"Очи чёрные" - первый фильм Никиты Михалкова, снискавший громкий успех за рубежом. Однако картина, после которой о режиссёре узнали во всём мире, так и осталась без своей главной награды.
"Очи чёрные" (1987) - фильм Никиты Михалкова с весьма своеобразной судьбой.
Эта кинолента, в основу сценария которой положены творчески осмысленные рассказы Чехова и идея о приезде итальянца в дореволюционную Россию, - одна из наименее раскрученных в нашей стране картин знаменитого режиссёра. Пожалуй, среди отечественной зрительской аудитории фильм известен главным образом по двум вокально-музыкальным композициям - знаменитому романсу "Очи чёрные" и звучащей приветственной песне "К нам приехал, к нам приехал итальянец дорогой".
А вот на международном кинорынке у картины была совсем другая судьба - именно с неё началась широкая известность Михалкова за рубежом.
Рецепт успеха: чеховский сюжет, итальянские деньги, Мастроянни в главной роли
Во-первых, свою роль сыграли особенности сюжета. Характерная для лирических рассказов Чехова о несчастливых, но красивых романах (классический пример - "Дама с собачкой") история изменена. Главным героем становится итальянец, влюблённый в русскую красавицу. Роковая страсть приводит главного героя, архитектора-итальянца Романо, в провинциальную Россию, где он и знакомится с великим и противоречивым русским народом.
Во-вторых, в качестве этого самого итальянца на экране предстал Марчелло Мастроянни, звезда мирового кинематографа. Уже один этот факт привлекал особое внимание иностранной прессы и публики. К тому же знаменитый актёр по-настоящему выложился: "Очи чёрные" можно смело назвать последней выдающейся ролью Мастроянни. Впереди у него оставалось девять лет жизни и 13 работ в кино - но с ролью Романо они сравниться не смогли.
В-третьих, картина имела интернациональный, советско-итальянский характер, деньги на производство выделяли в первую очередь иностранные инвесторы. Так что преодолеть западную предвзятость к русским в данном случае было легче. Доходило до того, что, например, в финальную номинацию "Лучший фильм на иностранном языке" кинопремии "Золотой глобус" лента попала как представитель Италии.
Русские разборки в Каннах
Аналогичная номинация имеется в копилке фильма и во Франции (премия "Сезар"), и в Англии (награда Британской киноакадемии). Но наиболее высокие шансы на самую престижную награду фильм Никиты Михалкова имел на Каннском международном кинофестивале в 1987 году.
В итоге "Очи чёрные" были отмечены наградой смотра (приз за лучшую мужскую роль получил Мастроянни). Однако до главного приза - Золотой пальмовой ветви фильм не добрался, и случилось это, согласно версии самого Михалкова, "благодаря" усилиям его соотечественника и коллеги Элема Климова.
В 1987 году Элем Климов, автор замечательных комедий "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён", "Похождения зубного врача", а также самого страшного фильма о войне "Иди и смотри", был включён в состав жюри Каннского кинофестиваля. И в этом качестве буквально настоял на том, чтобы приоритет был отдан другой советской картине - "Покаяние" Тенгиза Абуладзе. По одной из версий, получение престижной международной награды именно фильмом "Покаяние" Климов, чьи отношения с Михалковым были весьма сложными, считал крайне важным для успеха разворачивавшейся в СССР перестройки.
В итоге жюри прислушалось к настойчивым требованиям Климова - "Очи чёрные" остались без первостепенных наград, а фильм Абуладзе был удостоен в Каннах Гран-при (вторая по значимости премия).
Между тем, по воспоминаниям Никиты Михалкова, именно на съёмках этой картины, проходивших в 1986 году в Костроме, с ним случилось настоящее чудо.