В июле наши журналисты целый день ездили по проблемным маршрутам и спрашивали у курян, что они думают о новой транспортной схеме. Статья и видеопрограмма вызвали много откликов, в основном, негативных. Посмотрев наш ролик (прикрепляем его), первый замминистра транспорта области Александр Васильченко предложил прокомментировать проблемы, которые озвучили куряне, и ответить на наши вопросы. Автобусы не пришли «Курские известия»: – Откуда взялась проблема с недостатком транспорта, особенно в первые дни? Многие люди жаловались, что подолгу ждали на остановках, маршруток не было или они были переполнены. Александр Васильченко: – В первую очередь, это связано с тем, что к нам просто не пришли автобусы, которых мы ждали. В декабре 2022 мы были на выставке автобусов, были устные договорённости с заводами – всё нормально. В апреле 2023 мы получили гарантийные письма от заводов, что всё будет. А в мае оказалось, что у нас не состоялись торги по 11 маршрутам. Электробусы выйдут только в ноябре – хотя должны были приехать в июле. Есть и другая причина. Например, в первые дни после запуска схемы на ост. «Рокоссовского», «Черняховского» в 46-й автобус набивались битком. А рядом 7-й и 8-й троллейбус шли пустые. Люди не знали, что есть другой транспорт, который тоже им подойдёт. Это проблема с информированностью и с нашей стороны, и со стороны СМИ в том числе. Хотя мы не полгода готовились к переходу, а два или два с половиной. «КИ»: – Почему тогда не отложили запуск схемы? А.В.: – Так нам только в мае половина заводов сообщила, что не смогут! Заводы не смогли гарантировать поставку техники вовремя из-за проблем с запчастями. Из-за санкционного давления, из-за задержек на китайской таможне и других причин. Не пришли 150 автобусов среднего класса (вместимость около 60 пассажиров). Весь июнь мы искали альтернативы, в итоге сделали эти маршруты не на брутто-, а на нетто-контрактах. Пришлось вместо нового транспорта выпускать старые Пазики, мы их немного «причесали». Должно было по нетто-контракту выйти 125 единиц старой техники (в среднем чуть больше 40 пассажиров вместимость, как в Пазике). Но по факту ходит меньше, около 100. «КИ»: – Как по схеме понять, где нетто-контракты, где брутто-контракты? А.В.: – Нетто-контракты – это маршруты, которые есть в нашей новой схеме (магистральные 10, 15, 42, 93, городские 18, 22, 59, 94, 98), но пока ходит на них старый транспорт. И пересадки там пока платные, так можно отличить. Планируем их начиная с сентября переводить на брутто-контракт с бесплатной пересадкой (по мере прихода новой техники). С 1 августа мы как раз 4 магистральных маршрута переводим – 28, 35, 82 и 85. «КИ»: – А откуда снова взялись частники? (Это те старые маршруты, которых на новых схемах нет – прим. ред.) А.В.: – По плану в июле должна была прийти техника с суммарной вместимостью больше 9000 пассажиров. А та, что вышла на замену на нетто-контракты, в теории суммарной вместимости около 4000 пассажиров, а реально даже меньше, в 2 раза разница. Отсюда проблемы в южной части города. 3 июля на планёрке правительства области было принято решение, чтобы закрыть эту разницу, временно вернуть частников. Контракт с ними заключён до декабря 2023 года. Это 11 маршрутов частников: 61, 71, 72, 75, 91, 99, 245, 265, 273, 275 и 280. Там должно выходить 80 штук, но по факту тоже меньше. Не хватает 150 – 200 водителей «КИ»: – Какая ситуация с троллейбусами? Есть жалобы, например, что с Кавказской стало сложнее уехать после отмены нескольких старых частных маршрутов. А.В.: – Сейчас проблема в водителях. И новую технику ждём. Например, троллейбусы №7 и №8, там не хватает водителей. Там ходит 3 и 4 троллейбуса соответственно. Троллейбус на 2-м и 9-м маршруте, где Кавказская, также проблема дефицита водителей, хотя и не такая острая. Мы в курсе этой ситуации, работаем, ситуацию будем решать постепенно, как будет приходить новая техника. К марту 2024 года вся транспортная схема заработает на 100%. Придут раньше водители, хорошо, выпустим раньше на линию. По мере возможности число техники там будет увеличивать. «КИ»: – А сколько единиц техники суммарно было в прошлой схеме и сколько должно стать в новой? Сколько суммарная вместимость пассажиров? А.В.: – Раньше должно было ходить около 450 единиц техники, в основном, малой вместимости. Но по факту на линию выходило меньше. Суммарная вместимость – примерно 17 тысяч. В новой схеме с учётом автобусов средней и большой вместимости должно быть около 23 тысяч. Число техники – около 350, с учётом новых электробусов и т. п. планируем потом довести до 400. Мы хотим, чтобы среднее время поездки по городу не превышало час (отдельные случаи, вроде пр-та Дериглазова – Волокно – исключение). «КИ»: – И когда эта техника будет? А.В.: – В основном, должна быть в течение сентября, кроме электробусов. 100 автобусов на сентябрь заводы подтвердили. Но мы опасаемся, что партия в 100 автобусов не придёт одновременно день в день перед стартом. Будет негатив в сентябре, мы хотели нивелировать, но это неизбежно. Полностью обновимся и выстроимся в 4-м квартале, октябрь-ноябрь. «КИ»: – Про технику понятно, а что с водителями? А.В.: – Сейчас в городе не хватает 150 – 200 водителей. Это связано ещё и с тем, что лето. Пассажиров меньше, многие водители-частники привыкли уходить в отпуска или идти на заработки на стройку. Будем эту проблему решать. «КИ»: – Какой график работы водителей? Жители сообщали, что некоторые водители работают с 6 утра и до ночи. А.В.: – График работы утверждают перевозчики, но он должен соответствовать Трудовому кодексу. По ТК – не больше 164 часов в месяц. По сменам, у них может быть смена 8 часов с одним перерывом на час или 16 часов с двумя перерывами. «Не экономия, а воровство» «КИ»: – Были сбои в работе приложения «Курский транспорт». Мы сами с этим столкнулись, когда нам предложили с Волокно на Магистральный ехать 2 часа через ост. «Картодром». С чем это связано? А.В.: – Дело в том, что у нас более узкий диапазон пешей доступности. Он берёт ближайшую остановку, а не удобную остановку. Вот мы на Радищева, 17, он строит все маршруты от троллейбусной остановки. А «Яндекс» – от Дома книги. Мы попросили разработчиков увеличить зоны пешей доступности. Это работа кропотливая – руками вбивать и изменять для 500 остановок. А ещё в городе в некоторых местах работает РЭБ, погашение сигналов ГЛОНАСС. Автобус то появляется, то пропадает. «КИ»: – А в чём разница с «Яндексом» и зачем было нужно своё приложение? А.В.: – Сейчас по результатам опросов жители чаще пользуются «Яндексом», чем «Курским транспортом». «Яндекс» отправляет сигналы геолокации раз в несколько минут, иногда реже, а всё остальное время моделирует поведение, исходя из прошлых поездок. А у нас сигналы отправляются раз в несколько секунд. Но «Яндекс» моделирует не сразу, им нужно 2 недели, чтобы составить модель. Поэтому нужен был «Курский транспорт». Когда «Яндекс» уже смоделировал, он начинает работать лучше, чем любое приложение в стране. Но «Яндекс» – это одна из крупнейших компаний в мире. А своё приложение мы развиваем. Например, у нас есть удобная версия для слабовидящих, работает техподдержка в реальном времени. Сейчас, если возникают какие-то вопросы по конкретным маршрутам, просим отслеживать транспорт в двух приложениях. Для пенсионеров, кому сложно пользоваться приложением, мы работаем над «горячей линией», чтобы пожилому человеку могли помочь в режиме реального времени. «КИ»: – Почему нет общей транспортной схемы внутри автобусов? И почему их расклеивают бумажные, а не антивандальные? А.В.: – Схемы меняются. Вот у нас в августе изменения, потом будут в сентябре, до конца года что-то может меняться. Сейчас нет смысла, а потом сделаем антивандальные на остановках. Внутри автобуса большую схему негде поместить, она закроет окно или будет нечитаемой. Но схема конкретного маршрута внутри автобуса – это штраф перевозчику, такое условие контракта. Если нет схемы, можете сфотографировать и прислать нам, перевозчика оштрафуют. «КИ»: – Зачем было привязывать льготный проезд к банковской карте, а не к проездным, как раньше? А.В.: – Во-первых, закрыли 11 пунктов выдачи карт с 15 сотрудниками. Выпуск проездного стоил 100 рублей. За год суммарно экономия на зарплатах, проездных и остальном, по моей оценке, доходит до 20 млн. рублей. Банковская карта именная, мы хотим прекратить ситуации, когда человек ездит по чужому льготному проездному. Такие люди, кто не платит, они не уважают себя и не любят город. Если кто-то считает, что он экономит, то это не экономия, а воровство из бюджета. «КИ»: – Много жалоб на 10-й, 15-й маршруты, что редко ходят, пересадки платные. Мы 50 минут ехали от «Сказки» до 5-й поликлиники, но так и не дождались 10-й. А.В.: – Они на нетто-контрактах. Там дефицит водителей. Минтранс их штрафует, но штрафы маленькие – 20 рублей за километр им город платит. Им дешевле не ехать по расписанию, не получать эти 20 рублей, и всё. 10-й и 15-й маршрут, как и некоторые другие, на брутто-контракты перейдут в сентябре. Тогда ситуация изменится. «КИ»: – Про 41-й маршрут говорят, что ходит редко. И на другие маршруты были жалобы, что водители специально едут медленно, ждут на остановках. А.В.: – 41-й не ходит редко. Что значит – редко? Перевозчик ходит по нашему расписанию, которое мы ему дали. Расписание составляли с учётом осенне-зимних пробок, а сейчас лето. Там, где это проблема, будем его корректировать. А ещё считаем плюсом работу транспорта в вечернее время, по расписанию.
Александр Васильченко о курском транспорте: «Будет негатив в сентябре, хотели нивелировать, но это неизбежно»
1 августа 20231 авг 2023
170
7 мин