Более полувека назад в мире музыке произошел культурный шок — рок-фестиваль "Вудсток". И сегодня мы расскажем, что же в нем было особенного и почему это событие имело оглушительный успех
Четыре дня любви, свободы и рока. Фестиваль в Вудстоке стал главным событием конца 60-х гг. 20 века в мире музыки. Символ конца "эры хиппи" собрал рекордные 500 000 зрителей.
"Когда мы смотрим назад на "психоделические шестидесятые", "Вудсток" — это первое, с чего неизменно начинаются воспоминания", — писал американский психолог, кислотный гуру Тимоти Лири.
Все, как бы это не звучало банально, началось с мечты. Молодой 27-летний хиппи Майкл Лэнг грезил коммуной вдали от больших городов, где смогли бы творить музыканты, ни на кого не оглядываясь. Майкл разбирался в музыкальных течениях и даже был менеджером группы Тгаin из Сан-Франциско. Но вернемся к мечте молодого хиппи. Он точно знал, как будет выглядеть место локации свободолюбивых музыкантов, но было одно "но"…. На воплощение своей задумки денег абсолютно не было.
И тут произошло важное и судьбоносное знакомство Майкла и Арти Корнфельда, вице-президента по репертуару компании Capitol. Молодые люди загорелись идеей создания музыкальной студии в городе Вудсток, которая распахнет двери для всех талантливых исполнителей.
"Тогда у Лэнга появилось предчувствие, что "Вудсток" не соберет ни доллара", — писал один из создателей фестиваля Эллиот Майкл Тайбер.
Где-то в параллельной вселенной, а именно — в Нью-Йорке, два друга думали над тем, куда выгодно вложить деньги. Это были Джон Робертс, наследник фармацевтической компании, и его друг Джоэл Розенман. И не придумав ничего, они решили разместить объявление в New York Times.
"Молодые люди с неограниченным капиталом ищут интересные, законные инвестиционные возможности и бизнес-предложения", — говорилось в тексте объявления.
Предложения посыпались на молодых людей как "из рога изобилия". Чудо это или фаталити, но Робертсу и Розенману попалось на глаза предложение Лэнга и Корнфилда. Они встретились вчетвером в феврале 1969-го. После обсуждений, идея создать музыкальную студию переросла в более масштабный проект. Ребята захотели организовать трехдневный рок-фестиваль на 50 000 человек. Вырученные средства от мероприятия было решено потратить на большой культурный центр со звукозаписывающими студиями и ретритом для музыкантов.
Организаторы нашли подходящее место для проведения фестиваля. Это был отличный индустриальный парк неподалеку от Уолкилла, штат Нью-Йорк. Но местные жители выступили резко против и власти запретили проведение концертов на этой территории. Помощь неожиданно предложил фермер Макса Ясгур. Он предоставил для мероприятия свое поле в районе городка Бетел в 96 км к западу от Вудстока. Площадка по форме напоминала чашу была. По словам очевидцев, поле было "совершенным природным амфитеатром". Там могло легко поместиться 50 тысяч человек. Именно столько заявили организаторы на переговорах с властями.
Совершенно неожиданно для организаторов фестиваля количество гостей увеличилось в 4 раза! Полицейские впоследствии говорили, что "Вудсток" в 1969 году посетили около 500 тысяч человек. При этом, гости фестиваля называют цифру практически вдвое больше — 800 тысяч.
"Поколение "Вудстока"? — о да, это было нечто! Пятидесятимильная автомобильная пробка… Ни еды, ни воды, ни крыши над головой… Льет дождь, все спят в грязи. "Чувак, это было круто! Какой сейшн! Кто, спрашиваешь, выступал? Так кто ж его помнит?", — вспоминал Джон Фогерти, фронтмен Creedence Clearwater Revival.
К радости "детей цветов" забор, отделяющий зону фестиваля, был повален. Входа и контроля билетов не стало. И, соответственно, канули в лету мечты организаторов заработать на фестивале. Собравшихся было так много, что на поле они перекрыли путь не только будущим гостям, но и музыкантам! Их пришлось доставлять на мероприятие по воздуху.
А выступали на фестивали поистине легендарные исполнители: The Who, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, Creedence Clearwater Revival, Джоан Баэз, Джими Хендрикс, Grateful Dead, Рави Шанкар, Карлос Сантана и многие другие.
Праздник удался на славу! Тысячи людей наслаждались счастьем и свободой, несмотря ни на плохую погоду, ни на отсутствие приемлемых бытовых условий.
"Когда разговариваешь с людьми, побывавшими там, по мере того, как они добираются до седьмого неба своей памяти, где располагается "Вудсток" — они воодушевляются так, как будто пересказывают мистическое событие", — писал один из посетителей фестиваля.
Свободная любовь на фестивале подарила миру около 200 тысяч внебрачных детей. Это было начало сексуальной революции и конец "эры хиппи". Конечно, многие мечтали повторить "Вудсток" с его уникальной атмосферой. Но до сих пор это никому не удалось.
Обложка: Catherine Lash
Автор: Личко Вера