иконография сделалась весьма популярной между Крымской войной и Первой Мировой, такие попадают ко мне в мастерскую не менее раза в год.
Эта икона, как и вчерашняя, выполнена без соблюдения технологических требований - грунт с красочным слоем осыпаются, и спешно требовалась скорая помощь. Верхние слои иконы, лишённые связи друг с другом, пропитываются постепенно клееподобными составами, прикрепляются друг к другу и к нижележащему базовому слою иконы.
И только потом, после чрезвычайно осторожного удаления вот той специальной заклейки музейного качества снимаются грязи. Все эти серые слои - накопившиеся поверхностные загрязнения, поди ними хорошая нежная живопись палевых мягких тонов.
Качество самой живописи - как в обычной провинциальной монастырской мастерской, трогательное и с явственным подражанием увиденным образчикам.
Чуть грубовато, чуть излишне пастозно (особая боль реставратора), чуть недостаёт знаний анатомического характера; однако сравнение с уровнем нынешней массовой иконописи - в пользу вот этого. Несомненно.
Все эти технические дефекты и страшные процессы нужно приостановить, достичь химической и физической стабильности всех фрагментов - и уже потом собирать цельную живопись.
Когда все кусочки ложатся на место и грязи обезврежены:
А вся икона после восполнения утрат грунта выглядит вот так - будто залатана снежно-белыОчень постепенно набираеься цветми кусочками:
Вот фигура Богородицы поближе - та, чей лик выглядел серым-пятнистым:
Очень-очень постепенно набирается цвет на местах утрат, выравниваются тоновые и цветовые соотношения, шлифуются поверхности микрошлифами - и по истечении месяцев икона приобретает вид цельный и близкий к исходному.
*Как обычно - спасибо за просмотр и поставленные сердечки.