным названием…
Только вот оказывается…
Этот рассказ отдельный, его можно читать самостоятельно.
Издание
Слим-формат от азбуки, он уже обычной книги на чуть мене 3 см. И получается, 20 х 10 см. Держать такое издание в руке крайне удобно.
Бумага белая, 349 стр, шрифт удобен.
Есть полусупер, на обложке картина Милле - Смерть и дровосек.
***
Экскурс:
Жан-Франсуа Милле - французский художник, известен пасторальными пейзажами и портретами людей, живущих в сельской местности.
У Кабре фигурирует его картина Крестьянка - 1854 года, говорится, что она повернута к смотрящему спиной и идет среди полей по тропинке в лучах солнца. Такое полотно я не нашел. Вероятно, картина выдумана, однако есть Молочница - тоже нарисована в 1854, а еще Женщина, пекущая хлеб - упомянута в рассказах. Думаю, Кабре объединил две эти работы.
Кроме того, возможна некая игра - мы видим Крестьянку на тропинке на фоне солнца, к нам она повернута лицом, но герои видят эту картину с изнанки искусства - потому что они не реальны и существуют где-то там. ???
Подводим итоги.
Задумка, концепция - 5 (исполнение 4 с минусом)
Сюжет всех рассказов - 4
Герои - 3
Язык - 3
Издание - 4
И получаем 4.
Поддержать 🔥: