- «Почему святые считали себя грешниками?»
Смотря с кем сравнивать! Если с дядей Васей из соседнего двора, то я, конечно, светлый человек. Он, бывает, и выпивает, и все такое… А я такой праведный и благочестивый. Если сравнивать себя с Господом Богом, к Которому обращаешься и молишься, от Которого, собственно, и святость, и свет... Сопоставляешь себя и думаешь: «Господи, какой я грешник, да великий!». Всё же в сравнении познается.
Почему святые, например, которые достигали действительно каких-то нравственных высот, удивительной святой жизни люди, при этом считали себя великими грешниками? Они об этом прямо говорили. Современный человек может читать жития святых: какой-то подвижник вел аскетический образ жизни и когда умирал, говорил, что он великий грешник! У человека может закрасться мысль, что здесь, наверное, какое-то лицемерие. Что ж он так говорит? Неужели он не знает, что святой жизни? В том-то и дело, что никакого лицемерия нет, потому что когда человек сопоставляет себя с Господом, он видит, что он сам большой грешник. Но если он отвернет свой взор от Господа и посмотрит на людей, которые за спиной, он скажет: «Да, конечно, вот я! А эти что?» Вот она, почва для превозношения. Поэтому Господь многим как раз и не позволяет высоко подняться: «Будь там, в этом болотце. Главное, чтобы ты совсем не потерял тягу к чистоте, святости. Сиди, смиряйся».
Тем-то и удивителен подвиг святых, что они смогли достичь такой высоты, нравственной чистоты и при этом не возгордились, видели свою греховность, свое несовершенство, сопоставляя себя с Богом. И нам следует в нашей повседневной жизни делать то же самое. Когда, например, плотник будет сравнивать свое мастерство с людьми, которые плохо им владеют, то он будет себе казаться мастером на все руки, а если будет смотреть на другого мастера, то сам начинает стремиться. Смотря на тех, кто лучше тебя, тянешься за ним потихонечку, а если будешь смотреть на тех, кто хуже, то будешь себе казаться мастером-фломастером, самым правильным, благочестивым, замечательным человеком, мерой всех вещей. И в повседневной жизни так, и в духовной.
- «А кого Вы чаще видите: Господа Бога или дядю Васю?»
Я чаще стараюсь видеть Господа Бога. Но в каком смысле видеть? Мысленный взор туда обращать. Вокруг много людей, но надо чаще про Бога думать. По крайней мере, сопоставлять себя с Ним, а не с окружающими.
Кстати, интересно на эту тему размышлять. Священник, который стоит в храме и молится, совершая богослужение, стоит спиной к людям, а лицом к Богу. То есть он один из присутствующих людей, совершающих богослужение. Они молятся, а он старший в христианской общине. Он возглавляет ее и предстательствует пред Богом за людей, за приход, за свою паству. А если священник будет стоять, как у протестантов, чаще всего лицом к людям, то получается так: «Вот я, вот мои слова, вот моя проповедь. Вот Господь, мы о Нем говорим. В целом, вы меня слушаете, я вас учу». Атмосфера, обстановка при этом совсем иные.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.