Азия – транспорт и путешествия. Оглавление
Итак, поездка по ближнему зарубежью, обещанная на днях в статье о рельсовых цепях, началась. Граница ощущается уже километров за десять — по бескрайнему хвосту фур:
А вот уже показалась и пулемётная вышка:
На погранпереходе Маштаково вовсю идёт ремонт:
Автобус выгружают перед смотровой ямой, все пассажиры проходят погранконтроль. Именно пограничный, а не таможенный — за слово "таможенник" в свой адрес пограничник может в печень дать — и правильно сделает. Таможенники контролируют перемещение материальных ценностей и на границе России с Казахстаном сейчас не стоят, благо мы в Таможенном союзе, а пограничники контролируют перемещение людей. И подчинение у этих структур совершенно разное, погранслужба входит в состав органов госбезопасности.
И вот я в погранзоне:
С той стороны едет весьма интересный грузовик с 3-осным прицепом. Не полуприцепом, 3-осные полуприцепы — это евростандарт, а прицепом:
На самой-самой границе стоят "Янтари" для контроля радиации. Интересно, почему машина едет на мужиках, а не мужики на машине? Ехали бы из России — можно было бы пошутить, что цены на бензин в России такие, что дешевле так:
Уральск от границы менее чем в часе езды. Вот пост жол патрульдик бекети на въезде — очевидно дорожно-патрульной службы, причём, как видим, на жилете аббревиатура русскоязычная:
В западной части города есть площадь и памятник Маншук Маметовой. В 1943 году, в возрасте 20 лет, в бою в белорусском Невеле она осталась последней из нескольких пулемётных расчётов, успела на последних силах уложить 72 фашиста и стала первой казахской женщиной-Героем Советского Союза.
В памятнике помимо Маншук Маметовой увековечены Хиуазе Доспанова и Алия Молдагулова:
Возле площади — закрытый подземный переход:
Сейчас кроме рисунка в нём ничего хорошего:
Западно-Казахстанский областной суд, хотя я сперва думал, что дума:
Рядом — православный храм, уж извините, на "полтос" (объектив 50 мм) целиком не поместился:
Сразу чувствуется, что это Средняя Азия — ливнёвка выполнена не под землёй, а в виде арыков:
Интересно, сколько местных электросамокатчиков уже туда улетело, не справившись с "шимми" переднего колёсика (колесом я это без отвращения назвать не могу)? Надо взять арыки на вооружение в России:
Видимо, обилие открытой воды вокруг успокаивает жителей степей:
Места здесь чапаевские, в этом доме жил сам Фурманов:
Среди здешних автобусов полно свежих ЛиАЗов-5292:
На заднем плане — пушкинский дом.
А на этом автобусе красуется герб Орала/Уральска:
Светофор показывает непонятный сигнал — лунно-белый, красный и жёлтый:
О понятных сигналах я рассказываю в "Зелёной полосе", недавно вышло видео про тональные рельсовые цепи.
А вот и сама чапаевская река, в честь которой назван город:
Под Атырау она впадает в Каспийское море, причём разделяется на непригодную для судоходства дельту — и для судов проложен Урало-Каспийский канал.
И ещё один Урал, только не водный, а колёсный, принадлежности армии Казахстана:
А этот грузовик вызывает целую гамму чувств:
Как не вспомнить Андрея Рыбакина, царствие ему небесное, с его пародией на "Топ гир": "он просто урод"? А Мишу Шелега? "За три сотенных бумажки на ЗИЛе возил..."
Однако на путепровод я пришёл не только за грузовиками, а прежде всего за тепловозами. И вот казахстанский эндемик — 2ТЭ10МК-КН, глубокая переделка 2ТЭ10М — с американским дизель-генератором:
Сколько тут "за три сотенных бумажки", аж парами ходят, как бомбардировщики:
Ещё две казахстанских достопримечательности — ТЭ33А и Тальго:
Отвратные и с лица, и тележками американские ТЭ33А закупают Казахстан, Молдавия и ещё пара стран бывшего СССР. Тележки у этого агрегата челюстные, что это значит — я рассказал в статье "ТЭД-23":
А Тальго в России ходил под именем "Стриж". Это весьма оригинальная машина — нерасцепляемый состав, кузова которого опираются на отдельные разрезные оси. Благодаря этому глубоко опущен пол, а также можно легко менять ширину колеи. Вот один из кузовов — вагонами в привычном смысле они не являются, так как каждый делит две оси с двумя соседними кузовами:
О Тальго я расскажу отдельно.
Вот перегон развернули, на Жилаево пошёл хозяйственный поезд:
Что интересно, посёлок называется Желаево, а станция — Жилаево, многие наверняка замечали фитинговые (контейнерные) платформы приписки ст. Жилаево. Такое разночтение на одну букву я встречал ещё в Казани — там район, станция метро и станция ЖД называются то Ометьево, то Аметьево, не помню, что как.
В хвосте "хозяйки" — планировщик балласта PBR-400U-RS:
С путепровода видно автотранспортное предприятие, на территории лежит на боку ЛиАЗ-5256:
Подобный кадр, только куда более подробный, у меня есть с улетевшим в Самаре в 2020-м трамваем Татра Т-3. Он тогда смял пять машин и чудом ни одного человека. Когда-нибудь я дойду до трамвайной темы и выложу эти кадры...
Калашный ряд 5256-х и одного бедного родственника:
Напоминает этот кадр:
В некоторых местах Уральска на остановках стоят закрытые павильоны:
В краю, где в мороз минус 40 бывает сильный ветер — спасительная вещь, даже без отопления:
В Израиле, например, в таких павильонах работают кондиционеры, но здесь не Израиль, здесь кондиционер стоит, но не работает:
И какой же город без тыгдыков? Можно листать:
А этот "за три сотенных бумажки" на базе ГАЗ-53, судя по заднему левому колесу, в отпуске:
Табло на вокзале ст. Уральск:
По станции тяжёлые манёвры делает секция "парнокапотника":
Лёгкие — ТЭМчик, а вдали стоит наш Тальго:
Начинается одна из самых неудобных поездок на поезде дальнего следования в моей жизни. Одни только съёмные столики чего стоят — стационарных столов тут нет:
А эти съёмные двумя штырями ставятся в пластиковые бобышки (видна справа внизу) и никак не фиксируются. Удивительно, что все четыре бобышки в этом купе целы, насчёт других не знаю.
Но о Тальго, как я уже сказал, в другой раз. Пока же выйдет видео о сборке авиационного аккумулятора, потом по плану статья о начале сборки АИ-25. Но это по плану, который жизнь покажет...