Узнать в ветхой старушке Анну Ивановну было не просто, но Катя узнала- профессиональная память на лица.
"Ну конечно, у них же здесь дача, еще мы со Светкой малые были, когда им от завода участок дали. Значит, до сих пор занимается. Молодец, старушка. Тьфу ты, мысленно чертыхнулась Катя, назвать Аниванну (как она звала ее в юности) старушкой не поворачивался язык,- но она совсем плохо выглядит. Седая, сгорбленная, неухоженная как будто. А ведь она примерно возраста моей мамочки. Значит Аневанне еще нет и 60... Совсем Светка мать запустила.
Катя и Света были не просто одноклассницами, но и лучшими подругами всё свое детство и часть юности. Потом судьба, конечно, развела: разные университеты, затем замужества, народившиеся дети. Но разошлись без ссор, просто с течением жизнь созванивались и виделись всё реже, а потом в один момент и редкое общение сошло на нет.
Катя продолжала жить в родном городе, Света, насколько было известно, тоже никуда не уезжала, но мегаполис есть мегаполис- за последние лет эдак десять друг друга они нигде не виделись . А специально встречи и не искали.
А тут- бах, неожиданная встреча со Светкиной мамой. Впрочем, вполне закономерно. Просто Катя не сразу вспомнила, что именно на этом садоводстве когда-то проводила лучшие дни в своей жизни, гостя у любимой подружки на даче.
Сейчас Катя и её муж сами стали владельцами участка. Давно коммерческое предприятие, бесплатно участки здесь никому уже не давали. Но Катин муж хорошо зарабатывал и они наконец-то приобрели землю, о которой долго мечтали: с краю от домов, у самого озера, в окружении леса. Мечта а не дача! Вадик так хотел собственный причал, лодочку завести, собачку... Катя счастливо подняла голову и улыбнулась мягкому осеннему солнцу: пожалуй, они даже катерок себе позволить могут. Она была очень горда за своего мужа, сумевшего достичь такого финансового положения.
В тот первый раз, Катя не поздоровалась с Анной Ивановной. Она ехала на машине, женщина брела по дороге, нагруженная сумками, очевидно- с остановки автобуса. Было неудобно резко притормаживать, поднимая вокруг пвль и сбивчиво обьяснять, кто ты такая. Вдруш женщина напугается или растеряется, не вспомнит.
Нет, Катя решила прогуляться до дома Аниванны целенаправленно, с коробкой пирожных. Сначала- поздороваться через забор, а если пригласят в дом, то зайти на чай. Больно не терпелось узнать, как там поживает Светлана.
Шагая по дороге к знакомому месту, Катя как всегда загрустила, немного всплакнула, вытерев рукавом глаза. Благо её никто не видел: в садоводстве осенью не так много дачников.
Всегда оставаясь наедине с собой Екатерина вспоминала свою маму, которой уже несколько лет не было рядом. И сейчас ей хотелось бы вот так идти к своей родненькой, сесть за её стол и рассказывать всё на свете. И не важно, как далеко нужно было бы идти, она, Катя, непременно дошла. Вот только не было туда дороги... Катя была уже взрослой женщиной, но, вспоминая о матери, всегда чувствовала себя маленькой брошенной на произвол судьбы девочкой.
Отогнав печальные мысли, Катерина заставила себя приободриться- Светкин дом уже был рядом.
Анна Ивановна копошилась во дворе- жгла в бочке мусор, сгребала листву- обычные осенние дела дачников. Катя предположила, что женщина живёт на даче круглый год и оказалась права.
Светкина мать узнала подругу и одноклассницу дочери сразу же.
- Ой, Катерина, ты и выросла,- счастливо засмеялась она, обняв гостью,- а была-то в детстве на голову ниже Светки. Ну, красавица. Пойдем в дом, только не обессудь- беспорядок, гостей не ждала.
Пока пили чай, Катя исподтишка разглядывала обстановку. Мебель, похоже, не меняли последнее лет двадцать. Кате казалось она прекрасно помнит и тот комод в углу, и торшер возле продавленого дивана.
"С деньгам в семье не густо,- сделала вывод она.- Неужто Светка так тяжело живёт? А ведь всегда была пробивная. И образование получила хорошее..."
Расспросив Аниванну о бывшей подруге, немного успокоилась. Нет, у Светланы жизнь бьет ключом: третий по счёту брак, Света наконец нашла то, что искала. Муж большой начальник. Дети пристроены в хорошую гимназию, сама держит небольшой салон красоты. Всё путем! Наверняка, будет рада услышать, что заходила в гости Катерина. Ещё и обосновалась поблизости!
- А когда вы со Светой увидитесь? Когда она приедет?,- с нетерпением спросила Катя. Ей вдруг невтерпёж стало увидеть подругу, особенно после столь теплой беседы с её мамой. Родные люди! Как весточка из детства.
Анна Ивановна на Катин вопрос смутилась, опустила глаза:
- Света редкий гость здесь. У неё множество дел, сама понимаешь. Дети- подростки, у всех секции, репетиторы, бизнес у неё, предприятие у мужа. Не до меня им. Да и с мужем её мне, знаешь, не всегда общий язык легко найти. Он- весь в политических обсуждениях, в экономике своей. А я что? Поддержу разговор темой выращенного урожая? Нет, я давно смирилась. Не хотят приезжать, не нужно. Захочется Светлане- появится. Она знает, что я всегда её жду. Её и внучат.
Легкий душевный разговор сменился тяжелым повествованием о разрыве матери и дочери, как ясный день внезапно сменяется набежавшей ненастной тучей.
Катя вскорости попрощалась и, пообещав забегать изредка, ушла.
Судьба- дама удивительная и наверняка очень хитрая. Со своим, так сказать, чувством юмора.
Не встретив Светлану на улицах города ни разу за последнюю десятилетку, Катерина повстречала подругу буквально через 3 дня после памятного разговора на Светиной же даче.
- Катька, ты?!- воскликнула та,- глазам не верю! Я думала, ты давно в столицу рванула, ну или в Питер, в крайнем случае.
Подруги расцеловались и крепко обнялись.
- Как я рада тебя видеть,- искренне говорила Катерина, поглаживая руку Светланы в мягкой итальянской дубленке,- пойдем кофе попьём, а? Ну не на улице же разговаривать? Я всё хочу о тебе знать, что ты, как ты? Пойдем, вон там Сен Жермен на поворотом, отличный кофе варят.
И опять был душевный разговор, за который вспомнили всё на свете: и детские влюблённости, и расшибленные коленки, и радости и несправедливости, и страшные тайны, доверенные лучшей подруге шёпотом в подушку ночью, и слезы от обид, и беспричинный хохот у доски на уроке...
Светлана расстроилась, услышав, что ушла Катина мама.
- Рано, так рано,- сокрушалась она.
- Свет, слушай, ты прости меня, если я покажусь тебе бестакной... Но когда я у Аниванны в гостях сидела, мне показалось- как бы это сказать?- что она живёт достаточно скромно. Черезчур даже. И сумки эти с автобуса тащила... Немолодая ведь уже... Ей, наверное, тяжело одной с огородом управляться...
Катя взглянула на подругу с надеждой, что та сейчас одним махом развеет её сомнения, объяснит, что всё в порядке, мать не брошена, просто Катя попала не в самый удачный период, а так они ведь собирались... Буквально завтра...
Но- нет.
Слова Светланы прозвучали совсем по другому.
- Я не думаю, что должна объяснять, но ладно. Вот смотри: мама родила меня, верно? Я ей благодарна, за всё: за детство, за добротную школу, хороший институт. Спасибо. Но дальше- я сама. Выросла, из гнезда упорхнула. Начала строить свою жизнь. 3 мужа у меня было. Думаешь, с ней рядом это возможно было бы? Да она бы и с первым мне разойтись не дала, твердила бы о непоколебимости института семьи, о верности и чести, ну, сама понимаешь. А я для себя искала лучшей жизни и я её нашла. А кто для себя лучшего не желает? Да каждый. Только у каждого лучшее- своё. И может сильно отличаться от чужого.
С мамой мы разных взглядов, разных принципов. Нам и говорить-то по большому счету не о чем. Она свой долг передо мной выполнила. Спасибо ей за это.
- А ты? - почти шёпотом спросила Катя.
- Что- я?
- А твой долг?
- Мой долг- дать всё то же самое потом своим детям: детство, школу, развитие, физическое и интеллектуальное, поступление, обретение профессии. Я им это дам, можешь не сомневаться. А дальше- они сами. А потом уже они- своим. Это же цепная реакция, цепочка жизни. Поэтому я маме ничем не обязана. Своим детям-это да, без вопросов.
Японцы, например, своих детей нет удерживают, крылья им нет обрезают. Наоборот из гнезда выталкивают почём зря. Лети, мол. Даже хокку у них есть по этому поводу.
А маме... Так если ей помощь понадобится, разве я откажу? Нет, конечно. Ты скажи ей. Я куплю всё, что надо, с водителем тут же пришлю. Спроси, правда. Товара, продуктов навезут- на всю зиму хватит.
- Спасибо, Света,- почему-то поблагодарила подругу Катя, поднимаясь,- пойду уже. Дети ждут, забирать пора.
Подруги неловко обнялись на прощание.
- Наверняка ещё встретимся,- сказала Светлана,- столько лет не виделись и вот!
- Да, наверняка.
Катя ехала по проспекту, уговаривая себя: не рыдать. Ну что ты за нюня такая стала, ей-богу! Тетка 36 лет, а сентиментальная будто гимназистка. Глаза вечно на мокром месте. Не реветь! Мыслить строго рационально! Что бы привезти такое Аневанне, чтобы не обидеть женщину излишним вниманием? Будем приучать постепенно. Поэтому, никакой излишней пищи. Никакой мебели. Для начала так. По мелочи: десерт к чаю, вкусной колбаски в нарезке. Из приятного, может быть нарядную вазу? Или набор добротных полотенец. Можно подумать еще о какойи-нибудь интересном и функциональном садовом инструменте...
Мысли Кати утекли в приятное русло приобретения и дарения подарков. Она была из тех редких людей, которые получают большее удовольствие одаривая, нежели принимая.
А ночью Кате приснился сон, будто у её детей была бабушка. Которую они никогда не видели.