На прошедших выходных один из моих клиентов – производитель программного обеспечения - (назвать не могу, - подписан NDA) подводил итоги первого полугодия.
Владелец компании пригласил меня в воскресенье, чтобы я рассказал его менеджерам о клиентоориентированности. А надо сказать, что до сих пор я на протяжении нескольких недель общался исключительно с владельцем, - с прочими сотрудниками лишь раскланивался, встречаясь в офисе.
И вот вчера мне предоставилась возможность выступить перед двумя десятками менеджеров высшего и среднего звена. Надо сказать, что тема моего выступления была выбрана не наобум. В компании действительно, по словам её собственника, есть проблема с тем, что программистам не слишком интересно мнение клиентов об их продукте. Вам смешно? А тут не до смеха. Такое впечатление, что эта братва настолько увлеклась собственно процессом, что о необходимости достижения результата забыли. Рефакторинг следует за рефакторингом; вместо того, чтобы переписать кривой код, к нему достраиваются какие-то костыли, а потом, к этим костылям – новые костыли. «Короче, Константин, расскажи им, как важно вовремя сдавать продукт клиенту, а то я никак до них эту мысль донести не могу», - взмолился основатель компании.
Вот я и рассказал. Эмоционально, с примерами из жизни…
Знаете, что меня поразило больше всего? Абсолютное отсутствие интереса к теме у слушателей. Полная апатия, потухшие глаза… Единственно, чем мне удалось всколыхнуть этих товарищей, - неказистой мыслью о том, что зарплату им платит не босс, а клиент. Вот тут началось настоящее землетрясение: сидящие просто завалили меня язвительными комментариями, а некто особо одарённый на полном серьёзе заявил, что ему плевать, продаются продукты компании или нет, - ему зарплату платит работодатель, а откуда этот самый работодатель берёт деньги – насрать! Мысль о том, что зарабОТАННУЮ плату мы получаем от клиентов, а работодатель нам платит жалование (типа, почувствуйте разницу!) он отмёл в самой жёсткой форме. К моему ужасу, эту разницу не чувствует никто из собравшихся, только большинство не выражается по этому поводу так агрессивно, как выразился этот орёл…
Тут слово взял этот самый работодатель, и всё для меня стало ясно. «Распоясались! Я вам высоченную зарплату плачу, а вы элементарных слов понять не можете?!» И дальше – в том же духе: «Я – вам… А вы…!»
Всё в моей голове вернулось на круги своя: есть проблема в компании – копай мозги собственника. Мы с ним обсуждали инструменты планирования и контроля, структурирования задач и анализа, декомпозиции технологических процессов… А у него самого проблемы с пониманием, кто его сотрудникам и ему самому деньги платит. Ну, что ж, - придётся работать в этом направлении.
Но, согласитесь, забавно, в середине 2023 года встретить людей, не понимающих, на хрена вообще клиенты нужны😊.