Найти в Дзене

4.1. Перед полем Куликовым

Противники и союзники Почему Дмитрий Иванович собирал огромное войско в Коломне? Почему битва состоялась на Дону, а не в другом месте? Зачем ушли так далеко от Москвы? Мир и в наше время делится на военные блоки, на союзников и вассалов, исполняющих волю сильного. Есть большая принципиальная разница: союзники выступают на помощь добровольно, а вассалы – по принуждению. Дань платили завоевателям – тоже по принуждению, и даже посылали Захария Тютчева с большими дарами – пытались откупиться от Мамая. Причина столь дальнего похода объясняется зависимостью Руси от Золотой Орды. В булгарских летописях прямо говорится о приказе верховного султана Тохтамыша: великому князю Московскому Дмитрию, совместно выступить против раскольника Мамая (157). Лютая ненависть к поработителям и волна эйфории по случаю чистой победы смыли этот факт из русской истории. Главного не достигли – независимость не получили. Борьба с Мамаем на Куликовом поле не закончилась. Посылали дружину Остея (Андрея Полоцкого), чт

Противники и союзники

Почему Дмитрий Иванович собирал огромное войско в Коломне? Почему битва состоялась на Дону, а не в другом месте? Зачем ушли так далеко от Москвы?

Мир и в наше время делится на военные блоки, на союзников и вассалов, исполняющих волю сильного. Есть большая принципиальная разница: союзники выступают на помощь добровольно, а вассалы – по принуждению. Дань платили завоевателям – тоже по принуждению, и даже посылали Захария Тютчева с большими дарами – пытались откупиться от Мамая.

Причина столь дальнего похода объясняется зависимостью Руси от Золотой Орды. В булгарских летописях прямо говорится о приказе верховного султана Тохтамыша: великому князю Московскому Дмитрию, совместно выступить против раскольника Мамая (157). Лютая ненависть к поработителям и волна эйфории по случаю чистой победы смыли этот факт из русской истории. Главного не достигли – независимость не получили. Борьба с Мамаем на Куликовом поле не закончилась. Посылали дружину Остея (Андрея Полоцкого), чтобы добить его на Калке в 1381-м. Этот факт объективно отразился в «Сказании» (158):

«И встретились на Калке, и был между ними бой большой. И царь Тохтамыш, победив царя Мамая, прогнал его, Мамаевы же князья и союзники, и есаулы, и бояре били челом царю Тохтамышу. И принял тот их, и захватил Орду, и сел на царстве. Мамай же бежал в Кафу один; утаив своё имя, скрывался здесь, и опознан был каким-то купцом, и тут убит был итальянцами, и так зло потерял свою жизнь».

Скрывать этот факт летописцы не стали по понятной причине...

О бое на донском берегу рассказывает и булгарская летопись (159):

«Потом тот же Астей настиг у Шира Чаллы-Мохаммеда и, когда бек нечаянно упал с лошади, растоптал его».

Русская дружина воевала на стороне Тохтамыша, по его приказу. На протяжении всей Куликовской военной кампании, и даже перед ней громила мамаевцев на реке Воже. Без признания данного факта, невозможно понять политическую обстановку вокруг этих сражений.

Хорошо известно из летописей: Мамай позвал на помощь Ягайло и Олега, а на реке Цне у Кузьминой гати его поджидал Багун. Кроме мамаевских, существовали две группировки у Тохтамыша, которыми командовали Бахта-Мохаммед и Эдигей. Первая, нацеленная с юга на Красный холм, стояла в районе Задонска, а вторая – следила за Багуном \95/.

Дорожная карта Куликова поля - карта-схема
Дорожная карта Куликова поля - карта-схема

Огромная территория на правой стороне Волги входила в сферу управления темника Мамая, который, не будучи чингизидом по прямой мужской линии, взялся претендовать на престол (160). Крупное сражение произошло в июле 1380 года за Волгой близ Сарачина (около Волгограда). В тяжкой трехдневной битве Тохтамыш победил с трудом, при этом воинская элита истребила себя. После поражения за Волгой, остатки мамаевского войска разделились на две части. Меньшую, 14-ти тысячную, Багун увёл в Тамбовские земли через Самарский перевоз. Её преследовал Эдигей, посланный султаном. С большей частью армии Мамай ушёл в Алмыш (Донецк). Здесь царь пополнил войско до 60-ти тысяч разным сбродом из южных земель и вдоль берега Дона поднялся к устью Мечи на Красный холм (161):

«Набежали серые волки с устьев Дона и Днепра, воют, притаившись на реке Мече, хотят ринуться на Русскую землю» (162).

В оригинальном варианте писано:

«И прекоша серые волки от уст Дону и Непра и ставши, воют на реке, на Мечи, хотят наступати на Русскую землю» (163).

Следом за группировкой Мамая шёл Бахта-Мохаммед, которого Тохтамыш назначил командующим всеми войсками. Бахта не решился на атаку до подхода русских, потому что темник имел численное превосходство. Русские князья и литовские привели до 40 тысяч элитных, отлично вооружённых бойцов, плюс столько же имели в сумме Бахта и Эдигей. В случае полного соединения с союзниками и вассалами, у каждой из сторон могло собраться до 80-ти тысяч воинов. Спорная численность войска прояснится при вскрытии братской могилы в селе Перехваль. Достаточно пересчитать покойников и принять в расчёт: в главном сражении на Поле Куликовом погибло более половины русских дружинников.

Что за такая была война, в которой всё перемешалось? Татары против татар, литовцы против литовцев, русские против русских. Ответ заключается в самом вопросе: была всеобщая междоусобица. Каждый из князей, будь то литовский, рязанский или московский старался избежать гнева верховного правителя. Лучше выставить дружину, чем обречь княжество на карательные меры и разграбление, в случае отказа. В период усобицы ярлык на княжение выдавали оба ордынских соперника. Но вставал вопрос: на кого сделать ставку? В зависимости от царства находилось полмира, и в той военной кампании с обеих сторон участвовали воины разных национальностей и разного вероисповедания, поэтому Мамай сугэшэ (война Мамая) не была религиозной или националистической. Приказы Тохтамыш отдавал в устной форме через послов. На их основе нельзя было развивать концепцию патриотизма, бурно отражённую в летописях, поэтому на Руси их похоронили и забыли. Подскажите, где можно видеть ярлыки (грамоты), выданные татарскими ханами на княжение Александру Невскому, Дмитрию Донскому…? Отгадайте, какова судьба подобных исторических документов позорного для Руси ордынского периода?

В терминологии на Руси утвердилось ёмкое определение «татары», объединяющее прочие национальности, которые имели зависимость от Золотой Орды. Иначе пришлось бы при каждом упоминании темы прикладывать их длинный список, как в наше время к понятию «кавказцы».

Цели и задачи

Военную кампанию 1380 года следует считать попыткой завоевания независимости Русью в благоприятный исторический момент. Булгарское царство ослабло в междоусобице, начавшейся в 1357-м – это хорошо понимал Дмитрий Иванович. Противоречия в царстве обострились с принятием ислама. Языческая религия, основанная на поклонении природе, объединявшая разные народы в составе Монгольской империи, была порушена ханом Берке в 1367-м. Новая религия, насаждаемая силой, вызвала раздоры в стане врагов, стала угрозой христианству. Религиозная смута ослабила Золотую Орду накануне Куликовской битвы, объединила Русь в борьбе за христианскую веру и позволила одержать блистательную победу на Куликовом поле.

Раскольник Мамай воевал за престол с султаном Тохтамышем. Светилась реальная возможность добить победившего в междоусобной схватке или разбить каждую ордынскую группировку по-отдельности. Появилась возможность объединить Русь, легально собрать большую силу и сбросить ненавистное иго. А иначе, чем можно объяснить такое яростное рвение русских князей?

Через 142 года после нашествия хана Батыя, через два года после яркой победы в Вожской битве, блеснул первый лучик свободы. Войско Мамая, которым командовал Бегич, топили в Воже эти же русские полководцы: Дмитрий Московский, Боброк Волынский, Андрей Полоцкий.

После победы над Мамаем, от доблестного войска русичей уцелело слишком мало воинов, чтобы оказать сопротивление Тохтамышу. Султан воспользовался плодами жертвенной русской победы, для укрепления армии и Булгарского царства. За что же он карал Русь в 1382-м? По версии Константина Шульгина, Тохтамыш приходил усмирять смутьянов, совершивших дворцовый переворот в Кремле. Мятежников возглавлял вездесущий Остей, набравший большой авторитет в дружине. Князь Дмитрий потерял власть и скрылся в Костроме. Остей организовал оборону Кремля, но в итоге был убит. Султан вернул престол Дмитрию Ивановичу и покинул столицу. Дмитрий Донской оставался великим князем Московским до своей кончины в 1389-м.

В 1380-м Мамай не собирался идти на Москву. Не имело никакого смысла воевать с Русью до окончания разборок в Орде. Шла война за престол, а для этого нужна большая армия. Шесть группировок, кроме дружины Олега Рязанского, начали движение в сторону Верхнего Дона по Татарской сакме, по стратегическим дорогам Дрысинской, Столповой и Ногайской, которые перекрещивались в районе Лебедяни. Место «между Чуровым и Михайловым» расположено на оптимальном удалении от всех столиц, выбрано удачно, как в стратегическом плане, так и в географическом. Темник встал на Красном холме посередине между Рязанью и Литвой и ждал литовского князя Ягайло и рязанского Олега – об этом прямо говорят все летописи.

А если бы русская армия не пришла? Просматривается только один вариант действий Мамая: поход на Сарай-Берке объединённого войска по Ногайской дороге, соединение с Багуном в Тамбовских землях, опрокидывание Эдигея, и … следовал силовой захват власти в столице. При таком развитии, Бахта оставался за Доном, а Сарай – неприкрытым войсками. Но, всё пошло не так. Русские выиграли гонку и первыми ступили на землю междуречья Дона и Мечи. В данной ситуации Мамай сделал тактический выбор: сначала разбить русскую пехоту, а потом разделаться с более сильным Тохтамышем.

Объективный подход нисколько не умаляет доблесть жертвенной русской победы, а наоборот, вносит полную ясность и возвеличивает её. Вызывают восхищение умные профессиональные действия русских полководцев, которые поддаются логическому анализу.

Как теряли Куликово Поле

Сразу после Куликовской битвы наступил период тотального разорения Лебедянского края. Беженцы покинули опасную зону и унесли топонимы с нижней Непрядвы на верхнюю. Современная государственная версия зацепилась за другую Непрядву в 16 веке, в момент становления сторожевой службы в 1571 году и, постепенно укрепляясь, перешла в категорию слепой веры. В межевых книгах Андрея Щепотева от 1670 года название Куликова поля имеется в каждой фразе. На карте Епифанского уезда 1780 года основные ориентиры ошибочного места были показаны.

Если вы обратитесь к межевым книгам начала 17 века, то поймёте, откуда пошло ложное Куликово поле:

«За епифанцы за Федьком да за Ивашком да за Игнатком Агеевыми детми Ишутина в поместье по ввозной грамоте за приписью дьяка Гарасима Мартемьянова 122-го году жеребей пустоши Буйцы, Куликово поле тож на речке на Непрядве. Пашни перелогом и дикого поля добрые земли дватцать четыре чети в поле, а в дву потому же. Сена сорок копен. Лес дубровы вверх по Непрядве с Коробьиньскими помещики вопче. А сошного писма в пусте полполполчети сохи и не дошло в сошное писмо одной чети. Да за ним же поместье в Шевыревской слободе» (164).

Речь идёт о владениях Ишутиных у села Буйцы около деревни Куликовки. Оба поселения стоят рядышком на левом (!) берегу Непрядвы \35/. На тот момент под понятие «Куликово поле тож» подпадали земли деревни Куликовки, а вовсе не историческое поле битвы!

Непрядва на карте Стрельбицкого 1871 года
Непрядва на карте Стрельбицкого 1871 года
Куликовка (Телятинка) на карте Шуберта 1874 года
Куликовка (Телятинка) на карте Шуберта 1874 года

На карте Стрельбицкого 1871 года в регионе официального Поля отмечены ещё три Куликовки, а самая ближняя к памятнику, на карте Шуберта 1874 года, значится под двойным именем Куликовка (Телятинка) \36/. Через двести лет после межевания, в довесок к ней, Степан Нечаев добавил свою Куликовку (Шаховскую), расположенную к юго-западу от памятника и, «согласно историческим преданиям», представил, как главный аргумент, для установки памятника. Сработало. Версия утверждалась постепенно, в три этапа с интервалами лет по двести.

Донские Избицы на карте Шуберта 1826 года
Донские Избицы на карте Шуберта 1826 года

Как рождаются исторические мифы? Покажу вам на примере ещё одной донской Куликовки, отстоящей на три версты от устья Красивой Мечи, известной с 1780 года – опоздавшей к раздаче ровно на четыре века. Автор устал объяснять местным патриотам, что Куликовок у нас великое множество, что лебедянская, основанная Куликовыми, не имеет никакого отношения к Куликовской битве. Попробуй, опровергни! Формально всё к ней сходится: Дон, Меча, Красный холм, Гусин брод, Кузьмина Гать... Рядом, ещё один «аргумент» – село Дон-Избищи, название которого они выводят от древнего выражения «избиши татар», не разглядев на карте Шуберта 1821 года изначальные «Донские Избицы», синоним русского – «избушки». Осталось переназвать Непрядвой речку Плющанку, на берегах которой легендарные семь братьев бились с татарами, и … пошли к государю…

И ещё... Встречаются в Лебедяни древние фамилии Ишутиных и Оболешиных, которых новая волна заселения вернула к нам из Епифанского края, с берегов верхней Непрядвы и с берегов новой Смолки, из деревни Оболешинки (Смолка тож), которой владел секунд-майор Оболешин. В межевых документах 1670 года здесь многократно значится речка Смолкочь.

Непрядва на карте 1780 года
Непрядва на карте 1780 года

Туляки утащили историю Каменного Коня из устья Красивой Мечи и площадку Куликова Поля с нижней Непрядвы. Попробуйте процитировать и привязать хотя бы один географический ориентир… В оправдание, последователи Степана Нечаева объявили: все летописи написаны через столетия после битвы или неудачно отредактированы – поэтому им нельзя доверять. Отсюда возникла радикальная мысль: битва выдумана. Там же родилась версия о правке русских летописей, о недостоверности булгарских, оттуда пошла высокая волна противоречий. Тогда уж скажите: кому и чему можно доверять? На какие источники опирается официальная версия?

Степан Нечаев подхватил народную топонимику края, вошедшую в региональные документы, и самозабвенно отстаивал всю жизнь, используя заслуженный авторитет своего рода и высокое должностное положение. Читайте, что он писал Тульскому губернатору В.Ф. Васильеву в 1820 году:

«Приемлю смелость предварить Ваше сиятельство донесением моим, что счастливейшим случаем в жизни моей почту, ежели драгоценный для каждого русского памятник, согласно историческим преданиям сооружён будет в дачах поместья моего, сохраняющего предпочтительно перед другими окрестными название самой битвы, именно при сельце Куликове» (165).

Заметен осторожный подход Степана Дмитриевича, побуждаемого высокими патриотическими чувствами, мечтающего о счастливом воплощении задумки в своём поместье. Он руководствовался преданиями, а не документами, и вовсе не утверждал, что Куликово поле находится «при сельце Куликове».

Степан Нечаев в 1833-м году занял пост обер-прокурора Святейшего Синода и слегка подзависший проект продавил у царя. Николай I удовлетворил ходатайство губернатора Васильева в 1836 году и назначил поле битвы у верхней Непрядвы окончательно. На собственных землях помещика, возле бывшей Телятинки, 8 сентября 1850 года встал чугунный памятник в виде колонны. Ошибка стала глобальной, когда историки второго ряда приняли место поклонения за непоколебимую истину. Одновременно происходило обратное переименование старых топонимов, массовое перепосвящение храмов, связанных с достоверными местами событий, а Красивая Меча потерялась в тумане веков.

Священная память кричала! Согласно завещанию отца, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов в конце 19 века построил церковь в Берёзовке, чтобы в Дмитриев день поминать погибших, а в 1918 году открыл храм Сергия Радонежского на ложном поле. Только мифы, и никаких подтверждений, что сражение произошло в данном месте. Что было делать, если братскую могилу не нашли, а старую – уже позабыли?

Нечаевская версия не позволяет объяснить манёвры русских и татарских войск до и после битвы, и их расстановку, не совпадают с летописными показаниями расстояния и хронометраж, даже с большой натяжкой. Расчет сделан «на русский авось», на то, что простые читатели комплексно перепроверять подтасовку не станут – у них раньше не было такой возможности.

Историки первого ряда Соловьёв, Миллер и другие по локализации Куликова Поля высказывались осторожно и кратко, называли только два главных летописных ориентира: Дон и Непрядва. Видно сомневались: место у верхней Непрядвы нисколько неподходящее – ни по документам, ни по ландшафту. Всех сбивали с толку здешние топонимы и гидронимы, схожие с летописными.

Постановление Правительства России от 1996 года утвердило проект мемориального комплекса на Куликовом поле у деревни Моховое. В обоснование, в 2005 году состоялась конференция. Историки единогласно решили считать нечаевское поле истинным и прекратить все споры. Казалось бы, поставили последнюю точку, и мнение Нечаева утвердили в категории слепой веры, а вера не требует доказательств. Сразу же вспоминается Галилей, осужденный Инквизицией. А Земля-то всё равно крутится! Эффект получился обратным – поднялась новая волна недоумений.

Из булгарских летописей

Локомотивом для данного исследования стала информация из булгарских летописей, введённых в научный оборот академиками Бегуновым и Нурутдиновым (166). Не имеет значения, чьи и какие летописи появились раньше. При копировании, в русские тексты вносились приписки и дополнения, относящиеся к отдельным персонажам, которые не влияют на локализацию Куликова Поля, тем более, на ход истории. По ходу разбирательства, выяснилось: булгарские источники хорошо дополняют русские и дают много новых подробностей, прямо и конкретно указывают Красный холм в устье Мечи и подтверждают поле сражения у реки Нимряд-Непрядвы – у современной Перехвалки. Тульскую Непрядву в момент битвы никто не брал в расчёт. Русские войска обошли её на 23 поприща (49,6 км) восточней, через Березуй у Скопина. По русским летописям, битва случилась в устье Непрядвы у Дона. Куликово Поле отыскать не сложно: достаточно отмерить 10 вёрст (16 км) от Мечи до села Перехваль: «… и покрыли полки поле вёрст на десять». Но! Нурутдинов игнорировал русские летописные отметки: площадку главного сражения отнёс в верховья Непрядвы-Перехвалки, а Засадный полк поставил у реки Птань. Возможно, эти моменты послужили дополнительным поводом придраться и объявить булгарские летописи фальшивкой. Летописные параметры и их трактовка – это разные дела и категории.

В течение нескольких столетий татары восточные и крымские были врагами Руси. По этой причине роль Булгарского царства тщательно вытерли из памяти, видно опасались, что смысл и значение славной победы поблекнут. Все твердили только о противостоянии Руси и Золотой Орды. Главный фактор неприятия летописей следует искать в политической ситуации, которая сложилась на Руси после битвы, после карательного рейда Тохтамыша в 1382-м году. Официальная версия находится в плену старой идеологии. Булгарские летописи – это неформат, ей противоречащий. Русским досталось не меньше. По причине несоответствия ложному полю, их объявили поправленными и недостоверными.

Кроме историка Татарстана, профессора Ф.Г.-Х. Нурутдинова, с татарской стороны, с булгарской летописной позиции никто не выступал. Или не давали слово?

В булгарской летописи «Нариман тарихы» говорится о договоре «Хэлэк джэртык», а фактически, о перечне правил, по которым существовала Русь под протекторатом Булгарского царства. В пересказе Нурутдинова:

«Думается, что великий князь Московский участвовал в борьбе против узурпатора Мамая на стороне законного царя Тохтамыша главным образом для того, чтобы получить легальную возможность объединить русские силы и выявить реальную мощь московского войска. Помимо того, великого Московского князя Димитрия Ивановича в предстоящей войне с Мамаем не могло не привлекать и то обстоятельство, что Тохтамыш разрешил всем своим войскам, в том числе и булгарским, и московским, переходить в борьбе с мамаевцами «Хэлэк джэртык», ту линию или черту «Хэлэк» отделявшую собственно московские и рязанские земли от кочевий сарайских ханов и князей; до 1380 года пересекать эту линию можно было только сарайским войскам. Она как будто бы проходила возле Куликова поля, по левому берегу Дона, и от донских переправ шла к бассейну реки Пьяны. Об этом сообщает летописный свод Даиша Карачая аль-Булгари и его продолжателя Юсуфа аль-Булгари «Нариман тарихы» (167).

Черту Хэлэк джертык – Гибельную линию, в рассматриваемом регионе можно провести по левому берегу Дона, начиная от устья реки Воронеж, потом по Кочуровке и Ранове, а иначе невозможно пользоваться водным путём и Донской переволокой \2/. Под понятие Саснак Кыры (Куликово поле) у булгар подпадала территория к северу от Быстрой Сосны, включающая низовья Красивой Мечи, до реки Нимряд-Непрядвы. Река называлась Саснак – болотный кулик. Отсюда происходит Куликово поле за рекой Сосной. По-татарски битва называлась Саснак сугэшэ – Саснакская битва, а в некоторых источниках Мамай сугэшэ – война Мамая (168). Бассейн Верхнего Дона называли Ширбеш. Всё просто: Шир – это Дон, беш – верхний (169).

Куликовская битва по Нурутдинову
Куликовская битва по Нурутдинову

Обратите внимание! Куликово Поле показано на дистанции до переправ под Старым Данковом. Именно на этом участке с правого берега, с русской территории в Дон вливается историческая Непрядва – Перехвалка. Нечаевское поле и верхняя Непрядва расположены далеко от пограничной линии Хэлэк, не «возле Куликова Поля», поэтому были не при делах во все эпохи.

О распоряжениях Тохтамыша накануне Куликовской военной кампании известно из «Нариман тарихы»:

«Когда царю (Тохтамышу) стало известно о зловещем намерении Мамая напасть на столицу (Сарай-Берке) совместно со своими друзьями в Алане (из Алании), то он велел Газану Абдалу и Бахта-Мохаммеду оторвать от Мамая артанцев (литовцев), кортджакцев (москвитян), кисанцев (рязанцев) и Коч-Кумык – кубанских алан-карачайцев.

Прибыв к москаулыйцам (москалям), Бахта-Мухаммед увидел их приготовления к войне и сказал улубию ак-балынцев (великому князю Московскому): «Мы загородим Мамаю путь в Артан (Литовское великое княжество) и Кортджак (Московию). Если ты не поможешь, или станешь мешать, то мои булгары и туркмены перевернут в Ак-Балыне (в Северо-Восточной Руси) все вверх ногами».

Древние дороги Верхнего Подонья - карта-схема
Древние дороги Верхнего Подонья - карта-схема

География региона

Манёвры войск происходили на огромной территории Верхнего Подонья, на которой в древних русских документах встречаются названия четырёх полей. Первое – Куликово поле, расположенное в междуречье Быстрой Сосны и Дона, включая нижнее течение Красивой Мечи. В той войне русская армия Сосны не коснулась, поэтому она не попала в документы. Таким образом, у историков появилась возможность отрезать южную часть географического Куликова поля. Второе – Рясное поле, располагавшееся восточней Куликова, на левобережье Дона, на котором несколько речек носит название Ряса с добавлением прилагательного определяющего типа: Становая, Ягодная, Гущина. Причём, Рясное поле лежало за чертой Хэлэк, а Куликово – в её пределах, на русской территории. Третье – Всполье, надполье, простиралось к северу от второго, севернее реки Рановы. И четвёртое – Дикое поле, к югу от первого и второго, подразумевалось чисто формально там, где ещё не успело появиться русское население \95/. Причём условные границы полей менялись от века к веку, а понятие «Куликово поле» распространили на север, вплоть до Оки.

С появлением в электронных средствах документов и летописей, разрозненных отрывочных публикаций недоумевающих оппонентов, истина обнажилась, трепещет, ищет выхода из вязкого и клейкого лабиринта, требует объективного разбирательства и просит подвести всеобъемлющие итоги.

Мне повезло родиться и жить в самом центре исторического узла, в котором разыгрались главные события той военной кампании. Слышу зов предков: священников и однодворцев, всегда служивших и пахавших землю на Рязанской укрàине. Я помню местные предания о Куликовской битве на лебедянских полях. Хорошее знание ландшафтов способствовало умножению интереса исследователя. Кому, как не мне, поднимать это тяжёлое знамя?

Виталий Тихонович Донцов, простой школьный учитель села Большое Попово, прямо из школьного окна направил указку на Красный холм и высек искру, рассказав на уроке истории о великой битве с татарами рядом с Лебедянью у Гусина брода, о жестокой сече на Красивой Мече. За полвека искра не погасла.

Лебедянский Каменный Конь
Лебедянский Каменный Конь

Ключом к разгадке тайны Куликовской битвы послужил Каменный Конь, заново мною открытый в 2009 году \1/. Лебедянский Конь, стоявший в эпицентре военных действий, в устье Красивой Мечи, отмечен во многих исторических документах древности, которые постелили дорожную сетку Верхнего Подонья и привели меня на забытую Непрядву, на Поле Куликово в селе Перехваль.

Все финальные события Куликовской военной кампании сходятся на Лебедяно-Данковской земле. Думаете, армия зомбированных учёных прозреет и покается в заблуждениях, и сложит дипломы к подножию Храма Науки? Не дождётесь! Кривят душой уже полтысячи лет!

На исходе моих лет, я обращаюсь к Вам:

Люди русские! Поднимите истину!

Продолжение следует в главе "Красный холм в Чуровом крае" https://dzen.ru/a/ZNcHYdee2URloUxq

Смотрите фильм "Переход Мамая через Мечу" https://dzen.ru/video/watch/65cee4ba5235e6704d7d0990

Последняя редакция в декабре 2025 года.

Николай Прокофьевич СКУРАТОВ