Несколько месяцев назад я писал статью про пенсионеров, которых поймали на общественно-опасных поджогах административных зданий среди бела дня. В той статье я задался вопросом, как устроен мозг таких людей.
Оказалось, явление приобретает массовый характер. С каждым днем подобных историй становится все больше, вы только почитайте: уже 6 случаев зарегистрировано только за один вчерашний день!
Я вам рекомендую прочитать статью и вернуться сюда, просто чтобы вы понимали, о каких людях идет речь.
Может, я чего-то не понимаю?
Я не имею юридического образования и никак могу оценивать правовые последствия данных действий, пусть этим занимается суд.
Но я уже 20 лет интересуюсь психологией, и мне на исследовательском уровне интересна сама логика, которой руководствуется такой человек, и какими-такими методами психологической обработки якобы обычных случайных людей заставляют все это делать ПО ТЕЛЕФОНУ?
Представьте себе:
Вы стоите на улице, ждете автобус. Остановка "Военкомат". Мимо идет-бредет себе по улице бабушка с авоськой. Достает из нее стеклянную бутылку - кажется, с растительным маслом.
И внезапно, с несвойственной своему возрасту силой, кидает в окно здания. Среди бела дня. Бьется стекло. В здании вспыхивает пожар.
Бабушка вздыхает, скрючившись, бредет к остановке, садится на лавочку и ждет своей участи.
Приезжают пожарные. Тушат пожар. Приезжает ОМОН. Все смотрят на бабушку. Ничего не понимают.
В результате допроса в полиции бабушка рассказывает, что ей час назад кто-то позвонил с незнакомого номера, рассказал, что на нее взяли кредит, уговорил поджечь здание и обучил, как сделать зажигательную смесь в домашних условиях.
Мне одному кажется, что в этой истории что-то не бьется?
Но есть ли тут хотя бы логические связки? Лично я их в упор не вижу.
Как они за несколько часов телефонных разговоров с незнакомцем, помимо психологической обработки с установлением невероятного уровня доверия, обучают гражданских всем секретам спецназа? Что это за волшебники такие на том конце трубки - которые и убедить, и обучить нехорошему могут незнакомого человека по телефону за пару часов?
Более того: почему взрослый человек, даже проработавший всю жизнь не связанной с юридическими моментами сфере, и совсем не знающий законов, не понимает, что это заведомо незаконно и грозит большими сроками?
Чтобы обучить среднестатистического пенсионера пользоваться приложением банка на телефоне, требуется около 10 лет. Не часов, не дней, не месяцев - лет.
Вы пробовали когда-нибудь в чем-нибудь убедить пенсионера или обучить его чему-нибудь новому? В 146% случаев проще плюнуть и сделать самому. Мне лично кажется, что-то тут нечисто.
Но если это не сбежавшие пациенты психбольницы, то кто все эти люди?
Если мы вчитаемся, там есть и случаи, когда этим занимаются люди среднего и молодого возраста заведомо в разуме. Зачем? Почему?
Проблема всех этих историй в том, что необучаемых, как ни странно, невозможно ничему обучить.
Тут надо определиться: или они необучаемые/невменяемые, или они, наоборот, прекрасно обучаемые и все понимают - тогда у них есть какой-то внутренний стимул на данные действия, а сама история "мне позвонили с незнакомого номера и приказали гипнозом" - это не более, чем дырявое прикрытие.
Помимо того, что любые действия с зажигательной смесью в городской среде очевидно общественно-опасны, у этих людей что - полностью отсутствует инстинкт самосохранения?
Одна из фигуранток, якобы взявшая перед своим арестом кредит на 3 млн и отправившая деньги непонятно кому, работала учителем (да, учила детей).
Если мы поверим в то, что нам рассказывают, получается, неизвестные злоумышленники за час телефонного разговора обучают обывателей почти всему совершенно секретному курсу молодого Джеймса Бонда - химии, взрывотехнике, конспирации - всему, кроме плана отступления.
Видимо, так и задумано: кинуть бутылку и сдаться полиции. Но зачем?
Дальше думайте сами
Вот вам наводочка:
Когда некое издание-иноагент освещало историю некоего "художника-акциониста", который поджег здание городской администрации Евпатории, заголовки были в стиле:
"Художнику дали 15 лет за мирную акцию: он облил белой краской здание мэрии".
И лишь где-то в конце текста можно было найти маааааааалеенькое упоминание министра иностранных дел СССР и его любимого коктейля.