Найти тему
СберБизнес

«‎Раз со своей слепотой ничего поделать не могу, надо превратить это в преимущество»: как устроена работа незрячего копирайтера

Оглавление

Елена Сичкар не видит с рождения. После школы отучилась в медколледже, а переехав в Москву, исполнила мечту детства — получила образование переводчика. Но найти работу по профессии не получилось. В итоге Елена прошла курсы копирайтинга и теперь пишет статьи для компаний и независимых специалистов. Она рассказала, почему выбрала эту профессию, как находит клиентов и работает с текстом.

«Когда у тебя есть ограничения по здоровью, выбор профессии ограничен…»

Я родилась и жила в Самарской области. Училась в вечерней школе при предприятии для слепых и мечтала заниматься переводами. Но тогда это было невозможно: в школе не преподавали английский.

Когда у тебя есть ограничения по здоровью, выбор профессии сужается: два самых популярных направления — музыка и массаж. Да, незрячие могут заниматься разной интеллектуальной работой. У меня есть знакомые юристы, программисты, звукорежиссёры. Другое дело, что человек с особыми потребностями тратит гораздо больше времени и усилий, чтобы освоить профессию.

Я выучилась на массажиста в медицинском колледже, но найти работу рядом с домом не удалось. К 2012 году вышла замуж, переехала в Москву и осуществила мечту — поступила на дистанционное обучение в университет на переводчика. Впрочем, и с этой профессией не сложилось.

Чтобы быстро переводить большие объёмы информации, специалисты пользуются базами машинного перевода. Без этого даже на работу не устроиться: владение программой прописано в офере. Я поняла, что, даже если найду работу, буду получать крайне мало, поскольку мне придётся переводить вручную: это долгий процесс. Так я решила искать другую сферу.

Из переводчика в копирайтеры

Сначала я пробовала на заказ расшифровывать аудиозаписи в текст, но надолго меня не хватило — работа сложная, а доход скромный. Тогда решила попробовать себя в редактуре и прошла курс, который по факту оказался про копирайтинг.

Мне понравилось, и я прошла второе, углублённое обучение. Там уже рассказали про основы маркетинга, работу с текстами, как удержать внимание читателя, как писать для соцсетей.

На первом обучении я не сказала о слепоте. Признаться пришлось, когда надо было подготовить рассылку, а я не могла выполнить задание. Во второй раз я сразу предупредила, что не вижу. Создатели курса переработали под меня часть программы и даже сделали специальную систему оценок.

Первые клиенты

Первыми клиентами стали разработчик приложения дополненной реальности и пластический хирург. Я откликнулась на объявление в чате с вакансиями, и меня выбрали.

Долгосрочный проект появился через пять месяцев: я увидела предложение вести блог нутрициолога, у меня как раз тогда вышел текст на эту тему. Мы сотрудничали четыре месяца.

Тогда я сразу сказала, что не вижу: когда заказчик знает о твоих особенностях, общаться проще. Например, он заранее понимает, что я не могу подобрать картинки. Клиент принял это спокойно — у нас ни разу не возникло проблем. К тому же моя работа — писать тексты, а это я делаю не хуже зрячих коллег.

Рабочий процесс незрячего копирайтера: как всё устроено

Работаю я так же, как все люди. Только использую экранного диктора, он же скринридер — это программа, которая озвучивает текст на экране. А ещё незрячим недоступна мышка, поэтому приходится запоминать сотни значений горячих клавиш.

Основной минус скринридера в том, что невозможно мгновенно найти нужную часть текста, чтобы её отредактировать. Ускорить процесс помогает поиск по словам.

Да, есть ИИ, голосовые помощники и нейросети, но использовать их для основной части работы неудобно. При этом нейросети помогают мне собирать фактуру для будущей статьи. А голосовые помощники мне просто не нравятся: кажусь себе ненормальной, когда общаюсь с ними.

Зачем копирайтеру портфолио и где взять примеры работ

На старте важно сформировать портфолио — примеры текстов и проектов, которые показывают потенциальным клиентам, как вы пишете, на какие темы, с какими заказчиками работали. Чем популярнее медиа и статуснее компания в портфолио, тем больше шансов получить новый заказ. Впрочем, когда начинаешь, выбирать заказчика не приходится.

Искать работу начинающему копирайтеру стоит везде — от сайтов вакансий до профильных чатов в мессенджерах. Можно составить список медиа, которые вам нравятся, и попробовать написать текст для них — это хороший способ сформировать портфолио. Главный принцип — пробовать. Если в день отправлять хотя бы 20 откликов или предложений, работа найдётся быстро.

Как получить заказ

Важно правильно откликнуться на предложение. Если просят прислать примеры трёх текстов — нужно прислать именно три, а не десяток. В отклике стоит подчеркнуть важные для заказчика детали, указанные в объявлении. Подстраивайтесь под конкретного заказчика и не высылайте всем стандартную презентацию о себе.

Сколько зарабатывает копирайтер

Уровень дохода копирайтеров очень разный: у кого-то выходит и 100 тыс. рублей, и 150 тыс., и 35 тыс. в месяц. Кроме того, можно работать по разным схемам: на окладе, получать оплату за проект или за каждый текст.

На старте я занижала стоимость работы, чтобы получить заказ. Сейчас я уверена в себе и собрала портфолио, поэтому спокойно назначаю сумму, которую считаю комфортной. Недавно я прошла новый курс, который мне помог вырасти как специалисту, но синдром самозванца мешает резко поднять цену. Делаю это постепенно: например, понимаю, что у меня хорошо получается писать для Telegram, у клиента есть результаты, поэтому следующему заказчику ставлю уже более высокий прайс.

Зачем мне личный бренд и как он помогает привлекать клиентов

Чтобы заказчики приходили сами, нужно работать над личным брендом. Например, я веду Telegram-канал, где рассказываю о нюансах работы, успехах и фейлах и случаях с заказчиками.

Даже если подписчики просто пролистывают посты, я знаю, что, когда им понадобится текст, они вспомнят обо мне.

Когда я начинала вести блог, у меня не было чёткой цели, каким он должен быть. Со временем поняла: раз со своей слепотой ничего поделать не могу, надо превратить это в преимущество. Мне кажется, что людям будет интересен мой опыт. Начинающих копирайтеров много, а начинающих слепых копирайтеров мало.