Найти тему
TheOffice

Коворкинг по-японски: какие особенности приживаются на нашем рынке

Оглавление

Коворкинги в Японии становятся все более популярными и разнообразными — от капсульных рабочих пространств до полноценных сервисных офисов. Татьяна Шараева, партнер консалтинговой компании OfficeFlex, обратилась к опыту коворкингов в Стране восходящего солнца и рассказала, какие их особенности могут быть применимы в условиях российского рынка.

Особенности рынка коворкингов в Японии

Есть несколько характерных черт, которыми можно описать рынок коворкингов в Японии. Это объективные условия, они влияют на развитие рабочей среды и отличают японские коворкинги от известных и привычных нам.

Дефицит пространства

В островной стране, а особенно в столице Токио недвижимость стоит колоссально дорого. Пространства мало физически, мало его и для маневров в ценовой политике. Поэтому японские операторы коворкингов стремятся находить нестандартные решения для обустройства рабочей среды, конкурируют за счет гибкого сервиса и необычного дизайна.

Нашествие цифровых кочевников

Несмотря на то, что для проживания и удаленной работы в Японии необходимо подтвердить сотрудничество с местными компаниями, эта страна является одним из популярных направлений трудовой миграции. Правительство идет навстречу тем, кто хочет работать в Японии, и готовится к запуску визовой программы для цифровых кочевников. В свою очередь операторы коворкингов стремятся создать удобную среду для международной аудитории, сохраняя аутентичный японский колорит, но с оглядкой на европейские стандарты.

Социальные тренды

Несмотря на строгие стандарты корпоративной культуры в Японии, все больше людей предпочитают работу на удаленке и гибкий график работы. Ковид доказал всем, в том числе и трудоголикам-японцам, что продуктивная возможна и за пределами бизнес-центров. Продолжительный опыт удаленного взаимодействия побудил некоторые фирмы полностью отказаться от физического офиса. Как следствие, вырос спрос на рабочие пространства вне дома. Люди стремятся наладить баланс между работой и частной жизнью, и коворкинги становятся благодатной почвой для роста таких стремлений.

Пример движения навстречу социальным трендам: компания Sanza после первой волны пандемии переоборудовала капсульный отель в Токио в бюджетный коворкинг. Здесь можно поработать в уединении, а после освежиться в онсэне (традиционной японской сауне) и переночевать в спальной капсуле. Что примечательно, коворкинг доступен только для клиентов-мужчин.

Капсульный коворкинг Gouka Anshino в Токио. Источник: Japan Today
Капсульный коворкинг Gouka Anshino в Токио. Источник: Japan Today

Развитие субкультур

Япония славится разнообразием субкультур. У молодой аудитории пользуются популярностью комиксы манга и манга-кафе. Манга-кафе — это что-то вроде недорогих хостелов, где можно перекусить, переночевать, посидеть за компьютером и читать комиксы без ограничений. В некоторой степени они составляют конкуренцию коворкингам, хотя об удобной среде и продуктивной атмосфере для работы здесь говорить не приходится. Поэтому в коворкингах Японии можно встретить стилизованные элементы дизайна и выделенные зоны с атрибутами субкультуры. Здесь также проводят тематические мероприятия — для завоевания лояльности и нетворкинга.

Инновации

Япония славится технологическими достижениями, как и уникальными подходами к управлению и организации бизнес-процессов. Коворкинги активно их используют, внедряют новые технологии и создают инновационную цифровую инфраструктуру для работы и сотрудничества. Например, есть коворкинги на полном цифровом управлении, в которых вы не встретите ни одного администратора. В наших реалиях это пока сложно себе представить.

Внимание к дизайну и эстетике

С точки зрения дизайна сложно найти более разношерстную среду, чем коворкинги в Японии. Как аксиома, все они имеют стильный и современный дизайн, который создает приятную и вдохновляющую атмосферу для работы. Одни делает упор на минимализм и природную эстетику, другие создают футуристические пространства, третьи следуют смелым визуальным трендам, характерным для субкультур. Учитываются предпочтения любого сегмента аудитории.

Здесь хочу обратить внимание на коворкинг премиального уровня Pangaea Digital Garage в Токио, спроектированный норвежским архитектурным бюро Snøhetta. Ключевым элементом дизайна выступает так называемая супермебель — конструкция из деревянного кедра, «вьющаяся», словно лента, вдоль всего пространства. Из двухъярусной скамьи она перетекает в столы, за которыми можно работать сидя или стоя, затем снова изгибается и меняется.

Коворкинг Pangaea Digital Garage в Токио. Источник: Snøhetta
Коворкинг Pangaea Digital Garage в Токио. Источник: Snøhetta

Гибкие планы и условия

Коворкинги в Японии предлагают гибкие условия, включая почасовую, дневную или месячную аренду рабочего места, а также аренду офисного блока для команды. Это позволяет пользователям выбирать оптимальные условия работы в соответствии с их потребностями и бюджетом.

Социальное взаимодействие

Японское общество борется с проблемой одиноких людей, причем уже на государственном уровне. Поэтому многие коворкинги в Японии активно поощряют обмен идеями и сотрудничество между разными предпринимателями и профессионалами. Они организуют различные мероприятия, встречи и семинары, чтобы создать возможности для общения и сотрудничества.

Городская инфраструктура

Япония известна своей удобной инфраструктурой и транспортной сетью, и коворкинги здесь не исключение. Они располагаются в удобных местоположениях, часто недалеко от станций метро или железнодорожных вокзалов, что облегчает доступ и перемещение для предпринимателей.

Культурные ценности

Посещение коворкинга в Японии — своего рода культурный опыт, возможность погрузиться в японскую культуру и традиции. Многие коворкинги организуют мероприятия, где предприниматели могут познакомиться с японской кухней, искусством, языком и другими аспектами культуры. Это создает уникальную атмосферу, помогает предпринимателям войти в контакт с местными сообществами и расширить мировоззрение.

Что российские коворкинги могут взять у японских

Полагаю, нам есть что взять у японских коллег в части дизайна и инновационных решений в управлении. Что же касается гибкости тарифных планов и проведения мероприятий, в российских коворкингах такие практики давно и успешно применяется. А с точки зрения пространственных решений мы во многом выигрываем. Недвижимость для бизнеса у нас дорога, но не так, как в Японии, нам есть где развернуться.

Удачным примером сочетания японских традиций в дизайне и европейских стандартов будет новый проект TheOffice в Москве. Он представляет собой коворкинг современного типа — сервисный офис. Это полностью оборудованный офис-коворкинг, который сдается в аренду под ключ, и все вопросы по его обслуживанию берет на себя управляющая компания.

В интерьере TheOffice выделяются элементы японской эстетики. Сочетание светло-серых матовых поверхностей, дерева, стекла, легких перегородок создает эффект присутствия в современном японском коворкинге с традиционными элементами.

Сервисный офис TheOffice. Источник: OfficeFlex
Сервисный офис TheOffice. Источник: OfficeFlex

Пространство объединит 4 автономных корпоративных блока вместимостью до 75 человек. Для каждого блока предусмотрена инфраструктура: ресепшн, кабинет руководителя, гардеробная, кофе-поинт, переговорные, принтеры, мягкая зона, телефонные кабины, парковочные места на подземном паркинге.

Сервисный офис откроется в третьем квартале 2023 года. Просмотреть полную презентацию проекта и узнать о вакантных блоках можно на сайте theoffice.ru.