Найти тему
Соло - путешествия

Загадка горельефов Донского монастыря или Как звали верблюдов: расследование читателя

Я уже не раз говорила о том, что самое ценное в Дзене - это люди. Вот у меня есть совершенно замечательные читатели. Они не только читают и комментируют, но и сами рассказывают классные истории. Вот мой давний читатель Александр Молотков, большой любитель истории, в том числе альтернативной, провел целое расследование и рассказал об этом. Вот его история:

В Донском монастыре хранятся несколько оригинальных горельефов, снятых с разрушенного Храма Христа Спасителя. Один из них - "Мельхиседек, встречающий Аврама с плененными царями". Там изображены группа людей и пара верблюдов. Давайте попробуем разобраться, кто есть кто, и что вообще там происходит. Возможно, изучая первоисточники, мы узнаем даже имена верблюдов. Изучать будем, конечно же первоисточники, т.е. Священное Писание, которое, во-первых правдиво, а во-вторых буквально, т.е. не содержат никакой иносказательности.

Горельефы
Горельефы

А произошло вот что. Два главных персонажа сюжета - Мельхиседек, о котором очень мало что известно, кроме того, что он был одновременно и священник, и царь города Салим, (где, кстати, через полтора тысячеления будет крестить Иоанн) и Авраам, который в тот момент был еще Аврамом, с одним "а".

Аврам с женой Сарой и племянником Лотом, вернулись из долгого и захватывающего путешествия в Египет (там Сара, будучи женой Аврама побыла недолго женой фараона, по-нашему, видимо, это что-то типа королевы. Тут надо понимать масштабы того Египта и того Ханаана, ну это примерно как сегодня США и Мексика, или Китай и Монголия). Путешесвие было удачным, вернулись они немыслимо богатыми, и поселились по соседству - Аврам с женой в Хевроне (этот город существует и поныне), а Лот в Содоме. Несколько лет благополучной жизни завершились, как всегда, внезапно. Содом, а с ним еще четыре города были в вассальной зависимости от жестокого царька с юго-запада Аравийского полуострова. Двенадцать лет эти пять царей исправно платили дань, а "в тринадцатом году возмутились" (я ничего не придумываю, в Библии прямо так и сказано). Карательная экспедиция не заставила себя долго ждать.

Место действия
Место действия

Пять городов, в том числе Содом и Гоморра были разграблены, люди уведены в плен. Из Содома похитили даже Лота, племянника Аврама. Пять царей, подвергшихся атаке, попытались было дать решающую битву, но были разгромлены, а известные нам по именам цари Содома и Гоморры (соответственно Бера и Бирш) "упали в смоляные ямы". Оствшиеся цари (нам в дальнейшем понадобятся их имена - Шинава и Шемевара, а также примкнувший к ним царь из города Белы, чье имя в Библии не указано) спаслись бегством.

Узнав об этом, Аврам пустился в погоню, настиг негодяев, всех победил, всех разгромил, и захватил все трофеи, украденные из разграбленных городов, возвратил имущество выжившим царям, и спас, конечно племянника Лота.

-3

Итак, давайте теперь посмотрим на горельф. Центральная фигура в расшитом одеянии (вообще, богатая одежда нам здесь сильно помогает распознавать персонажей) - это Аврам, указующий на освобожденных из плена. Слава от него - Мелихиседек, тоже в дорогой, расшитой одежде, который вышел благословить Аврама и вынес хлеб и вино. Позади Мельхиседека - юноша с лепешками и напитками, на полу стоит корзина - в ней - десятая часть добычи Аврама. Поскольку Мельхиседек был "священник Бога всевышнего", то десятина это вполне законно. 

-4
-5

Давайте теперь разберемся с царями, тут все непросто. Мужчина за спиной Мельхиседека - это безусловно царь Содома, предложивший Авраму забрать все материальные трофеи, а вернуть только людей. Аврам, как известно, вернул царю Содома вообще все (недальновидно, как по мне). Имя предыдущего царя Содома нам тоже однозначно указывает Библия, это Бера, но, как мы помним, он утонул. На горельефе изобажен наверняка новый царь Содома, имя которого нам неизвестно, но известно, что он был такой же пакостник, что и предыдущий, не случайно именно при нем Содом был испепелен.

-6

Двое мужчин с мешками за спиной у Аврама - это безусловно упомянутые Шинава и Шемевара, цари спасенных Аарвмом городов, с мешками возвращенного добра. Там был еще третий царь (мы помним, что всего их было пять, два утонули), но поскольку имя его Библия не назывет, то вероятно, скульптор решил его тоже не упоминать.

-7

Трое откроков, о которых говорит Библия, которые "ходили" с Аврамом в освободительный поход - Анер, Эшкол и Мамрий. Им отдали часть добычи, поэтому они благодарят Мельхиседека. Двое из них в нижней части горельефа, между Аврамом и Мельхиседеком (может показаться, что там не отрок, а отроковица в расшитом одеянии, но нет, у него кадык), а третий с палкой в самом правом углу.

-8
-9

Безусловно пожилой мужчина с посохом на заднем плане - это Лот. Он в простом рубище, потому что его расшитую дорогую одежду похилили в бою.

-10
-11

Два грустных мужчины с лицом плененных витязей в кандалах - это, конечно же двое из четырех напавших царей. Об их царском присхождении говорит опять же расшитая одежда и ленточки на головах. Их имена, конечно же тоже дает нам Библия, это - Кедорлаомер и его главный союзник Амрафел, совершенно исторические персонажи.

-12
-13

Женщина верхом на верблюдах - это либо жена Лота, либо часть имущества. В те времена женщины приравнивались к добру ("не пожелай ни жены его, ни вола его, ни добра его"), потому имя дамы, как и имена верблюдов оказались скрытыми в мраке веков. Даже если предположить, что это жена Лота, то и она безымянна.

-14

Дальнейшие судьбы персонажей.

Аврам в возрасте ста лет стал Авраамом, по повелению Бога выполнив себе обрезание. Он зачал с бывшей до этого бесплодной женой - Исаака, а затем, уже совсем в глубокой старости, еще множество детей, давших начало множеству народов. Это именно к нему в дом пришли ангелы (иконописный сюжет нескольких вариантов "Троицы", от ветхозаветной, до рублевской) и затем из его дома два ангела отправились в Содом (их визит для города закончился печально, хоть и справдливо). И именно его Бог испытвал на верность, едва не заставив принести в жетву собственного сына - Иссака.

Лот продолжал жить в Содоме до уничтожения города. Его жена правратилась в соляной столб, оглянувшись, вопреки запрету, посмотреть, что там ангелы творят с любимым городом. Лот затем стал отцом собственным внукам, когда его дочери решили, что все люди на земле погибли.

Мельхиседек появился еще несколько раз - в романе "Сто лет одиночества" в виде ученого цыгана-коммерсанта, и в "Алхимике" Коэльо, где он забрал десятую часть стада у главного героя.

Безымянные верблюды были, вероятно, похоронены, поскольку Святое Писание запрещает поедать свиней, верблюдов и кроликов.

Свой Содом есть и у нас, это село в Саратовской области.

Вот так, читая первоисточники, мы легко определили всех действующих лиц этого библейского сюжета. А вы любите разгадывать такие ребусы?